Цикл занятий по изобразительной деятельности "Наш герб и флаг"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  1. Формировать устойчивый интерес и желание изучать государственную символику родного государства, округа, города.
  2. Расширять и обогащать знания детей о гербе и флаге родного города Муравленко, Ямало-ненецкого автономного округа, России.
  3. Совершенствовать умения владеть приемами техники “Цветные нитки”, самостоятельно выполнять работу по образцу.
  4. Продолжать знакомить детей с ненецкими орнаментами.
  5. Учить подбирать цвета и составлять простейшие узоры ненецких орнаментов.
  6. Развивать творчество, фантазию, самостоятельность.
  7. Воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине, родному городу, гордости за родное отечество.

Предварительная работа.

  1. Беседы о государственном символике родного города, округа, Российской федерации (гербе, флаге, гимне).
  2. Экскурсии по городу, наблюдение за использованием государственной символики в повседневной жизни (здание администрации, школа и т.д.).
  3. Экскурсия в краеведческий музей (городской, школьный).

Занятие 1. Тема: “Герб и флаг России”.

Программное содержание.

  1. Формировать устойчивый интерес и желание изучать государственную символику родного государства.
  2. Расширять и обогащать знания детей о гербе и флаге России.
  3. Обобщить элементарные представления детей о происхождении и функциональном назначении российского герба и флага, символическом значении цвета и образов (орёл, всадник).
  4. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, высказывать собственное мнение.
  5. Закрепить умение и навыки в самостоятельной художественной деятельности, умение передавать в рисунке свое представление, добиваясь выразительности.
  6. Воспитывать чувства патриотизма, любви к России, родному городу, гордости за родное отечество.

Наглядные пособия и материалы:

  • рисунки герба и флага России;
  • эмблемы детских команд; фишки для викторины;
  • изобразительный материал;
  • музыкальное сопровождение.

Материал и оборудование:

  • альбомные листы,
  • гуашь, кисти,
  • баночки с водой,
  • салфетки,
  • цветные карандаши и.т. д.

Ход викторины

Звучит музыка, жюри из трёх человек проходит на свои места, участники игры заходят в зал.

Ведущий:

Россия! Родина моя!
Храни себя!
Свои просторы голубые,
До боли милые, родные.
Россия! Родина моя!
Твоя и наших близких.
За всё спасибо говорим
И кланяемся низко!

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас необычный день!

Впервые в нашем детском саду собрались ребята из двух групп, чтобы принять участие в очень интересной и познавательной викторине, которая называется “Герб и флаг Росси”.

Две замечательные команды “Карандаши” и “Кисточки” приготовили друг другу свои приветствия:

1. Команда “Карандаши”, ваше приветствие соперникам:

Чудо-цветные карандаши
Детям и взрослым очень нужны!

2. Команда “Кисточки”, ваше приветствие соперникам:

Кисти и краски наш мир оживят,
И листик бумаги в мечту превратят. (Дети садятся).

Ведущий: Перед вами строгое и справедливое жюри (представить членов жюри – из педагогов и родителей.)

А теперь послушайте правила игры:

  1. Оценкой за правильный ответ будут фишки. Чья команда наберёт больше фишек, та и будет считаться победителем.
  2. Ведущий задаёт вопросы по очереди каждой команде. Вторая команда при этом молчит.
  3. Ответить на заданный вопрос может любой участник команды, но при этом нужно поднять руку.
  4. Если команда не сможет ответить на вопрос, право ответа передаётся другой команде.
  5. За правильный ответ выставляется фишка рядом с вашей эмблемой.
  6. Ответ должен быть ясный и чёткий.

1 тур викторины.

Ведущий: И так, мы начинаем нашу викторину. (Звучит веселая мелодия, в зал забегает Незнайка.)

Незнайка: Подождите, как это начинаем? А я? Как это, без меня? Здравствуйте! Это детский сад “Незнайка”? “Оленёнок”? Ой, правильно – это же я Незнайка, а искал я как раз детский сад с веселым северным названием “Оленёнок”. Меня прислали к вам мои друзья коротышки из “Цветочного города” как самого умного, самого умного, умного…

Ведущий: Погоди, погоди, по-моему ты хвастаешь.

Незнайка: Нечего я не хвастаю, вот у меня и письмо от коротышек, они узнали про вашу игру и решили послать меня, чтобы я научил вас рисовать.

Ведущий: Ребята, послушайте лучше, что пишут жители “Цветочного города”:

“Дорогие ребята! Посылаем к вам Незнайку, чтобы он вспомнил, что такое герб и флаг, и научился рисовать”.

Незнайка: Я умею рисовать, просто всем коротышкам почему-то не нравится. Вот (показывает свои смешные рисунки).

