Цели игры:
- повышение интереса к занятиям информатикой, к решению логических задач;
- развитие у школьников умения излагать мысли;
- развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
- воспитание чувства сплоченности и ответственности за коллектив;
- воспитание культуры, уважения к собеседнику.
Оборудование:
- программные средства: MS Paint, MS Word, MS Power Point;
- мультимедийный проектор;
- карточки с заданиями (Приложения 5, 6);
- слайды презентации с приветствиями команд;
- слайды-декорации к спектаклям;
- слайды с рисунками мужских лиц и пород собак;
- школьная сумка;
- шкаф с различными предметами;
- стержни с кольцами.
План игры
- Подготовительный этап.
- Домашнее задание.
- Конкурс “Приветствие команд”.
- Конкурс “На месте преступления”.
- Конкурс “Психологический портрет”.
- Конкурс “Собака Баскервилей”.
- Конкурс “Проверка памяти и внимания”.
- Конкурс “Следственный эксперимент”.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов.
Подготовительный этап
Для проведения игры класс разбивается на две команды. Каждая команда выбирает капитана и пять основных игроков. Остальные — болельщики. Из числа старшеклассников выбираются ведущий и жюри.
Для игры используются заранее подготовленные карточки и слайды презентации с заданиями.
Домашнее задание
Команды получают домашнее задание:
- разработать эмблему команды (в программах MS Paint, MS Word) к конкурсу “Приветствие команд”;
- подготовить зашифрованный текст приветствия (в программах MS Paint, MS Word, MS Power Point) к конкурсу “Приветствие команд”;
- инсценировать задание к конкурсу “На месте преступления”.
Ход игры
Организационный момент
Ведущий. Добрый день! Рады приветствовать вас на игре “Азбука детектива”.
Общественное внимание во все времена привлекала и привлекает фигура детектива, сыщика, служащего соблюдению законности. Мы зачитываемся литературными произведениями, образ детектива со стальным проницательным взглядом смотрит на нас с экранов кинотеатров и телевизоров. Обладая энциклопедическими познаниями, по отдельным внешним признакам, пуская в ход силу дедукции, детектив безошибочно раскрывает преступление. Сегодня мы постараемся прикоснуться к тайнам профессии, узнаем о качествах характера, которыми обладает настоящий детектив, ощутим себя в роли детектива-консультанта.
В нашей игре принимают участие две команды — команда Шерлока Холмса и команда Эркюля Пуаро.
Далее идёт представление членов жюри. Определяется порядок выступления команд.
Ведущий.
Голос разума, будь пожестче.
Голос разума, будь построже!
Голос сердца, терзай и мучай.
Голос сердца, прочь осторожность!
Как болезненно это соседство!
Как живительно это соседство:
Голос разума — голос сердца… [4]
1-й конкурс “Приветствие команд”
Ведущий. Детектив — не идеальная вычислительная машина, умеющая равнодушно наблюдать и логически мыслить, напротив — это человек, наделённый живыми человеческими чувствами. Разумный прагматизм и математический склад ума сыщика направлены на бескорыстное и романтическое стремление восстановить справедливость и служить людям, отражают мечту о прекрасном: об идеалах добра и человеколюбия.
Команды представляют:
- эмблему команды
- слайд презентации на экране с зашифрованным текстом приветствия (для всех участников игры);
- карточку с заданием (для команды-соперницы).
Команда соперников должна за отведенное время (3 мин.) прочитать текст приветствия и объяснить способ шифровки.
Приветствие команды Эркюля Пуаро.
Ответ: зашифрован текст “Мы желаем счастья вам, счастья в этом мире большом”. Приложение 1
Приветствие команды Шерлока Холмса.
Ответ: зашифрован текст “Поделись улыбкою своей и она к тебе не раз ещё вернется”.
2-й конкурс “На месте преступления”
Ведущий. Умение перевоплощаться — одно из условий профессии детектива. И делает это он так мастерски, что вводит в заблуждение окружающих. Сцена теряет в лице детектива прекрасного актера, а наука — тонкого мыслителя.
Каждой команде предлагается сценка с криминальным сюжетом, в которой сыщик Людовик, один из героев французского детского журнала “Пиф”, при расследовании преступлений и загадочных случаев пользуется наблюдательностью, логикой и сообразительностью. Попробуйте, соревнуясь с ним в этих качествах, понять как Людовик доказал виновность подозреваемого во взломе.
Рассказы начинаются, как правило, с появления неожиданного клиента детектива с рассказом о необычайном, загадочном происшествии, событии, факте.
Сценки поставлены силами команд-соперниц.
