Цель урока:
- обобщить полученные знания по теме “Имя числительное”;
- закрепить умения и навыки учащихся в склонении числительных, употреблении в устной и письменной речи, отличии от других частей речи, имеющих количественное значение;
- воспитать любовь к истории родного поселка.
Оборудование: фотографии поселка Таксимо, карта Бама, тексты.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
- Дорогие ребята! Я приглашаю вас совершить заочную экскурсию в прошлое и настоящее нашего поселка. Мы перелистаем страницы истории, затронем современные его проблемы. А заодно убедитесь, какая это важная часть речи – числительное, ведь задача нашего урока – повторить все, что мы знаем (а знаем мы много). Еще мы должны проверить. Умеете ли вы применять на практике свои знания о склонении числительных, правильно ли употребляете числительные с другими частями речи, соблюдаете ли нормы произношения.
Итак, начинаем нашу экскурсию.
1. Словарная работа.
Экскурсия – это коллективный поход или поездка куда – нибудь с целью осмотра, знакомства с чем – нибудь.
2. Подберите однокоренные слова.
Экскурсия – экскурсовод, экскурсионное (бюро).
- Я – начальник бюро экскурсий и путешествий. В каждой группе есть экскурсовод, который поведет вас по маршрутам нашего путешествия. В ходе путешествий мы будем заполнять путевой лист.
II. Слово экскурсоводу.
- Почти сто лет назад, в начале 1887 года впервые заговорили о железной дороге от берегов Тихого океана до сети железных дорог Европейской России. В 1922 году группа специалистов начала пропаганду необходимости строительства магистрали из центра России к берегам Амура. Через два года был разработан план развития железных дорог СССР, где впервые обозначились контуры будущей трассы БАМа. Через несколько лет первая экспедиция имела 155 лошадей, несколько сотен оленей, 28 вездеходов, 133 автомобиля, 26 самолетов.
- Докажите, что это текст.
- Определите стиль текста.
- Вы, конечно, обратили внимание на большое количество числительных в этом тексте. Давайте вспомним и расскажем об имени числительном как о части речи.
- Какие бывают числительные по значению и составу?
- Как склоняются составные числительные?
- Чем отличаются количественные числительные от порядковых? (приведите примеры из текста)
- Произведите морфологический разбор любого числительного.
III. Продолжаем нашу экскурсию.
- Один из самолетов не вернулся на базу искателей. Авария произошла на озере Баранчеевском. Через 41 год бойцы отряда “Комсомолец Бурятии” достали этот самолет со дна озера, и он стал памятником первым покорителям БАМа.
- Как склоняются порядковые числительные?
- Просклоняйте словосочетание первые покорители.
IV.
К началу 80-х годов, когда прол…жили уже не 200, 300, 400 к…лометров через тайгу, а гораздо больше, возник поселок Таксимо. 1 сентября 1980 года стр…ители под…рили детям школу.
- Объясните, в чем особенность склонения количественных числительных, называющих круглые десятки и сотни.
- Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. Запишите цифры словами.
V.
Сейчас мы едем по поселку медленно, со скоростью 40 – 50 километров в час, чтобы все успеть разглядеть. Максимальная скорость в поселке – 60 километров. По трассе автобус идет со скоростью до 70 километров и даже 80 километров. Какой вопрос “спрятан” в тексте?(О склонении числительных от 50 – 80) .
- Просклоняйте числительное 50.
VI.
И вот поселок стал строиться и расти. Слово экскурсоводу.
- От временного поселка до Старого Таксимо по спидометру ровно 2500. В 1910 году на берегу реки Муи поставил первый дом ссыльный москвич Иван Баранчеев. В 1920 году из Бодайбо пришла на берег Муи семья Сухановых. К приходу строителей деревня насчитывала около 20 домов, жило в ней всего 3 семьи.
К началу 1981 года в Таксимо проживало 3 тысячи человек, к 1988 году поселок вырос в 1,5 раза, сейчас поселок насчитывает 25 тысяч человек.
- Сколько падежных форм имеет числительное полтора.
