ТИОТ – один из вариантов реализации личностно-ориентированного обучения, который позволяет организовать учебный процесс на основании принципов индивидуализации, лежащих в основе построения индивидуальных траекторий. Это дает возможность учащимся выбирать:
- Уровень, объем содержания предметного знания (не ниже базового).
- Информационные источники для усвоения (учебник, дополнительная литература, электронные учебники, демонстрационно-обучающие программы, Интернет).
- Способ учения в соответствии с индивидуальными особенностями.
- Темп продвижения по теме.
- Форма, время и вид контроля по согласованию с учителем.
1-2 уроки. Вводная лекция с использованием презентации. Домашнее задание для себя определяет каждый ученик.
3-6 уроки. Учащиеся работают в произвольных группах по5-6 человек. Количество групп зависит от количества модулей, возможна и индивидуальная работа. Каждой группе выдаются одинаковые модули, дидактический материал, дополнительная литература. Время выполнения заданий и формы контроля определяются в каждом модуле (М1,М2, М3 М4). Количество модулей определяется темой. Возможен вариант создания презентации к каждому модулю.
Один из модулей по теме “Политическая карта мира”
Модуль № 4 Тема: Формы правления государства.
УЭ | Задания | Руководство |
УЭ-0 | Интегрирующая цель: Познакомиться с основными формами правления государства. Уметь приводить примеры и показывать на карте страны с разными формами правления. |
|
УЭ-1 | Цель: Познакомиться с основными формами
правления государства. Задания:
|
Ю.Н. Гладкий с.91 В.П. Максаковский с. 14, “визитка” |
УЭ-2 | Цель: Выполнить практическую работу
“Формы правления государств”. Задания:
Республика Монархия Примеры стран |
В.П. Максаковский “визитка” |
Контроль |
|
Каждой группе выдается карта движения по теме, некоторые ученики составляют свой индивидуальный маршрут.
Группа 1 | М 1. | М 2 | М 3 | М 4 | М 5 |
Группа 2 | М 5 | М 1 | М 2 | М 3 | М 4 |
Группа 3 | М 3 | М 5 | М 1 | М 2 | М 3 |
Группа 4 | М 4 | М 3 | М 5 | М 1 | М 2 |
Группа 5 | М 2 | М 4 | М 3 | М 5 | М 1 |
По мере выполнения каждого модуля ученик проходит через промежуточный контроль (формы контроля указаны в каждом модуле), после этого он выходит на итоговый контроль.
После успешного выполнения итогового контроля, освободившееся время ученик использует для углубления знаний (выполнение творческих работ, решение олимпиадных заданий, посещение библиотеки, подготовка к итоговому уроку по теме, работа в Интернете...) или выступает в роли консультанта.
Итоговый урок: семинары, практикумы, деловые игры, и другие типы уроков по усмотрению учителя.
Наиболее интересно проходят игровые уроки по теме “Рекреационные ресурсы мира. География международного туризма” в 10 классе, после изучения тем “Мировые природные ресурсы” и “Мировое хозяйство”
“Туристическая биржа”
Тип урока: деловая игра.
Условия игры: сдвоенные уроки/
Цели и задачи игры:
- Сформировать представление о международном туризме как феномене эпохи НТР.
- Рассмотреть основные виды международного туризма.
- Познакомить учащихся с географией международного туризма.
- Продолжать формирование умения работать с различными источниками информации и выполнять творческие задания с использованием ИКТ.
Оборудование:
- Проектор.
- Компьютер.
- Визитки участников игры.
- Таблички на столах участников.
Этапы игры:
I этап: Подготовительный этап:
За 1-2 месяца объявляется тема и условия игры.
Класс делится на группы по 2-3 человека (туристическая фирма). Каждая группа выбирает объект изучения: природный, культурный, исторический памятник или очень интересное место мира, которое она будет представлять. Затем подбирает материал и готовит презентацию. Учитель проводит консультации и помогает в сборе и обработке информации в компьютерном классе, рекомендует сайты в Интернете.
Презентация готовится по определенному плану:
- Название фирмы.
- Дилеры .
- Карта страны с указанием объекта.
- Характеристика объекта с иллюстративным материалом.
- Источники информации.
II этап: Проведение игры.
В кабинете столы стоят по периметру, каждый стол оформлен: название фирмы, дилеры, товарные знаки фирмы, рекламные буклеты, проспекты и т.д. На экране проектора слайд: “Туристическая биржа” и понятия: биржа, дилер, прайс-лист.
- Игра начинается с презентации учителя “ Туризм как отрасль мировой экономики. Рекреационные ресурсы мира”.
- Определяется последовательность выступления жеребьёвкой, выдаются прайс-листы каждому участнику игры или заполняются в тетрадях..
- Происходит презентация, на которую отводится 3 минуты и 1 минута на ответы.
- Каждый участник игры заполняет прайс-лист (выставляет оценки), учитывая содержание, наглядность, представление.
III этап: Завершение игры
В конце прайс-листов каждая фирма указывает три фирмы, с которыми они будут заключать договор о сотрудничестве. Подводится общий итог. Фирмы, выигравшие конкурс, получают дополнительные оценки.
Каждый участник игры получает три оценки: представление, содержание презентации и за прайс-лист.
Словарь терминов:
- Биржа - государственная или акционерная организация, предоставляющая помещение, определенные гарантии, расчетные и информационные услуги для сделок, получающая за это комиссионные от сделки.
- Дилер – физическое или юридическое лицо, деятельность которого сосредоточена на продаже товаров и услуг.
- Прайс-лист – перечень товаров и услуг, с указанием цены (в игре цена – это оценка).
- Фирма – предприятие, компания, преследующая коммерческие цели. Может иметь фирменный знак – символ, рисунок, отличительный цвет или обозначение, идентифицирующее продукт с его изготовителем и продавцом.
Прайс-лист
Представляемый объект | Фирма | Дилер | Что интересно | Цена (оценки) | ||
Содержание | Наглядность | Представление | ||||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 и т. д. |
Игра ценна личностной самореализацией, проживанием ролей. Происходит изменение собственного смысла, принятие нового. Ученик принимает решение, за которое он в ответе, и средство коммуникации. Игра предполагает творческое начало