Оценивается артистичность и правильность ответов.
Сценка для команды Шерлока Холмса “Записка в пустом сейфе”. (Приложение 2)
Сценка для команды Эркюля Пуаро “Случай на горном курорте”. (Приложение 3) [2]
3-й конкурс “Психологический портрет”
Ведущий. Правила дедукции. Дедукция (лат.) — вывод по правилам логики. Цепь умозаключений, звенья которой связаны отношением логической последовательности.
Метод дедукции дает хорошие результаты в криминалистике, где на основании исследования мелочей вплоть до грязи на подошвах и под ногтями, пыли в одежде можно восстановить картину преступления.
Некто, назовем его N, согласился выставить на всеобщее обозрение содержимое своего рюкзачка. Постарайтесь определить, кто является хозяином сумки, внимательно рассмотрев и проанализировав все предметы. (Приложение 4)
4-й конкурс “Собака Баскервилей”
Слайд — на экране.
А 1 | 2 |
3 |
4 |
|
|||
С 31 | 27 |
26 |
20 |
Ведущий. В схватке с преступником выигрывают и преуспевают точнейшие и аккуратнейшие люди с математическим складом ума и хорошей теоретической школой одновременно.
Однажды Шерлок Холмс и доктор Ватсон сидели вечером у камина и вспоминали историю с “Пестрой лентой”. В это время в комнату вбежали четыре собаки и начали громко лаять. “Где-то я его уже видел”, — подумал Шерлок Холмс, глядя на огромного пса. Вслед за собаками в комнату вошли четыре джентльмена. “Здравствуйте, сэр Баскервиль!” — поприветствовал Холмс одного из джентльменов.
- Подставив в блок-схеме вместо А число, соответствующее номеру собаки Баскервилей, и двигаясь по схеме, вы обнаружите, кто из джентльменов является сэром Баскервилем (значение С).
- Определите хозяев оставшихся собак.
Карточка с блок-схемой раздается каждой команде. (Приложение 5)
5-й конкурс “Проверка памяти и внимания”
Ведущий. Прирожденный умный и зоркий детектив, человек, наделенный железной логикой и обладающий дедуктивным методом, наблюдательность возводит в степень и опирается на достижения различных наук, анализирует, сопоставляет факты.
На короткое время (10 сек.) открывается дверца шкафа, в котором на двух полках расположен ряд предметов. Нужно по памяти точно воспроизвести, какие предметы и в какой последовательности расположены на полках.
6-й конкурс “Следственный эксперимент”
Ведущий. Расследования не всегда имеют чисто внешние эффекты перестрелки и погони. Детектив просто “вычисляет” своего преступника, сидя в кресле или, изменив внешность, идет по следу; в лучшем случае — сидит в засаде. Скрытность этого ловкого преследователя преступников отчасти объясняется его властной натурой, отчасти — профессиональной осторожностью.
1 задание: Из комнаты были похищены ценные бумаги. Преступники не оставили никаких следов, но следствию удалось установить, что преступники перемещались по комнате, используя два листа бумаги. Нужно провести следственный эксперимент, то есть повторить действия преступников.
2 задание: На меткость. Каждый член команды получает по два кольца, которые надо метко бросить на стержень.
Домашнее задание
На стенде в кабинете информатики (Приложение 6)
Подведение итогов
Учитель. Детектив (англ. detective, от лат. detego - раскрываю, разоблачаю), сыщик, следователь…
Детектив обладает сложным по своей противоречивости характером: целеустремлённость и собранность сочетаются с поэтической задумчивостью.
Добро и зло я изучить хотела,
как бабочек, которых то и дело
исследует ученый-энтомолог.Я думала: возьму их под стекло,
пускай замрут на остриях иголок,
на тёмном бархате, Добро и Зло.Идея эта мне казалась милой,
я рассудила так: возьму перо,
под белокрылой напишу “Добро”,
а “Зло” — под бабочкою чернокрылой…Но чёрная — Злом вовсе не была,
И белая — Добром, хоть и бела.
А между ними трепетно кружили
зелёные и золотые крылья,
и не было оттенкам их числа!(1938) Кубинская поэтесса Дульсе Мария Лойнас
Объявляются результаты (количество баллов), определяется команда-победитель.
Награждение команд (календари, блокноты).
Литература
- Артур Конан Дойл “Артур Конан Дойл и Шерлок Холмс”.
- Журнал “Наука и жизнь” № 4/1990.
- Журнал “Наука и жизнь” 12/1990.
- Роза Кожевникова “Два голоса”, Казань, Татарское книжное издательство, 1990 г.