Цель урока: знакомство с традиционной культурой России и с традициями в росписи глиняной игрушки; формирование навыков по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
На экране презентация (Приложение 4).
I. Вводная беседа
Как вы понимаете, ребята, урок у нас сегодня немного необычный. Посмотрите на наш класс. Он превратился в настоящий цех, а вы уже не просто ученики школы, а мастера, которые будут работать в артелях. Каждая артель приехала из своего родного города. Давайте познакомимся с ними.
Дорогие мастера! Как называется ваша мастерская?
Мастерская дымковской игрушки.
Откуда вы к нам приехали?
Мы приехали из города Кирова.
Дорогие мастера! Как называется ваша мастерская?
Мастерская филимоновской игрушки.
Откуда вы к нам приехали?
Мы приехали из села Красёнкино Тульской области.
Дорогие мастера! Как называется ваша мастерская?
Мастерская каргопольской игрушки.
Откуда вы к нам прибыли?
Мы прибыли из города Каргополя Архангельской области.
Как я вижу, вы приехали к нам не с пустыми руками, а привезли предметы своего промысла — глиняные игрушки. Эти игрушки ребята изготавливали на предыдущих уроках. Думаю, что в конце нашей встречи они займут достойное место среди предметов народных художественных промыслов, представленных у нас на выставке.
II. Повторение пройденного материала
Посмотрите внимательно, предметы каких народных художественных промыслов вам знакомы?
Гжель, хохлома, жостово, городец, матрёшки, Павлово-Посадские платки …
Скажите, а можно ли все эти предметы назвать произведениями искусства?
Можно.
Тогда скажите, к какому виду искусства относятся эти произведения?
Всё это предметы декоративно-прикладного искусства.
Молодцы. Но объясните, как вы отличали предметы одного промысла от предметов другого?
Предметы промыслов отличаются материалом, из которого их изготавливают, формой и орнаментом росписи.
Всё правильно. У каждого народа складывались свои формы предметов, орнаменты, образы, мотивы и цветочные сочетания. При создании предметов использовались различные материалы: глина, кость, металл, дерево и т. д.
А с каким материалом работаете вы, мастера-игрушечники?
Мы работаем с глиной.
А для чего вы, мастера-умельцы, создаёте свои игрушки? Наверное, только для забавы?
Глиняные игрушки создаются не только для забавы. Их дарили друг другу на праздники. Ими украшали дома. Игрушки обладают магической силой и оберегают людей от всякого зла.
Мы уже знаем, что декоративно-прикладное искусство имеет свой совершенно особый ОБРАЗНЫЙ язык, освоение которого даёт возможность увидеть и понять особую красоту предмета, его декора, задуматься о смысле, который он выражает.
Какие же знакомые уже нам образы живут в глиняных игрушках?
- КОНЬ — символ солнца.
- ПТИЦЫ и ЖИВОТНЫЕ — символы жизни, счастья и весны.
- ЖЕНСКАЯ ФИГУРА — символ жизни и плодородия.
Очень хорошо. И, я вижу, что среди ваших игрушек есть знакомые образы.
III. Сообщения детей об игрушках
Но ведь у каждой игрушки своя история и никто не сможет рассказать её лучше, чем мастер-игрушечник. К сегодняшнему уроку мастера из каждой артели готовили рассказ о своей игрушке. Давайте послушаем их. Итак…
Приглашаются мастера каргопольской игрушки.
/Содержание сообщения см. Приложение 1/
Большое спасибо мастерам каргопольской игрушки.
Послушаем теперь мастеров дымковской игрушки.
/ Содержание сообщения см. Приложение 2/
Спасибо мастерам дымковской игрушки. Настала очередь мастеров филимоновской игрушки.
/ Содержание сообщения см. Приложение 3/
Огромное спасибо за ваши сообщения. Мы узнали много нового и интересного.
IV. Формирование новых знаний
А теперь пора засучить рукава и приступить к работе. Наша задача — расписать заготовки игрушек. Из ваших рассказов мы уже получили некоторые сведения о росписи игрушек. Итак, подведём итоги.
Роспись филимоновской игрушки
Орнамент росписи очень простой: узкие чёрточки-полосочки, изредка еловые веточки или древние символы солнца – розетки, круги, ромбы.
Посмотрите, какие цвета преобладают в росписи филимоновской игрушки?
Преобладают красный и малиновый цвета. Добавляют также и тёмно-синий и зелёный.
Простой и лёгкий узор хорошо сочетается с изящными, вытянутыми формами свистульки. Пёстрые декоративные узоры наносятся куриным пёрышком прямо на поверхность обожжённой глины. Какой инструмент будете использовать вы?
Тонкую кисточку.
Роспись каргопольской игрушки
Роспись каргопольской игрушки очень проста и выразительна. Традиционный набор элементов и цветов данного промысла сохраняет прочную связь с древними мотивами.
Из каких элементов состоит роспись каргопольской игрушки?
Преобладают круги, кресты, линии, точки.
Что символизируют эти знаки?
Круги, кресты, кольца — символы солнца, линия — земля, точка — зерно.
Все элементы изображены в естественных тонах, приближённых к натуральным природным оттенкам.
Роспись дымковской игрушки
Дымковскую игрушку нельзя спутать с другими лепными народными игрушками благодаря её колориту.
По какому фону идёт роспись дымковской игрушки?
Роспись дымковской игрушки идёт по белому фону.
Из каких элементов состоит узор в росписи игрушки?
Узор состоит из кружков, колец, точек, линий, полосок.
Какие цвета преобладают в росписи?
Преобладают яркие цвета: красный, малиновый, синий, фиолетовый, золотисто-жёлтый…
Особое внимание обратите на расположение элементов орнамента в узоре. Их необходимо располагать по форме предмета, чередуя крупные с мелкими. Это можно увидеть и на схемах росписи хвостов индюков, … и на схемах росписи юбок у барынь.
Посмотрите внимательно. Здесь представлены работы ребят нашей школы. Попробуйте определить, что это за игрушки?
Это дымковские игрушки. Как вы определили? Роспись идёт по белому фону кругами, кольцами, полосками ярких цветов.
Молодцы!
V. Практическая работа
А сейчас настала пора мастерам-игрушечникам приступить к росписи своих игрушек, сохраняя традиции промысла.
Не забудьте дать название коллективной композиции.
Приступая к работе, не забудьте про организацию рабочего места. Игрушку поставьте перед собой на подставку (чтобы можно было поворачивать игрушку и не смазать краску), банка с водой слева, краски справа. Не забывайте пользоваться тряпками для рук. Вам в помощь также предложены карточки с изображением игрушек.
Вопросы детям по ходу работы
Можно ли ваши игрушки отнести к произведениям декоративно-прикладного искусства?
Как вы понимаете термин “декоративно-прикладное искусство”?
Как вы считаете, декоративно-прикладное искусство по происхождению древнее или молодое? Почему вы так считаете?
Попробуйте прокомментировать ваши действия.
VI. Подведение итогов
Мастера в артелях закончили свою работу. Давайте же полюбуемся яркостью и пестротой получившихся образов.
Мастера каргопольской игрушки, как называется ваша композиция? “На праздничной площади”.
Мастера филимоновской игрушки, как называется ваша композиция? “На птичьем дворе”.
Мастера дымковской игрушки, как называется ваша композиция? “На прогулке”.
VII. Заключительное слово
Мастерам огромное спасибо за творческую работу. Я уверена, что ваши игрушки принесут вам в дом счастье, частичку солнышка и защитят вас от любых неприятностей.
Урок закончен.