Ведущий: Ты знаешь, Незнайка, это очень хорошо, что ты именно сегодня попал к ребятам. Если ты будешь сейчас внимательно слушать и запоминать, что будут говорить и делать дети, ты обязательно всё вспомнишь и научишься рисовать правильно. Так что устраивайся удобнее и внимательно слушай.

Итак, внимание, вопросы викторины:

  1. Какие отличительные знаки нашей Родины вы знаете? (Флаг и герб)
  2. Что означает Российский флаг? (Единство страны)
  3. Сколько цветов в Российском флаге?
  4. Что означает белый цвет? (Мир и чистоту совести).
  5. Синий цвет? (Небо, верность и правду).
  6. Красный цвет? (Огонь и отвагу).
  7. Что изображено на гербе? (Двуглавый орёл).
  8. Что изображено на монетах?
  9. Как называются монеты, на которых изображён всадник? (Копейка).
  10. Для чего нужен герб? (Чтобы отличить одно государство от другого, монеты своей страны от иностранных монет, для печатей и т.д.)

Игровая разминка “Необычный рисунок”.

Ведущий: Ребята, с помощью чего мы можем рисовать? (Ответы детей). Молодцы, но, оказывается, рисовать можно еще одним очень интересным способом – с вашей помощью, с помощью вас самих.

Первая команда рисует круг, ёлочку. Вторая команда - из самих себя квадрат, ежа. (можно при выполнении задания садится, стоять и даже лежать).

2 тур викторины.

Ведущий: Послушайте следующее задание. Нужно разложить рисунки с гербами и флагами по группам: 1 группа – государственные флаги; 2 группа – государственные гербы.

Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданием.

3 тур викторины.

Ведущий: Объявляется последний 3 тур викторины “Рисуем сами”.

Теперь вы будете художниками.

Незнайка: А можно я тоже с ребятами попробую порисовать?

Ведущий: Хорошо, но сначала послушайте задание. Мы сегодня с вами ребята вспомнили о флаге России. Нужно нарисовать правильно, передовая определённые цвета флага нашей Родины - великой России. (Звучит спокойная музыка). Незнайка садится рисовать вместе с детьми. Работы выставляются перед жюри.

Подведение итогов викторины и творческого конкурса.

Слово жюри. Подведение итогов. Поздравление победителей, вручение призов.

Ведущий: Ну, вот и закончилась наша игра.

И в шесть, и в десять лет, и в пять -
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Всё, что его интересует!

Незнайка:

Цветы и птицы,
Лес и сказки…
Все нарисуем, были б краски,
Да лист бумаги на столе,

Дети: И мир в семье и на земле!

Незнайка: До свидания, мои дорогие, спасибо за хороший урок и за ваши рисунки. Я у вас многому научился! До новой встречи!

Занятие 2. Тема: “Знакомство с гербом и флагом Ямало-Ненецкого автономного округа”.

Программное содержание.

  1. Формировать устойчивый интерес и желание изучать государственную символику родного государства, округа.
  2. Расширять и обогащать знания детей о гербе и флаге родного края - Ямало-ненецкого автономного округа, знакомить с их символическим значением.
  3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, высказывать собственное мнение.
  4. Совершенствовать умения владеть простейшими приемами техники “Цветные нитки”, самостоятельно выполнять работу по образцу. Продолжать знакомить детей с ненецкими орнаментами.
  5. Учить подбирать цвета и составлять простейшие узоры ненецких орнаментов.
  6. Развивать творчество, фантазию, самостоятельность.
  7. Воспитывать чувства патриотизма, любви к России, гордости за родное отечество.

Наглядные пособия и материалы.

  1. Иллюстрации флага и герба ЯНАО.
  2. Образцы орнаментов народов севера, схемы орнаментов.
  3. Книга “Мой дом Север” Н. Дудникова, книга “Город на Ямале – Муравленко” В. Быковского.

Материалы и оборудование:

  • цветные нитки,
  • клей ПВА,
  • кисточки для клея,
  • салфетки.

Музыкальное сопровождение – мелодии народов севера.

Изостудия оформлена предметами быта коренных жителей Ямала.

Ход занятия

За уральскими горами,
Здесь, на краешке земли,
За холодными морями,
Где живут друзья мои,
Полуостров есть Ямал…

Педагог: Все мы с вами, ребята, дружно живем в богатом, огромном северном крае.

Как он называется? (Ответы детей.)

Что означает название Ямал? (Край земли.)

Мы живем на ямальской земле. Когда-то, очень давно, смелые, сильные люди открыли эту землю, поселились здесь, оценили огромные богатства природы севера, полюбили свою родину, дали ей название Ямал.

Чем же богата ямальская земля? (Природа, грибы, ягоды, звери, рыба.)

