Тип урока: Урок проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.
Цели урока:
- Образовательные:
- выявить степень овладения системой знаний и комплексом усвоения навыков и умений по теме урока;
- продолжить формирование готовности учащихся к применению этих знаний и умений в жизненных ситуациях.
- Воспитательные:
- способствовать воспитанию эстетических чувств при ознакомлении учащихся с красотой природы родного края; прививать любовь к поэзии, культурному наследию русского народа.
- Развивающие:
- способствовать обогащению словарного запаса;
- продолжить формирование приемов мыслительной деятельности – анализа, синтеза, сравнения.
Оборудование:
- Кодоскоп, фильмоскоп.
- Физические приборы: манометр, барометр-анероид, гидравлический пресс, шприц, прибор для показа давления на дно и стенки сосуда, насос, прибор для демонстрации закона Паскаля, сообщающиеся сосуды, прибор для измерения давления, медицинские банки, пипетка.
- Удочка (указка с магнитом).
- Экспонаты из школьного музея: утюг, приспособления для глажки белья, заварной чайник.
Печатные пособия:
- Картина. Пейзаж с озером.
- Рыбки (из картона).
- Карточки с заданиями на “3”, “4” и на “5”.
- Карточки физических величин.
- Цветик-семицветик.
- Схема шлюза.
- Портрет Паскаля.
- Диафильм “Давление”.
- Дидактические материалы Л.А. Кирик.
Музыкальное оформление: песня “Бременских музыкантов”.
Структура урока:
I. Мотивация учебной деятельности и сообщение цели и задач урока.
II. Проверка знаний фактического материала:
а) Фронтальный опрос. Разгадывание кроссворда.
б) Проверка домашнего задания. Написание
диктанта.
III. Проверка знания понятий, законов и умение объяснить их сущность. Индивидуальный опрос проводится в игровой форме.
а) игра “Цветик-семицветик”;
б) игра “Врач”;
в) игра “Рыболов”;
г) сообщение учащегося о работе шлюза;
д) экскурсия в НИИ;
е) экскурсия в музей (на основе исследовательской работы в музее школы).
IV. Проверка глубины осмысления учащихся знаний и умений (решение качественных задач).
V. Применение знаний в нестандартных условиях. Решение задач.
VI. Итоги урока, домашнее задание.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Задачи урока.
– Ребята! Сегодня на уроке мы займемся повторением пройденного, и вы сможете проверить, как вы усвоили материал по теме “Давление”. Урок этот необычный, мы с вами отправимся путешествовать. Когда собираются путешествовать, то выбирают прежде всего какой-то вид транспорта. Я вам предлагаю отправиться в трех экипажах на электромобилях. А почему именно этот вид транспорта? (Так как электромобили не загрязняют окружающую среду.)
– А куда мы отправимся, вы узнаете, отгадав кроссворд (см. Приложение). Наш дорожный багаж – это ваши знания. Перед поездкой необходим техосмотр.
Проверка выполнения домашнего задания. Проверяют себя с помощью кодоскопа.
Диктант (пишется через копировальную бумагу):
а) запишите формулу для расчета давления (объясните каждую величину, входящую в эту формулу);
б) напишите единицу давления в системе СИ;
в) запишите формулу для определения давления на дно и стенки сосуда;
г) напишите единицу измерения атмосферного давления;
д) как рассчитать F давления;
е) как рассчитать S, если известны F и Р;
ж) как рассчитать V, если тело имеет форму прямоугольного параллелепипеда;
з) как рассчитать силу Архимеда.
Самопроверка.
– Итак, в путь!
Звучит "Песня друзей" из м/ф “Бременские музыканты”.
III. Основная часть.
– Внимание! Стоп! Город Прибороград.
Жители этого города прекрасно знают все приборы
и просят вас объяснить и рассказать их
устройство, принцип действия, а также объяснить
ряд опытов.
1. Игра “Цветик-семицветик”.
Участвует по одному человеку из каждой команды. Дети выбирают лепесток с заданием (на доске цветок с лепестками).
– Покажите и объясните опыт, показывающий, что
давление газа обусловлено ударами молекул о
стенки сосуда.
– Покажите опыт, подтверждающий (опыт) закон
Паскаля.
– Покажите, что давление на одном уровне в
жидкости одинаково.
– Покажите опыт, подтверждающий, что существует
атмосферное давление.
– Расскажите об устройстве и принципе действия
барометра-анероида.
– Расскажите об устройстве гидравлического
пресса.
– Расскажите об устройстве металлического
манометра и принципе его действия.
– Расскажите об устройстве жидкостного
манометра.
Ответы учащихся корректируются учителем и учениками класса.
2. Игра “Врач”.