- Сформулируйте правило написания ь знака на конце имен числительных.
VII.
Много было и проблем. Жилья в поселке не хватало: в общежитие на 27 мест заселили 130 человек. Первый детский сад сдали досрочно – он вместил лишь 3/4 всех детей.
- Как склоняются дробные числительные?
- Поставьте числительное 3/4 в Р. , Д., П.падежах.
VIII.
О каком числительном мы еще не говорили? (О собирательном)
- Составьте предложения с собирательными числительными, используя словосочетания: в обеих больницах, четверо строителей.
IX.
А заканчивается наше путешествие в современном поселке. Сейчас мы должны вспомнить, как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих количественное значение.
Чтобы выполнить это задание и внести последнюю запись в путевые листы, мы должны внимательно прочитать следующий текст и распределить имеющиеся в тексте примеры таким образом:
- - существительные
- - прилагательные
- - глаголы
- - числительные.
1. В 1940 году была открыта первая школа, в которой начали обучаться 24 ученика. Первым учителем был Зорин М.В.
2. В начале шестидесятых прибыли семьи разведчиков недр Молодежного асбестового месторождения.
3. В 1980 году за пятак можно было проехать из одного конца поселка в другой.
4. Сейчас жители Таксимо покупают десятирублевый билет.
5. К концу 2005 года поселок насчитывает 11 пятиэтажек, утроилась сеть торговых точек, действует 4 культурно-просветительных и спортивных учреждений, 3 церкви.
X. Словарный диктант.
Работа по карточке.
К… лометр, ми…ион, ми…ард, экз…мпляр, двест…, трист…, четырест…, оди…адцать, пут…шествие, экскурс…вод, тра…а, трансп…рант, на сед…мом пути.
XI. Тест по теме “ Имя числительное”.
1. В каком предложении употреблено имя числительное?
1) На краю маленького города стоит одноэтажный домик, полузанесенный снегом.
2) Жилые комнаты (которых счетом было четыре) все выходили окнами в густой садик по Большому проспекту.
2. К какому разряду относится имя числительное, употребленное в предложении?
1) Количественное числительное.
2) Порядковое числительное.
3. Что обозначает числительное?
1) Количество предметов.
2) Признак предмета.
3) Порядок предметов при счете.
4. Укажите слова, которые называют число предметов и которые можно записать цифрой.
1) Семь.
2) Седьмой.
3) Семиборье.
5. Если порядковое числительное обозначает порядок предметов при счете, то определите по этому признаку ряд данных числительных.
1) Три, тридцать три, триста тридцать три.
2) Одна третья, две третьих, одна целая две третьих.
3) Третий, тридцать третий, триста тридцать третий.
6. Сколько слов следует писать в числительных, переданных цифрами?
1) 22, 76, 93-й.
2) 103, 216, 340-й.
А. Три слова.
Б. Два слова.
7. Какую совокупность можно обозначить с помощью собирательных имен числительных?
1) Совокупность лиц мужского пола.
2) Совокупность лиц женского пола.
3) Совокупность детей или детенышей животных.
4) Совокупность парных по строению предметов, состоящих из симметричных частей.
8. Укажите в предложении собирательное числительное.
Он почти не спал двое суток, прошел пешком верст сорок или пятьдесят, переволновался.
- Двое.
- Сорок
- Пятьдесят
9. Найдите подлежащее в предложении.
А через площадь, против них,
Искусными руками
Умельцев – русских крепостных –
Приподнялись два льва резных
С зеркальными зрачками.
1) Подлежащее – имя числительное два в Им. падеже
2) Подлежащее – неделимое словосочетание два льва
10. Укажите дробное числительное.
1) Седьмая.
2) Одна седьмая
3) Семь.
4) Ноль целых одна седьмая.
Ключ к тесту: “ Имя числительное”.
а т д е 1 2 1,2 3 р к ж ь 1. Б
2. Б
1, 3
1, 3, 4 2,4
Правильный ответ: “Так держать”.
XII. Итог урока.
- Путевые листы сдать в бюро экскурсий.