Без каких животных невозможно представить Ямал? (Без оленей.)

Что дают олени для коренных народов севера? (Одежду, жилище, пища, транспорт.)

Но самое главное богатство Ямала – это его люди. Суровый климат северной земли научил людей справляться с любыми трудностями природы.

Давайте вспомним, какие народы проживают на Ямале? (Ханты, ненцы, селькупы, манси.)

Совсем недавно мы с вами посетили городской музей, где познакомились с предметами быта, одежды, украшений коренных жителей севера.

Чем украшают свою одежду северные мастерицы? (Бисером, северными орнаментами, мехом…)

Мы с вами познакомились с северными различными орнаментами, каждое их них имеет свое название и свой графический рисунок или схему.

Сейчас я проверю, кто из вас хорошо запомнил эти орнаменты и сможет их узнать и назвать. Ребята, вспомните, какими узорами, орнаментами мастерицы украшают одежду, головные уборы, обувь.

Игровая разминка “Отгадай орнамент”

Педагог: Я буду вам показывать схемы орнаментов, а вы, должны внимательно подумать и назвать, как они называются.

  1. “головёшки”.
  2. “оленьи рога”.
  3. “заячьи уши”.
  4. “медвежьи уши”.
  5. “сломанный сук”.
  6. “чум”.
  7. “локоть песца”.

Педагог: Сегодня я хочу вам рассказать о гербе и флаге нашего края, Ямала.

Герб нашего края состоит из щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя стоящие на льдинах. На голубом щите северный олень, сопровождаемый вверху Полярной звездой. Внизу лента с орнаментом.

Наличие трёх цветов на флаге автономного округа подтверждает вхождение его в состав Российской Федерации. Красный цвет означает - цвет мужества, силы, могущества и жизни.

Белый цвет - чистоты, миролюбия и мудрости. Сине-голубой цвет - цвет моря, воды, неба, газа.

Белый орнамент “Оленьи рога” символизируют основу жизни.

Игровая разминка:

Мы превратимся в северных оленей (руки над головой) и помчимся по тундре (звучит музыка, дети выполняют танцевально-ритмичные движения, имитируя оленей).

А сейчас мы на пастбище, достаём копытом ягель (дети выполняют движения, имитируя оленей).

В озере напились воды и отдыхаем. (Дети выполняют движения, имитируя оленей).

Часть 2. Творческое задание по изобразительной деятельности.

По дорожке мы шли,
клубок ниточек нашли.
Клубок маленький, нитка аленька.
Клубок катится, нитка тянется.
Будем нитки разрезать,
Ниткой будем рисовать.

Педагог: Ребята мы сегодня с вами продолжим работу с цветными нитками. Будем выполнять не просто рисунок, мы нарисуем с помощью волшебных ниток флаг Ямало-Ненецкого автономного округа.

Правила работы:

  1. Вы должны сначала простым карандашом нарисовать рисунок.
  2. 2Далее работаем цветными нитками. Перед вами распущенные, готовые нитки, которые нужно правильно подобрать по цвету для своего рисунка.
  3. Цветные нитки аккуратно наклеиваются по рисунку.
  4. Для работы с клеем используем кисточки.

(По окончании задании работы выставляются для общего просмотра и анализа)

Педагог: Мне очень понравилась, как вы сегодня работали. Все отлично справились с заданием. Мы с вами живём на ямальской земле, которая входит в состав российского государства. И мы, как преданные граждане своего государства должны знать его герб и флаг, гордиться ими, любить родной край и свою Родину.

Занятие 3. Тема: “Знакомство с гербом и флагом родного города Муравленко”.

Программное содержание.

  1. Формировать устойчивый интерес и желание изучать государственную символику родного города.
  2. Расширять и обогащать знания детей о гербе и флаге родного края - Ямало-ненецкого автономного округа и города Муравленко, знакомить с их символическим значением.
  3. Развивать наблюдательность, умение сравнивать, высказывать собственное мнение.
  4. Совершенствовать умения владеть простейшими приемами техники “Цветные нитки”, самостоятельно выполнять работу по образцу.
  5. Продолжать знакомить детей с ненецкими орнаментами.
  6. Учить подбирать цвета и составлять простейшие узоры ненецких орнаментов.
  7. Развивать творчество, фантазию, самостоятельность.
  8. Воспитывать чувства патриотизма, любви к России, родному городу, гордости за родное отечество.

Наглядные пособия и материалы.

  1. Иллюстрации флага и герба Российской федерации, родного города.
  2. Образцы орнаментов народов севера, схемы орнаментов.
  3. Книга “Мой дом Север” Н. Дудникова, книга “Город на Ямале – Муравленко” В.А. Быковского

Материалы и оборудование:

  • цветные нитки,
  • клей ПВА,
  • кисточки для клея,
  • салфетки.

