Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Определение спряжения глаголов с безударным окончанием"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: открытия нового способа действия

Тема урока: Определение спряжения глаголов с безударным окончанием

Цели урока: 1. Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием, через решение проблемной ситуации на основе исследования.

2. Формировать навык самоконтроля.

3. Воспитание самостоятельности, творческой активности учащихся; уважение к самому себе; умения прислушиваться к мнению других.

Оборудование: карточки:

а) две со словами (кол.т (дрова)

б) с буквами

- [у] –[ю]
- [а] - [я]

в) со словами: пишет, затянет, влияете, поборете, желтеем, дежуришь, ходит, любите, лепим;

г) с выполненным упр. № 257, стр.163.

Ход урока

I. Организационный момент

а) приветствие;

б) запись числа, классной работы.

II. Этап актуализация знаний

1.  Работа со словами, записанными на доске.

На доске: найдут, шалишь, зубрят, вернешься, торчат, соберешься, посчитают.

- Ребята! Прочитайте слова, записанные на доске.

- Что общего в этих словах?

- Докажите, что это глаголы.

- Распределите эти глаголы на две группы. (Учащиеся распределяют данные глаголы на две группы – устно).

а) по виду:

Совершенный

Несовершенный

найдут, соберешься,

торчат, шалишь, зубрят

вернешься, посчитают

б) по возвратности:

Возвратный

Невозвратный

соберешься, вернешься

торчат, найдут, шалишь, зубрят,

посчитают

в) по спряжению:

I спряжение

II спряжение

найдут, соберешься, вернешься,

торчат, шалишь, зубрят

посчитают

г) лицо, число

2л., ед.число

3л., мн.число

шалишь, соберешься, вернешься

найдут, торчат, зубрят, посчитают

д) с и без

с

без

найдут, соберешься, посчитают

торчат, шалишь, вернешься, зубрят

е) с ударным image3.gif (89 bytes); и безударным image3.gif (89 bytes);

с image2.gif (177 bytes);

с image3.gif (89 bytes);

найдут, торчат, шалишь, соберешься,

посчитают

вернешься, зубрят

  • В какой классификации у нас в одной из групп оказался 1 глагол? (; или ; )
  • (Прочитайте глаголы и поставьте ударение. Что вы заметили?)
  • К какому спряжению относится глагол посчитают? Как вы это определили?
  • Что вы можете сказать об окончаниях глаголов первого спряжения? (Правило)

Вывод: в окончаниях глаголов первого спряжения пишется гласная е, а в третьем лице множественного числа –

2. Проспрягайте глагол посчитают. (Фронтальная работа)

  • Чем отличается этот глагол от тех, которые мы спрягали ранее? (У него безударное окончание)
  • Так как же мы определили спряжение глагола с безударным окончанием? (По 3 л. мн.ч.)

Вывод: Мы определили спряжение у глагола с безударным окончанием по 3 л. мн.числа и сказали, что это глагол первого спряжения, так как в третьем лице множественного числа окончание – ют, следовательно гласная в окончании – е.

III. Этап разрыва между знанием и незнанием

1. Определите к какому спряжению относится данный глагол:

На доске: (карточка) кол.т (дрова)

Ответы детей

(1-й уч. Глагол кол.т относится ко П спряжению. Почему? Потому, что в 3 лице множественного числа окончание -  .

2-й уч. Глагол кол.т относится к I спряжению, так как в 3 лице множественного числа

окончание –  ).

Вывод: работает в данном случае способ определения спряжения по 3 лицу множественного числа? Нет, не работает.

IV. Этап целеполагание

  • Значит какая наша цель урока? (Найти другой способ определения спряжения глагола с безударным окончанием).

V. Этап решение проблемы

1. Работа по карточкам в группах

А. Планирование работы.

Вам нужно:

а) определить спряжение глаголов, выделив окончание;

б) образовать неопределённую форму глагола;

в) выделить глаголы с суффиксом – ить.

г) понаблюдать и сделать вывод: как можно определить спряжение глагола, если 3 лицо множественное число не помогает.

Карточка:

Глагол

Спряжение

Неопределенная ф.

пишет

   

затянет

   

влияете

   

поборете

   

желтеем

   

дежуришь

   

ходит

   

любите

   

лепим

   

Заполненная детьми карточка:

Глагол

Спряжение

Неопределенная ф.

пишет

I

^
а

затянет

I

^
у

влияете

I

^
я

поборете

I

^
о

желтеем

I

^
е

дежуришь

II

^
и

ходит

II

^
и

любите

II

^
и

лепим

II

^
и

Б. Работа в группа.

а) Распределение обязанности в группе.

б) Выполнение работы.

в) Обсуждение итогов.

Представитель от группы озвучивает вывод.

Вывод: спряжение глаголов с безударными личными окончаниями

2. Анализ работы группы

  • Какой вариант работы более эффективен?

3. Подтверждение сделанного вывода по правилу в учебнике

  • Работа с правилом, стр.162 учебника

  • Где мы можем найти подтверждение нашему выводу?

  • Чтение правила, стр.162.

VI. Этап cоставления алгоритма определения спряжения

1. Определите спряжение глагола кол.т

  • К какому спряжению относится глагол, записанный на доске, если нам не помогло 3 л. мн. число.?

Вывод: колоть – суффикс – о, перед –ть указывает на первое спряжение, значит это глагол первого спряжения.

2. Составление схемы опоры

  • Давайте составим схему, которая поможет нам правильно определять спряжение глаголов и безошибочно писать гласную в безударно-личных окончаниях глаголов (работа в группах)
  • Начинает учитель на доске:

VII.Физминутка (на внимание)

а) Я буду читать глаголы. Если для определения спряжения надо ставить глагол в н.ф., то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то показываете спряжение: первое или второе.

  • Благодарим, мешаем, сотрешь, привезут, читаем, рисуете, трем, носят, косит, злишь.

б) Пальчиковая гимнастика: “Колечки”, “Перекаты”.

VIII. Упражнение в определении, какую гласную надо писать в безударном личном окончании глагола.

(Самопроверка по карточке учителя)

1. Упражнение № 257, стр. 163

  • Индивидуально-дифференцированная работа.

Гр.А – Вставить в учебнике гласные и написать мини сочинение, используя данные словосочетания.

Гр.Б – Списать слова, самостоятельно (самопроверка) (некоторым учащимся меньшая нагрузка)

Гр.В – Определение гласной в &127; под рук.учителя.

2. Зачитывание мини сочинения.

IX. Итог урока

  • Что узнали нового об определении спряжения глаголов, если окончание безударное?

X. Оценка эмоционального состояния

  • Оцените себя: на сколько я умею определять спряжение глаголов с безударным окончанием.

XI. Домашнее задание

- стр.162 (правило), дидактический материал стр.63,

упр.№ 144.