Праздник в детском саду – особый день для ребенка. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни. Известно, что дети от природы наделены неординарными способностями, поэтому так необходимо создание максимально благоприятных условий для их развития.
Детский музыкальный праздник создает возможность эмоционального развития ребенка, формирования основ музыкальной культуры в единстве всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию стойкого интереса не только к конкретным музыкальным произведениям, но и к музыкальному искусству в целом.
Музыкальные праздники позволяют решить многие задачи эстетического воспитания. Важнейшим принципом их реализации является гуманизация целей педагогической работы с детьми.
Как известно, это многосторонний процесс, включающий использование личностно – ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Именно здесь взрослый приобщает ребенка к искусству и создает условия для его полноценного развития.
Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом, в настоящее время является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. О богатейшей сокровищнице нашего народа существует много высказываний “Язык – есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое целое” (К.Д.Ушинский). А это высказывание Сорока-Расинского: “Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества”. Музыка, песни и танцы живут в народе с незапамятных времен.
Наш ясли-сад, а это я/с № 12 “Росинка” г. Азнакаево – воспитательно-образовательное учреждение с приоритетом художественно-эстетического направления.
И поэтому, определяя основные направления своей работы, я поставила одной из задач знакомство и приобщение детей к национальному искусству и народному фольклору Республики Татарстан, России и других народностей. Реализации этих задач наилучшим образом способствуют познавательно-тематические, фольклорные праздники. Подбор материала для таких праздников требует творческого подхода, ведь в них музыкальный материал по всем разделам музыкальной деятельности должен быть подчинен единой теме. Привлекательным для меня является то, что помимо музыкального материала на тематических мероприятиях используется художественный материал – произведения устного народного творчества, стихи, отрывки из произведений, предметы народно-прикладного искусства, предметы изобразительной деятельности – картины, эстампы, репродукции, художественные фотографии и др.
Тематические мероприятия интересны не только специфическим подбором материала, но и тем, что дают наиболее полную конкретную, предметную информацию, за счет чего повышается уровень усвоения детьми. Использование фольклора, произведений устного народного творчества (пословиц и поговорок, потешек и прибауток, частушек, стихов) как в хоровом, так и в индивидуальном прочтении помогают развитию правильной татарской (русской) речи. В нашем саду подача материала ведется параллельно на двух языках, путем сравнения и сопоставления, что позволяет выделить общее, выявить различие. Например, что общего в убранстве татарского дома и русской горницы, в чем их различие; различие в одежде и тому подобное. Это относится не только к укладу жизни, но и к музыке, песням, танцам тоже.
На берегу Камы у булгарской столицы в местечке Кыз Тау, Кыз каласы существовали специально отведенные места, где девушки проводили свои игры. Сюда в старину приезжал булгарский хан, чтобы посмотреть на девичьи игры. Игры эти сопровождались танцами и музыкой. Существовала прямая зависимость между деревенскими танцами и временами года. Музыка, пение и танцы были излюбленным занятием молодежи на осенних и зимних вечеринках “Аулак ой”. Особенно большое место занимала музыка на народном празднике “Джиен”.
В этих праздниках принимали участие представители других народов Поволжья. Здесь зарождалась и крепла дружба народов разных национальностей, появился новый жанр хороводно-игровых песен “Уен жырлары”, которым свойственна массовость.
Народные танцы как у татарского, так и русского народа своеобразны, свежи, колоритны. Это прежде всего танцы живые, имеющие игровой характер, в них присутствуют элементы шутки. Например, в “Мэдресэ”, “Танец с шалью”, в котором девушки подшучивают над гармонистом, они танцуют мягко, сдержанно, застенчиво, их движения скользящие, с необыкновенной грацией и пластичностью. Танец юношей задорный, активный и мужественный. Все это можно отнести и к русскому танцу, в котором девушки танцуют с платочками, а юноши с балалайками. Танцевальные мотивы очень просты, под эти мотивы слагались частушки, воспевающие силу, ловкость, трудолюбие, но и высмеивались нерадивые девушки и неловкие юноши.
Народная музыка, песня понятна, близка и нашим детям. В ней столько ласки, доброты, любования, красоты, грации, значительности. И тексты просты. Повышение интереса к своей национальной культуре воспитывает у детей патриотические чувства, усиливается любовь ко всему родному: к Родине, к искусству, возрастает чувство национальной гордости. При подборе музыкального материала учитываю возрастные особенности детей. Те песни, которые трудны по мелодии, использую для слушания. С начала учебного года детей старшей и подготовительной к школе группы знакомлю с государственными гимнами Татарстана и России, и их авторами. Ближе всего детям по содержанию, по несложному напеву и ритму крестьянские песни “Кария-Закария”, “Ак калач”, “Курсат эле ускэнем”, “Петушок” и др.
