К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой”.
Рескин
Уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Это и приводит к неуспеваемости.
Задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена на основе дифференцированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Дифференцированное обучение - это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.
Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.
Дифференциация обучения осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, выбора средств педагогической поддержки учеников в соответствии с их возможностями.
По результатам психолого-педагогической диагностики в классе формируются три группы учащихся (по уровню достижений):
1 группа, ученики с высокими учебными способностями - 18%
Учащиеся, относящиеся к этой группе, могут вести работу со сложным материалом, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач, умеют выделять существенное, закономерное, достигают высоких уровней знания.
2 группа, учащиеся со средними способностями - 56%
Эти учащиеся усваивают материал после тренировочной работы, не сразу выделяют существенное, закономерное, умеют увидеть в частном общее, овладев знаниями; для усвоения знаний им требуется более длительное время.
Если учащихся 2 группы направлять, помогать, то они вполне смогут справиться и с заданиями 1 группы детей.
3 группа учащихся с низкими учебными способностями - 26%
эти учащиеся усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, выполняют задания репродуктивного характера, овладевают знаниями более длительное время.
Состав групп непостоянен. Он может меняться не только на протяжении всего процесса обучения, но и на различных уроках.
Дифференциацию можно проводить по-разному:
- по содержанию задания;
- по форме организации работы на уроке;
- по способу педагогической поддержки;
- по способу восприятия информации;
- по индивидуально-психологическим признакам.
Необходимо осуществлять постоянный контроль за результатами этой работы, чтобы использовать его в дальнейшей учебной деятельности конкретного ученика. Одним из примеров дифференцированного подхода является работа на уроке чтения.
Например, для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера:
- к какому жанру можно отнести данное произведение?
- исследуй характер главного героя;
- найди закономерность в поведении героев.
- Для учащихся среднего уровня обучаемости можно предложить задания творческого характера:
- подбери варианты своего заголовка;
- измени время повествования;
- прочитай часть текста, инсценируй ее.
Для учащихся низкого уровня обучаемости подбираются задания репродуктивного характера.
Обозначенные виды дифференциации взаимосвязаны и могут быть использованы на различных этапах урока. Систематическое применение разных форм дифференциации позволило уменьшить состав учащихся третьей группы. Учащиеся почувствовали себя уверенными, успешными, у них повысилась самооценка и мотивация. Такой подход позволяет организовать совместную работу педагога и ребенка, основанную на сотрудничестве.