Тип урока: открытия нового способа действия
Тема урока: Определение спряжения глаголов с безударным окончанием
Цели урока: 1. Учить учащихся определять спряжения глаголов с безударным окончанием, через решение проблемной ситуации на основе исследования.
2. Формировать навык самоконтроля.
3. Воспитание самостоятельности, творческой активности учащихся; уважение к самому себе; умения прислушиваться к мнению других.
Оборудование: карточки:
а) две со словами (кол.т (дрова)
б) с буквами
- [у] –[ю]
- [а] - [я]
в) со словами: пишет, затянет, влияете, поборете, желтеем, дежуришь, ходит, любите, лепим;
г) с выполненным упр. № 257, стр.163.
Ход урокаI. Организационный момент
а) приветствие;
б) запись числа, классной работы.
II. Этап актуализация знаний
1. Работа со словами, записанными на доске.
На доске: найдут, шалишь, зубрят, вернешься, торчат, соберешься, посчитают.
- Ребята! Прочитайте слова, записанные на доске.
- Что общего в этих словах?
- Докажите, что это глаголы.
- Распределите эти глаголы на две группы. (Учащиеся распределяют данные глаголы на две группы – устно).
а) по виду: |
|
Совершенный |
Несовершенный |
найдут, соберешься, |
торчат, шалишь, зубрят |
вернешься, посчитают |
|
б) по возвратности: |
|
Возвратный |
Невозвратный |
соберешься, вернешься |
торчат, найдут, шалишь, зубрят, |
посчитают |
|
в) по спряжению: |
|
I спряжение |
II спряжение |
найдут, соберешься, вернешься, |
торчат, шалишь, зубрят |
посчитают |
|
г) лицо, число |
|
2л., ед.число |
3л., мн.число |
шалишь, соберешься, вернешься |
найдут, торчат, зубрят, посчитают |
д) с и без |
|
с |
без |
найдут, соберешься, посчитают |
торчат, шалишь, вернешься, зубрят |
е) с ударным ; и безударным ; |
|
с ; | с ; |
найдут, торчат, шалишь, соберешься, |
посчитают |
вернешься, зубрят |
- В какой классификации у нас в одной из групп оказался 1 глагол? (; или ; )
- (Прочитайте глаголы и поставьте ударение. Что вы заметили?)
- К какому спряжению относится глагол посчитают? Как вы это определили?
- Что вы можете сказать об окончаниях глаголов первого спряжения? (Правило)
Вывод: в окончаниях глаголов первого спряжения пишется гласная е, а в третьем лице множественного числа –
2. Проспрягайте глагол посчитают. (Фронтальная работа)
- Чем отличается этот глагол от тех, которые мы спрягали ранее? (У него безударное окончание)
- Так как же мы определили спряжение глагола с безударным окончанием? (По 3 л. мн.ч.)
Вывод: Мы определили спряжение у глагола с безударным окончанием по 3 л. мн.числа и сказали, что это глагол первого спряжения, так как в третьем лице множественного числа окончание – ют, следовательно гласная в окончании – е.
III. Этап разрыва между знанием и незнанием1. Определите к какому спряжению относится данный глагол:
На доске: (карточка) кол.т (дрова)
Ответы детей
(1-й уч. Глагол кол.т относится ко П спряжению. Почему? Потому, что в 3 лице множественного числа окончание - .
2-й уч. Глагол кол.т относится к I спряжению, так как в 3 лице множественного числа
окончание – ).
Вывод: работает в данном случае способ определения спряжения по 3 лицу множественного числа? Нет, не работает.
IV. Этап целеполагание- Значит какая наша цель урока? (Найти другой способ определения спряжения глагола с безударным окончанием).
1. Работа по карточкам в группах
А. Планирование работы.
Вам нужно:
а) определить спряжение глаголов, выделив окончание;
б) образовать неопределённую форму глагола;
в) выделить глаголы с суффиксом – ить.
г) понаблюдать и сделать вывод: как можно определить спряжение глагола, если 3 лицо множественное число не помогает.
Карточка:
Глагол |
Спряжение |
Неопределенная ф. |
пишет |
||
затянет |
||
влияете |
||
поборете |
||
желтеем |
||
дежуришь |
||
ходит |
||
любите |
||
лепим |
Заполненная детьми карточка:
Глагол |
Спряжение |
Неопределенная ф. |
пишет |
I |
^ |
затянет |
I |
^ |
влияете |
I |
^ |
поборете |
I |
^ |
желтеем |
I |
^ |
дежуришь |
II |
^ |
ходит |
II |
^ |
любите |
II |
^ |
лепим |
II |
^ |
Б. Работа в группа.
а) Распределение обязанности в группе.
б) Выполнение работы.
в) Обсуждение итогов.
Представитель от группы озвучивает вывод.
Вывод: спряжение глаголов с безударными личными окончаниями
2. Анализ работы группы
- Какой вариант работы более эффективен?
3. Подтверждение сделанного вывода по правилу в учебнике
Работа с правилом, стр.162 учебника
Где мы можем найти подтверждение нашему выводу?
- Чтение правила, стр.162.
VI. Этап cоставления алгоритма определения спряжения
1. Определите спряжение глагола кол.т
- К какому спряжению относится глагол, записанный на доске, если нам не помогло 3 л. мн. число.?
Вывод: колоть – суффикс – о, перед –ть указывает на первое спряжение, значит это глагол первого спряжения.
2. Составление схемы опоры
- Давайте составим схему, которая поможет нам правильно определять спряжение глаголов и безошибочно писать гласную в безударно-личных окончаниях глаголов (работа в группах)
- Начинает учитель на доске:
VII.Физминутка (на внимание)
а) Я буду читать глаголы. Если для определения спряжения надо ставить глагол в н.ф., то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то показываете спряжение: первое или второе.
- Благодарим, мешаем, сотрешь, привезут, читаем, рисуете, трем, носят, косит, злишь.
б) Пальчиковая гимнастика: “Колечки”, “Перекаты”.
VIII. Упражнение в определении, какую гласную надо писать в безударном личном окончании глагола.
(Самопроверка по карточке учителя)
1. Упражнение № 257, стр. 163
- Индивидуально-дифференцированная работа.
Гр.А – Вставить в учебнике гласные и написать мини сочинение, используя данные словосочетания.
Гр.Б – Списать слова, самостоятельно (самопроверка) (некоторым учащимся меньшая нагрузка)
Гр.В – Определение гласной в &127; под рук.учителя.
2. Зачитывание мини сочинения.
IX. Итог урока
- Оцените себя: на сколько я умею определять спряжение глаголов с безударным окончанием.
XI. Домашнее задание
- стр.162 (правило), дидактический материал стр.63,
упр.№ 144.