Музыкальное сопровождение – мелодии народов севера.

Изостудия оформлена предметами быта коренных жителей Ямала.

Ход занятия

В Росси много городов,
Но лишь один мне нравиться
Он город молодой
И этим славится.
В нём жизнь бурлит,
Как горная река,
В нём люди любят труд
И город берегут!

Педагог: Ребята на прошлых занятиях мы с вами познакомились с гербом и флагом нашей Родины - России и Ямало-ненецкого автономного округа. Давайте вспомним:

  1. Что означает Российский флаг? (Единство страны.)
  2. Сколько цветов в Российском флаге? (3)
  3. Что означает белый цвет? (Цвет мира и чистоты.)
  4. Синий цвет? (Небо, верность и правда.)
  5. Красный цвет? (Огонь и отвага.)
  6. Кто изображен на гербе России? (Двуглавый орёл.)
  7. Какие животные изображены на гербе округа? (Два медведя и олень.)
  8. Как называется белый орнамент изображенный на гербе и флаге нашего округа? “Оленьи рога”.
  9. Для чего нужен герб? (Чтобы отличить одно государство от другого, монеты своей страны от иностранных монет, для печатей…)

Молодцы!

Педагог: Сегодня я хочу вам рассказать о гербе и флаге нашего родного города. Город

Муравленко является неотъемлемой частичкой Ямала – Ненецкого автономного округа, который по-другому называется Ямал.

Педагог: Ребята кто скажет, чьим именем назван наш город?

Правильно, наш город назван в честь Виктора Ивановича Муравленко. Давайте поговорим о флаге и гербе родного города. Вспомните ребята, совсем недавно мы гуляли по улицам нашего города. Возле какого здания мы наблюдали государственные флаги? Правильно. А теперь посмотрите на флаг и герб города. (Наглядная демонстрация флага и герба города). Флаг и герб отражают национальный колорит, деятельность местного населения. Два ключа на гербе города символизируют, пересечение двух начал: нефти и города. Многие жители города – это ваши папы и мамы, трудятся в нефтяной промышленности, добывают нефть и газ. Герб означает, что наш город Муравленко – город нефти. Тоже самое мы видим и на флаге города – два опрокинутых накрест ключа. Вдоль нижнего края есть белый орнамент “оленьи рога” - символ основы жизни на ямальской земле. Этот орнамент мы уже встречали на гербе и флаге округа. Сине-голубой цвет означает - цвет моря, воды, неба, газа.

Игровое задание “Найди отличия и сходства”.

Ребята, перед вами флаги России, автономного округа и города Муравленко. Вам нужно сначала назвать сходства между флагами, а потом отличия.

Игровая разминка:

Мы превратимся в северных оленей (руки над головой) и помчимся по тундре (звучит музыка, дети выполняют танцевально-ритмичные движения, имитируя оленей).

А сейчас мы на пастбище, достаём копытом ягель (дети выполняют движения, имитируя оленей).

В озере напились воды и отдыхаем. (Дети выполняют движения, имитируя оленей).

Часть 2. Творческое задание по изобразительной деятельности.

Клубок с ниткой голубой,
Поиграть решил с тобой.
Всем доставлю радость я!
Цветные нитки – наши друзья!

Педагог: Посмотрите, какой формы флаг? Какого цвета?

Два опрокинутые ключа, какого цвета?

Где нарисован белый орнамент “оленьи рога”?

Правильно, а теперь нас ждут волшебные, цветные нитки. Мы сегодня нарисуем из цветных ниток флаг нашего родного города Муравленко. Перед вами лежит силуэт флага из картона и распущенные цветные ниточки. Но сначала вспомните правила работы.

Правило работы:

  1. Вы должны сначала простым карандашом на флаге нарисовать два ключа и снизу узор “оленьи рожки”.
  2. Далее работаем цветными нитками. Готовые нитки, вам нужно правильно подобрать по цветам для своего рисунка.
  3. Цветные нитки аккуратно наклеиваются по рисунку.
  4. Для клея используем кисточки.

(Для подведения итога готовые работы выставляем перед детьми на доске).

Педагог: Ребята посмотрите, какие хорошие получились работы.

Теперь мы с вами знаем и умеем отличать флаги своего города, родного края, России. Все мы взрослые и дети должны гордиться символами нашего государства.

Список литературы:

  1. Голованова М.П. “Герб и флаг гимн России”, Москва “РОСМЭН”, 2003 г.
  2. Ривина Е.К. “Герб и флаг России”, Москва “АРКТИ”, 2003 г.
  3. Доронова Т.Н. “Изобразительная деятельность и эстетическое развитие детей от 6 до 7 лет”, Москва, 1999 г.