Гуманитарно-эстетический цикл, как основа комплексного развивающего обучения в детской школе искусств

Разделы: Общепедагогические технологии


Образовательная программа “Гуманитарно-эстетический цикл как основа комплексного развивающего обучения в ДШИ” апробируется в течение 7 лет на отделении эстетического образования, которое является экспериментальной площадкой МУДО “Красноуфимская детская музыкальная школа”, а с 2000 года МОУ ДОД “Красноуфимская детская школа искусств”. В течение указанного времени, программа претерпела ряд корректив, направленных на достижения более высокого положительного результата. На наш взгляд, новизна ее заключается в проектировании новой модели образовательных услуг в сфере дополнительного образования, основой которой являются предметы гуманитарно-эстетической направленности. Значимость определяемого программой цикла предметов связана с тем, что в современной общеобразовательной школе, односторонне интеллектуализированной и вербализованной, отсутствует комплексное развитие эмоционально-нравственной и сенсорной культуры личности учащегося, которая составляет основу культуры современного человека и способствует становлению мировоззренческих категорий. На сегодняшний день ясно одно, что школа должна помогать ребенку узнавать не только объективные законы природы, но и помогать выразить себя в этом мире: ощутить свою эстетическую и нравственную сопричастность ему. Здесь логично обратиться к искусству, так как именно оно дает образцы правильного взаимодействия человека с миром и целостно формирует человеческую личность.

Какие же методики преподавания использовать: традиционные или вырабатывать собственные? По-видимому, следует извлечь из традиционных программ рациональные зерна и, используя их, формировать собственный подход. Практически, все изложенное ниже и есть ответ на все эти вопросы. Но и объем знаний и навыков на самый сложный вопрос. Рано или поздно усилия разных школ приведут к оптимальному ответу. Самый сложный вопрос — это соотношение потенциальной и актуальной культур в объеме программы.

Вся человеческая культура никогда не функционирует в обществе во всем объеме. Функционирует только определенный ее пласт, который и является актуальной культурой. Он изменчив, наши выпускники застанут вовсе не тот состав актуальной культуры, который был в начале обучения. То есть, определить раз и навсегда реальный объем знаний и навыков невозможно. Каждый педагог должен держать руку на пульсе современной культуры и подстраивать предварительную программу к изменяющимся обстоятельствам. А это возможно только, если он сам — творческая личность. Нашу программу следует рассматривать как каркас, требующий постоянной смены облицовки.

Из выше изложенного следует, что деятельность по реализации гуманитарно-эстетического цикла на отделении эстетического образования ДШИ строится на организационно-педагогических принципах, основой которых является принцип культурологичности. предусматривающий понимание каждого предмета, не как отдельной области знания, а как одного из взаимосвязанных элементов общечеловеческой культуры, содержащего прошлый культурный опыт и включающий его в современную жизнь. Важными составляющими в построении учебного процесса в данном направлении, являются:

  • принцип диалогичности;
  • принцип эмоционального насыщения;
  • принцип креативности;
  • принцип вариативности и свободы выбора;
  • принцип дифференциации и индивидуализации.

Перечисленные выше факторы, на наш взгляд, способствуют достижению цели образования комплексного развития личности учащегося в сфере гуманитарно-эстетического знания, исходя из его индивидуальных особенностей, способностей и интересов.

А также достичь выполнения ряда поставленных образовательных задач:

  • воспитывать духовно богатого и эстетически развитого человека, любящего свой народ, культуру и искусство, а также уважающего традиции и культуру других народов;
  • воспитывать учащихся как зрителей, слушателей, читателей художественных произведений, развить потребность в общении с искусством;
  • воспитывать у учащихся на основе приобщения к искусству неотчужденное и бескорыстное отношение к окружающему миру, “родственное внимание” к нему, понимание сомоценности различных явлений жизни, чувство красоты мира;
  • формировать у учащихся знания и навыки практической деятельности в конкретных видах искусства, помочь овладеть спецификой исследовательской работы.

Все предметы гуманитарно-эстетического цикла составляют целостную систему художественно-эстетического воспитания, структурообразующим предметом в которой является предмет истории искусств. Он интегрирует другие учебные предметы между собой и позволяет показать единство, родство предметов искусства, почувствовать практическую направленность и связь с жизнью. Курс предметов по выбору позволяет учащимся на всем протяжении обучения получать художественно-изобразительную и музыкальную подготовку разного уровня в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами. Через цикл факультативных дисциплин развивается внеурочная творческая деятельность учащихся, способствующая созданию единого культурного пространства. Учебная практика, запланированная на протяжении всего курса обучения, позволяет держать руку на пульсе современной культуры через посещение музеев, выставочных залов, филармоний, театров и т.д. г. Екатеринбурга и г. Перми, а практика в предвыпускном 4 классе предполагает выезд на несколько дней по значительным местам нашей области (Верхотурье) или, что вполне возможно, страны (Санкт-Петербург, Москва и др.).

Приоритетным для нас является формирование национального самосознания личности. В учебно-тематических планах ведущих дисциплин увеличено число учебных часов на изучения национальной художественной, музыкальной, театральной и т.д. культуры, а также учитывая национально-региональный компонент введен курс “Художественная культура Урала”, спецкурс “Литература Урала”, активно ведется учебно-исследовательская работа в области краеведения.

