Задачи.
- Ознакомить учащихся с некоторыми физическими свойствами снега и льда.
- Закрепить знания учащихся о том, что снег и лёд - это замёрзшая вода.
- Ознакомить с некоторыми мероприятиями по охране птиц зимой.
Оборудование: 2 стакана с тёплой водой, набор цветной бумаги, снег, лёд тонкий и кусочками, газета, кусочек стекла.
Ход урока
I. Введение в тему.
Откройте учебники стр. 48 (учебник А.А. Плешакова “Мир вокруг нас” 1 класс).
Прочитайте загадки. Отгадайте.
Что принёс нам на урок Снеговик? (Льдинку, снежинку.)
О чём он нас просит, прочитайте. (Изучим свойства снега и льда.)
Опыт: На учительском столе стоят 2 стакана с тёплой водой. По просьбе учителя ученик подходит к столу и на ощупь определяет температурное различие снега, льда и стаканов с водой.
Что произойдёт со снегом и льдом, если они попадут в тёплую воду?
(Они растают.)
Проверим ваше предположение.
Учитель кладёт в стаканы по кусочку снега и льда и, держа в руках, показывает детям. Снег и лёд быстро тают.
Какой вывод можно сделать? (Ответы детей.)
Прочитаем вывод в учебнике на с. 48.
Во что превратились снег и лёд? (В воду.)
II. Практическая работа.
На каждую парту учитель и дежурные раздают в заранее заготовленные блюдца снег и лёд
Сравнение снега и льда но цвету.
Рассмотрите снег и лёд. Определите их цвет.
Дети определяют, что снег белый.
Учитель берёт комочек снега и белую бумагу. Дети убеждаются, что они правы в определении цвета.
Можно ли сказать, что лёд белый?
Чаще всего первоклассники затрудняются назвать лёд бесцветным. Хотя, не исключено, что кто-то из детей сможет ответить правильно, тогда последующая работа не потребуется.
Помогая учащимся овладеть понятием “бесцветный”, можно показать голубую, серую, жёлтую и другую бумагу. Дети сравнивают её цвет и цвет льда, отвергая такие определения цвета. Наконец, учитель берёт кусочек стекла и предлагает сравнить цвет стекла и цвет льда. Дети приходят к выводу, что лёд и стекло не имеют цвета, т.е. бесцветные.
Для закрепления понятия дети читают в учебнике вывод № 2 и в словах-помощниках в сноске находят слово “бесцветный”.
Сравнение снега и льда по прозрачности.
По просьбе учителя дети кладут на газету тонкий слой снега и пытаются рассмотреть через него газетный текст. Текст, конечно, не видно. Затем смотрят на газету через пластинку льда - текст прекрасно виден.
Вывод: Как называются предметы, через которые всё видно? (Прозрачными.)
- Что скажете о снеге? (Снег непрозрачный.)
- Что скажете о льде? (Лёд прозрачный.)
- Прочитайте в учебнике вывод № 3 (с.48).
Сравнение снега и льда по плотности.
По заданию учителя дети сжимают в одной руке комочек снега, а в другой - кусочек льда. Снег сжимается - он рыхлый, лёд не сжимается - он плотный. Если снег сильно сжать, он тоже делается плотным. Затем дети сначала втыкают карандаш в снег, потом пробуют воткнуть её в лёд. Делают вывод, что снег рыхлый, а лёд плотный. Читают в учебнике вывод № 4.
В заключение первоклассники знакомятся ещё с одним свойством льда - хрупкостью. Вызванный к столу учителя ученик или сам учитель роняет на стол пластинку льда. Лёд раскалывается, значит, лёд хрупкий.
На этом практическая часть урока окончена. Весь снег и лёд складывается в раковину или в ведро. На перемене дети ещё раз убеждаются в том, что в тепле снег и лёд тают, превращаясь в воду.
III Физкультминутка. “Снежинка”.
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе все в кружок
Получается снежок.
Мы деревья побелили –
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Налетел ветерок
И умчался весь снежок.
IV. Закрепление.
Отгадайте загадки. Объясните их смысл. (Читают в учебнике.)
Где ещё можно видеть лёд?
Есть ли он у нас дома?
Откуда берутся снег и лёд?
V. Беседа о помощи птицам зимой.
Зимой вся земля покрывается толстым слоем снега. Поверхность водоёмов замерзает, превращаясь в лёд.
Все ли птицы могут найти для себя необходимый корм зимой?
Как помочь птицам пережить это голодное и холодное время. (Дети рассказывают о том, какие кормушки они делают зимой и чем подкармливают птиц.)
Рассмотрите птиц на с.56.
Знаете ли вы их?
Какой корм лежит в кормушке?
Рассмотрите рисунки на с.57. Прочитаем текст.
VI. Итог урока.
Почему птицам трудно найти корм зимой? Откуда берутся снег и лёд?
VII. Д/задание (творческое).
С. 49 нарисовать сказочную девочку - снежинку и придумать о ней сказку, с.56 раскрасить птиц.