Открытый урок по окружающему миру в 1-м классе на тему: "Свойства снега и льда"

Разделы: Начальная школа, Экология


Задачи.

  • Ознакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами снега и льда.
  • Закрепить знания учащихся о том, что снег и лёд - это замёрзшая вода.
  • Ознакомить с некоторыми мероприятиями по охране птиц зимой.

Оборудование: 2 стакана с тёплой водой, набор цветной бумаги, снег, лёд тонкий и кусочками, газета, кусочек стекла.

Ход урока

I. Введение в тему.

Откройте учебники стр. 48 (учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас” 1 класс).

Прочитайте загадки. Отгадайте.

Что принёс нам на урок Снеговик? (Льдинку, снежинку.)

О чём он нас просит, прочитайте. (Изучим свойства снега и льда.)

Опыт: На учительском столе стоят 2 стакана с тёплой водой. По просьбе учителя ученик подходит к столу и на ощупь определяет температурное различие снега, льда и стаканов с водой.

Что произойдёт со снегом и льдом, если они попадут в тёплую воду?

(Они растают.)

Проверим ваше предположение.

Учитель кладёт в стаканы по кусочку снега и льда и, держа в руках, показывает детям. Снег и лёд быстро тают.

Какой вывод можно сделать? (Ответы детей.)

Прочитаем вывод в учебнике на с. 48.

Во что превратились снег и лёд? (В воду.)

II. Практическая работа.

На каждую парту учитель и дежурные раздают в заранее заготовленные блюдца снег и лёд

Сравнение снега и льда но цвету.

Рассмотрите снег и лёд. Определите их цвет.

Дети определяют, что снег белый.

Учитель берёт комочек снега и белую бумагу. Дети убеждаются, что они правы в определении цвета.

Можно ли сказать, что лёд белый?

Чаще всего первоклассники затрудняются назвать лёд бесцветным. Хотя, не исключено, что кто-то из детей сможет ответить правильно, тогда последующая работа не потребуется.

Помогая учащимся овладеть понятием “бесцветный”, можно показать голубую, серую, жёлтую и другую бумагу. Дети сравнивают её цвет и цвет льда, отвергая такие определения цвета. Наконец, учитель берёт кусочек стекла и предлагает сравнить цвет стекла и цвет льда. Дети приходят к выводу, что лёд и стекло не имеют цвета, т.е. бесцветные.

Для закрепления понятия дети читают в учебнике вывод № 2 и в словах-помощниках в сноске находят слово “бесцветный”.

Сравнение снега и льда по прозрачности.

По просьбе учителя дети кладут на газету тонкий слой снега и пытаются рассмотреть через него газетный текст. Текст, конечно, не видно. Затем смотрят на газету через пластинку льда - текст прекрасно виден.

Вывод: Как называются предметы, через которые всё видно? (Прозрачными.)

  • Что скажете о снеге? (Снег непрозрачный.)
  • Что скажете о льде? (Лёд прозрачный.)
  • Прочитайте в учебнике вывод № 3 (с.48).

Сравнение снега и льда по плотности.

По заданию учителя дети сжимают в одной руке комочек снега, а в другой - кусочек льда. Снег сжимается - он рыхлый, лёд не сжимается - он плотный. Если снег сильно сжать, он тоже делается плотным. Затем дети сначала втыкают карандаш в снег, потом пробуют воткнуть её в лёд. Делают вывод, что снег рыхлый, а лёд плотный. Читают в учебнике вывод № 4.

В заключение первоклассники знакомятся ещё с одним свойством льда - хрупкостью. Вызванный к столу учителя ученик или сам учитель роняет на стол пластинку льда. Лёд раскалывается, значит, лёд хрупкий.

На этом практическая часть урока окончена. Весь снег и лёд складывается в раковину или в ведро. На перемене дети ещё раз убеждаются в том, что в тепле снег и лёд тают, превращаясь в воду.

III Физкультминутка. “Снежинка”.

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили –
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.

IV. Закрепление.

Отгадайте загадки. Объясните их смысл. (Читают в учебнике.)

Где ещё можно видеть лёд?

Есть ли он у нас дома?

Откуда берутся снег и лёд?

V. Беседа о помощи птицам зимой.

Зимой вся земля покрывается толстым слоем снега. Поверхность водоёмов замерзает, превращаясь в лёд.

Все ли птицы могут найти для себя необходимый корм зимой?

Как помочь птицам пережить это голодное и холодное время. (Дети рассказывают о том, какие кормушки они делают зимой и чем подкармливают птиц.)

Рассмотрите птиц на с.56.

Знаете ли вы их?

Какой корм лежит в кормушке?

Рассмотрите рисунки на с.57. Прочитаем текст.

VI. Итог урока.

Почему птицам трудно найти корм зимой? Откуда берутся снег и лёд?

VII. Д/задание (творческое).

С. 49 нарисовать сказочную девочку - снежинку и придумать о ней сказку, с.56 раскрасить птиц.