Обучение на отделении ведется в течение шести лет: подготовительный класс и 5 лет основного курса, возраст учащихся в начале обучения 9–10 лет, в выпускном классе 15–16 лет, особо одаренные учащиеся могут продолжить обучение после указанного срока, занимаясь в профгруппе по подготовке к поступлению в СУЗы и ВУЗы. Ниже мы приводим перечень предметов, включенных в учебный план на всем протяжении обучения:

Подготовительный класс:

  • Введение в изучение искусства
  • Беседы о музыке
  • Этикет
  • Библиография
  • Английский язык
  • Коллективное музицирование

Предметы по выбору:

  • Музыкальный инструмент
  • Сольное пение
  • ИЗО, ДПИ

Основной курс обучения:

  • История искусств
  • История музыки
  • Литература как предмет эстетического цикла
  • Риторика
  • Английский язык
  • Художественная культура Урала
  • Коллективное музицирование

Спецкурсы:

  • Уроки общения
  • Профессия — школьник
  • Основы журналистики
  • Описание и анализ художественных памятников
  • Организация досуга молодежи
  • Музееведение
  • Литература Урала

Практикумы:

  • Краеведение
  • Искусствоведение
  • Работа над итоговым учебно-исследовательским проектом

Факультативные дисциплины:

  • Ритмика
  • Музейное дело
  • Теле-радио-журналистика
  • Художественная фотография
  • Основы компьютерной грамоты
  • Выпуск самиздатовской школьной газеты

Предметы по выбору:

  • Музыкальный инструмент
  • Сольное пение
  • ИЗО, ДПИ

Учебная практика

В настоящее время при отделении эстетического образования открыта новая творческая лаборатория для реализации педагогических идей по начальному образованию в художественно-эстетическом направлении (возраст обучающихся 6–8 лет), где объединяются усилия педагогов художественного, эстетического отделений и отделения художественного моделирования и конструирования одежды.

Актуальность и востребованность:

Образовательная программа дает возможность сориентироваться в выборе будущей профессии и является начальным звеном в предпрофессиональной подготовке. Спектр в ориентации очень широк: искусствовед, культуролог, психолог, музейный работник, журналист, библиотечный работник и т.д.

Педагогическая ценность: проявляется в достижении положительного результата через систему работы по индивидуальным учебным планам, где учащиеся отдают предпочтение отдельным предметам, тому или иному преподавателю, исходя из возможностей и интересов. Данный цикл дает возможность варьировать систему спецкурсов и, исходя из поставленных целей, направлять и усиливать положительный результат.

Практические результаты:

На отделении эстетического образования состоялись два выпуска в 2004 и 2005 гг. Общее количество выпускников 21, из них 10 окончили школу с “отличием”. Многие из них в силу возраста учащиеся старших классов общеобразовательных школ г. Красноуфимска. Однако, среди них есть студенты Красноуфимского педагогического колледжа (отделение начальных классов, факультет иностранных языков), Уральского государственного педагогического университета (факультет культурологии), Духовной семинарии.

Учащиеся тесно сотрудничают с местными газетами “Знак вопроса”, “Вперед”, с ЦКиД, Красноуфимским краеведческим музеем. При отделении выпускается школьная газета “Крылья”, традиционными стали ежегодные краеведческие и искусствоведческими чтения.

За столь короткий период, наши учащиеся добились следующих результатов:

- Гран При областного конкурса по истории искусств “Листок из альбома” (Копыркина М, Шадрина Д.), 2004 г.

- Грамоты областных форумов по краеведению (Балашов М., Связева М.), 2003–2004 г.

- Грамота Всероссийской конференции учащихся “Санкт-Петербург и Россия” туристко-креведческого движения “Отечество” (Балашов М.), 2004 г.

- Грамота Межрегионального фестиваля-конкурса юных дарований “Алмазные грани” (Балашов М.), 2001 г.

- Грамота Уральской региональной конференции юных исследователей “Интеллектуалы XXI века” (Пяткова В.), 2005 г.

- Дипломы Всероссийского фестиваля-конкурса “Маленький принц” (Алешкина К., Злобин Е., Фоминых И.), 2004 г.

- 1-е места на городском этапе защиты исследовательских проектов по социокультурному направлению (Шадрина Д., 2004 г. и Володина М., 2005 г.) и по направлению “Проблемы личности” (Глухова И., 2005 г.) с выходом на областной уровень.

Мы постарались отразить основные положения образовательной программы “Гуманитарно-эстетический цикл как основа комплексного развивающего обучения в детской школе искусств” с тем, чтобы “зажечь” и вас, дорогие коллеги, а также найти единомышленников.

Мы верим, что воспитание комплексом искусств таит в себе неисчерпаемые резервы, новые грани которых, возможно, предстоит раскрыть вам. Отзывы и рекомендации просим присылать по адресу:

623300 Свердловская область, г. Красноуфимск, ул. Интернациональная, 160 МОУ ДОД "Красноуфимская детская школа искусств" отделение эстетического образования

Приложение