Тема урока: "Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения"

Разделы: Начальная школа


К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой”.

Рескин

Уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Это и приводит к неуспеваемости.

Задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена на основе дифференцированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Дифференциация обучения осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, выбора средств педагогической поддержки учеников в соответствии с их возможностями.

По результатам психолого-педагогической диагностики в классе формируются три группы учащихся (по уровню достижений):

1 группа, ученики с высокими учебными способностями - 18%

Учащиеся, относящиеся к этой группе, могут вести работу со сложным материалом, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач, умеют выделять существенное, закономерное, достигают высоких уровней знания.

2 группа, учащиеся со средними способностями - 56%

Эти учащиеся усваивают материал после тренировочной работы, не сразу выделяют существенное, закономерное, умеют увидеть в частном общее, овладев знаниями; для усвоения знаний им требуется более длительное время.

Если учащихся 2 группы направлять, помогать, то они вполне смогут справиться и с заданиями 1 группы детей.

3 группа учащихся с низкими учебными способностями - 26%

эти учащиеся усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, выполняют задания репродуктивного характера, овладевают знаниями более длительное время.

Состав групп непостоянен. Он может меняться не только на протяжении всего процесса обучения, но и на различных уроках.

Дифференциацию можно проводить по-разному:

  • по содержанию задания;
  • по форме организации работы на уроке;
  • по способу педагогической поддержки;
  • по способу восприятия информации;
  • по индивидуально-психологическим признакам.

Необходимо осуществлять постоянный контроль за результатами этой работы, чтобы использовать его в дальнейшей учебной деятельности конкретного ученика. Одним из примеров дифференцированного подхода является работа на уроке чтения.

Например, для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера:

  • к какому жанру можно отнести данное произведение?
  • исследуй характер главного героя;
  • найди закономерность в поведении героев.
  • Для учащихся среднего уровня обучаемости можно предложить задания творческого характера:
  • подбери варианты своего заголовка;
  • измени время повествования;
  • прочитай часть текста, инсценируй ее.

Для учащихся низкого уровня обучаемости подбираются задания репродуктивного характера.

Обозначенные виды дифференциации взаимосвязаны и могут быть использованы на различных этапах урока. Систематическое применение разных форм дифференциации позволило уменьшить состав учащихся третьей группы. Учащиеся почувствовали себя уверенными, успешными, у них повысилась самооценка и мотивация. Такой подход позволяет организовать совместную работу педагога и ребенка, основанную на сотрудничестве.