Преемственность в обучении при переходе из начальной школы в среднее звено

Разделы: Администрирование школы


Новая образовательная парадигма требует новых форм в решении проблемы преемственности. Сегодня эта проблема актуальна, так как необходимо определить общие принципы преемственности между ступенями образования.

Успешность адаптации школьника к обучению в пятом классе зависит от реализации преемственных связей между начальным общим и основным общим образованием. Преемственность - это связь между явлениями в процессе развития познания, когда новое сменяет старое, сохраняет некоторые его элементы.

Период адаптации считается сложным для всех участников образовательного процесса. Для учащихся начинается новая учебная деятельность: изменения в организации обучения, смена его форм и методов, режима дня, увеличение нагрузки. В организме ребенка происходят психолого-физиологические изменения, которые влияют на учебную деятельность.

Учителя начальных классов осваивают современные программы и методики, используют эффективные формы и приемы для того, чтобы младший школьник получил не только необходимые общие учебные умения, навыки и способы деятельности, но и смог бы их применять в учебной практике, умел организовывать свою деятельность, и был готов к самообразованию, саморазвитию.

В период адаптации актуален христианский подход: “Спаси и сохрани”. Очень важно для нас, взрослых, помочь ребенку сохранить на этом этапе все положительное, понять его, предоставить ему право самому решать проблемы и спасти от неудач, негативного отношения к жизни.

Сократить переходный период и смягчить связанные с ним факторы негативного характера нам помогает реализация программы “Психолого-педагогическое сопровождение учащихся на этапе перехода из начальной школы в среднее звено”.

Эта программа предусматривает четкую систему работы администрации, педагогов, родителей и социально-психологической службы. В соответствии с разработанной программой переход учащихся из начальной школы в основную предусматривает три этапа: подготовительный, адаптационный, стабилизационный. Каждый этап – это система учебно- педагогических действий, которые помогают обеспечивать единство образования и воспитания в начальной и основной школах с учетом возрастных особенностей ребенка.

В период подготовительного этапа учитель начальных классов обрабатывает банк данных о ребенке за все годы пребывания в начальной школе и заносит результаты в электронные карты учебных достижений, потом составляются диаграммы и индивидуальные планы продвижения ребенка в учебном пространстве основной школы. В начальной школе разработана и внедрена система диагностических процедур, которые помогают созданию информационного поля о выпускниках начальной школы. Организована совместная работа методических объединений учителей начальных классов и учителей-предметников. На заседаниях рассматриваются вопросы особенностей психологического развития учащихся младшего подросткового возраста, обеспечение условий для “мягкой” адаптации учащихся 5 классов к новым формам обучения, сопоставляются программы, согласуются методы и приемы обучения в 4-5 классах. Администрация школы подбирает учителей-предметников, классных руководителей с учетом особенностей класса, рекомендаций “первого” учителя и психолога. Для родителей организуются и проводятся родительские собрания, где их знакомят с будущими педагогами, учебным планом, организацией учебно-воспитательного процесса, требованиями и рекомендациями педагогов.

Адаптационный период пятиклассника неограничен временными рамками. В силу физиологии в этом возрасте дети нацелены на общение, а не на обучение. Поэтому на этом этапе важно сохранить у учащихся мотивацию к учению, стремление к познанию, умение трудиться, быть инициативным, ответственным.

Пятиклассники занимаются в режиме пятидневной недели, а суббота для них – день развития. В этот день работают различные творческие мастерские и спортивные секции. Учащиеся знакомятся с творчеством художников, музыкантов; дети рисуют и познают секреты изготовления поделок тестопластики, занимаются любимыми видами спорта.

На педагогическом совете принято решение - первая учебная четверть без “двоек”. Это помогает ребенку почувствовать себя успешным и безболезненно влиться в учебный процесс. Особое внимание уделяется оптимизации домашнего задания, в основном оно носит творческий, вариативный характер. На протяжении всего адаптационного периода учащихся сопровождает психолог. Он организует психологические игры, конкурсы, коллективные творческие дела, проводит курс “Развитие проектного мышления”, в ходе которого дети обучаются основам проектной деятельности и учатся решать проблемы как учебного, так и личностного характера.

В последние годы наблюдается рост числа школьников с нарушениями нервно-психологического и психосоматического здоровья. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено. В связи с этим особую актуальность приобретают мероприятия профилактического характера, позволяющие создать благоприятные условия для адаптации школьников.

Вся эта работа направлена на скорейшее становление периода стабилизации, который характеризуется устойчивостью психологического состояния учащихся, результативностью в обучении.

Наши дети будут успешны в учебной деятельности только тогда, когда мы взрослые научимся понимать их, сопереживать и поддерживать в трудных ситуациях, давать им возможность самим реализовывать планы и решать проблемы.