– Ребята, именно в этом городе у нас заболел один член экипажа. У него, кажется, грипп. Ну, ничего, врач одного из экипажей нам в этом поможет и окажет квалифицированную помощь.
Ученик объясняет принцип действия прибора для измерения давления, рассказывает о механизме действия горчичников и банок, а также об использовании пипеток.
– Ну, а теперь поехали дальше (звучит музыка). Мы едем и любуемся красотами нашей Владимирской области. Посмотрите, какой чудесный уголок природы! Ну, как не любить эти русские пейзажи? Так и хочется вспомнить стихи Сергея Есенина:
Учитель читает стихотворение Есенина “О Русь, малиновое поле...”.
– Вот, посмотрите, замечательное место! (Учитель обращает внимание на картину местного художника Андрея Николаевича Зинкевича). Сделаем здесь привал. Отдыхайте, а любители рыбной ловли могут порыбачить.
3. Игра “Рыболов”.
Вызываются желающие ученики из каждого экипажа, которые “ловят” рыбку и отвечают на вопросы:
- Как с помощью опыта Торричелли можно измерить атмосферное давление?
- Что означает запись: давление атмосферы равно 750 мм рт. ст.?
- Как изменится опыт Торричелли, если вместо ртути взять воду?
- Выполняется ли закон сообщающихся сосудов в невесомости?
- Можно ли использовать всасывающий насос в кабине космического корабля?
- Как читается закон Паскаля?
- Выполняется ли он в космосе?
– Ну, что же, ребята, поехали дальше. Современная дорога – это сложное архитектурное сооружение с множеством светофоров, перекрестков. Двигаясь по дорогам России, нужно знать правила и законы движения. Путешествуя по дорогам страны “Давления”, нужно знать свои законы и правила.
Учитель проводит игру с карточками физических величин.
Учитель: Поехали дальше. (Звучит музыка.) Следующая остановка “Город Эрудитов”. В этом городе много интересного. Даже глаза разбегаются. Здесь есть музей, НИИ биофизики. Хочется пойти на экскурсию и увидеть, как работает шлюз. Начнем с осмотра шлюзовых камер. А вот и смотритель. Как ваше имя, отчество?
Ученик по чертежу рассказывает и показывает устройство шлюза (сообщение).
– А теперь наш путь лежит в НИИ. Итак, мы в институте. Обратимся с просьбой к молодым сотрудникам-биофизикам. “Представьтесь, пожалуйста”. Ребята рассказывают о своих работах в НИИ по теме: “Роль атмосферного давления в жизни живых организмов”.
Ученики делают сообщения по книге “Биофизика на уроках физики” И.Б. Кац, стр. 13–15.
– Поехали дальше. Сейчас мы с вами находимся в здании музея.
Ребята проводят экскурсию по рисункам, используя музейные экспонаты. Объясняют их применение на основе закона давления и устройства сообщающихся сосудов.
Экспонаты:
- Старый утюг.
- Приспособление для глажки белья.
- Предметы быта (кофейник, чайник, самовар).
– Следующая остановка “Город Мыслителей”.
На доске вопросы-рисунки. Задачи автора Кирик Л. А. “Механика”
- вариант “В”(а), № 1–6;
- вариант “С”, № 7, стр. 73;
- вариант “В”(а), стр. 67.
С помощью набора цифр учащиеся показывают ответы. Учитель объясняет правильное решение. Проектируется кадр диафильма. Учащиеся объясняют действия древнего фонтана.
– Как быстро летит время! Теперь мы прибываем в “Город Смекалистых”.
Детям предлагается решить задачи Л. А. Кирик. Решения задач закрыты. (Оформить заранее.)
- На “3” – вариант “А” 2(б) (стр. 73–75).
- На “4” – вариант “В” 1(б) (стр. 73–75).
- На “5” – вариант “С” 1 (стр. 78).
Ученики проверяют свое решение по доске.
IV. Заключение. Подведение итогов урока
– Уже вечер. Сделаем привал. Наше путешествие по стране “Давление” подошло к концу. Ученик старших классов сообщает о количестве баллов, набранных экипажами. Лучший экипаж получает приз (оценка по баллам). Объявляются оценки.
Домашнее задание: повторить тему “Давление. Давление в жидкостях и газах”, составить кроссворд из десяти букв и придумать задачу по данной теме.
Литература:
- Биофизика на уроке физики И.Б. Кац, издательство “Посвящение”, 1988.
- Самостоятельные и контрольные работы по физике. Разноуровневые дидактические материалы. 7-й класс. Механика. Давление жидкостей и газов. Л.А Кирик. Москва: издательство “Илекса”, Харьков: “Гимназия”, 1998.