Наряду с татарскими песнями и хороводами дети с удовольствием поют и русские народные песни “Земелюшка-чернозем”, “Во поле береза стояла”, “На горе-то калина”. Детям нравится инсценирование песен, задача которых действовать самостоятельно в соответствии с характером и текстом песни. В своей практике широко применяю инсценирование таких песен, как “Как у наших у ворот”, “Пошла млада за водой”, “Ой, вставала я ранешенько”, а также песне современных авторов, например, “Хэерле иртэ”, музыка Л.Батыр-Болгари.
А песни, построенные на одном, двух звуках, использую как упражнение для развития голоса и слуха. В этих попевках воспевают природу родного края, доброе отношение к нему, что также решает воспитательную задачу – экологическую. В этих попевках – понимание природы, единство человека с солнцем и ветром, лесом и полем.
Дети с удовольствием принимают участие в проводимых национальных праздниках и познавательно-тематических развлечениях. Тематика их бывает самая разнообразная: связанные с явлениями окружающей действительности “Золотая осень”, “Сомбелэ” (праздник урожая), “Берегите Хлеб!”, “Нардуган” (канун Нового года), “Прилет птиц”, “Карга боткасы”, “Проводы зимы”, “Навруз”. Связь с природным циклом– характерная черта народных праздников. Кроме того, планирую проведение тематических развлечений, связанных с бытом людей “Аулак ой”, “Русские посиделки”, “Праздник чая”.
Для детей дошкольного возраста народные праздники являются механизмом осмысления смены времен года и их повторения, дети осознают, какие изменения в природе происходят в каждом из времен года, как изменяется жизнь людей (осенью можно ходить за грибами, собирать урожай на зиму, зимой можно кататься на коньках, санках и лыжах). В нашем д/саду такие праздники: “Проводы зимы”, “Навруз”, “Карга боткасы”, “Сабан Туй”– традиционно отмечаются всем садом, как одна большая семья собираются дети в зале. Участвуют как младшие, так и старшие дошкольники. Кроме того, планирую праздники, которые имеют историко-событийно-общественное содержание “Туган жир ул бер генэ”, посвященный 70-летию Азнакаевского района, “Татарстан башкаласы буенча сэяхэт”, посвященный 1000-летию города Казани. Также совместно с д/садом “Теремок” был проведен праздник “Жомга бэйрэме”, цель которого дать понятие, почему именно пятница у татар является праздничным днем и как он отмечается. Этот праздник прошел в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани и был приурочен к конкретной дате – 19 марта – дню официального провозглашения исламской религии в древнем Булгаре.
При проведении праздников детей одеваем в национальные костюмы, обязательными элементами которых являются у татар – калфак, тюбетейка, вышитые фартуки, читек; у русских – сарафан, кокошник, рубашка-косоворотка, кушак, сапожки. Без игры трудно представить себе любое занятие в д/саду, а уж праздник тем более. Поэтому большое внимание уделяю оформлению зала, вношу предметы декоративно-прикладного искусства: вышитые полотенца, украшения, керамическую и деревянную посуду, предметы быта (утюг, чугунок, кочерга, самовар, табурет, прялка, простыни с подзорниками, домотканые полотенца и половики). Все эти детали создают на празднике элемент достоверности, что способствует лучшему восприятию, пониманию сути, запоминанию, возможно, на долгие года (лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать). Кроме того, широко использую и ввожу предметы быта в танцах: самовар, пиалы, платки, бусы, ложки и т.д.
Для того, чтобы наши дети знали, видели и слышали звучание народных инструментов (курая, кубыза), слушаем записи из фонотеки. Также приглашаю на мероприятия гостей, которые играют на народных инструментах, например, на фестивале музыки “Любимые песни”, посвященном творчеству татарского композитора Луизы Батыр-Болгарии, участвовала домбристка из ансамбля “Хатирэ” городского Дома Культуры. Дети исполнили песни в сопровождении домбры и фортепиано “Кояшлы ил”, “Калэпушэм–калфагым”. А на праздник “Жомга бэйрэме” была приглашена преподаватель музыки, она исполнила на баяне народную музыку “Тэфтилеу”.
Тематические мероприятия расширяют кругозор детей, их знания, воспитывают чувство патриотизма: “Мамы разные нужны, мамы разные важны”, “Туган ил ул бергенэ”, “Татарстан башкаласы буенча сэяхэт”, “Сайра, монлы сандугач!”, они воспитывают устойчивый интерес к музыке.
Воспитательное значение культурного наследия русского и татарского народов велико. Через народное искусство мы готовим детей к восприятию классического музыкального и– литературного творчества. Через танцы–к балету, через песни к опере, через слушание к классической симфонической музыке. Приложение1.