Цели:
1) проверка усвоения детьми теоретических знаний и практических навыков по теме;
2) систематизировать и обобщить знания учащихся;
3) развивать умения работать в группе;
4) развивать речь учащихся;
5) развивать способность внимательного отношения к языку художественного произведения
Оборудование: карточки, листы учета знаний, таблица, опора, карточки к сказке, аудиозапись.
На доске: Ура, Зачет! Я знаю это!
1. Организационный момент
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие
Захотели вновь прийти
-Итак, друзья, начнем зачет.
Заданий у меня большой запас.
А для кого они?
Для вас!
-Итак, 5 консультантов будут помогать принимать зачет по теме: «Предложение».
Консультанты зачет сдали, поэтому сегодня они мои помощники.
Сегодня консультанты 1,2,3,4,5 групп (фамилии учащихся)
2. Введение в тему
Ход урока
В класс входят ученица, одетая в костюм Герды.
-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости! Я – Герда. Помните меня? Я из сказки «Снежная королева». Выпал снег, приближается зима, а я все ищу своего друга Кая. Мне сказали, что его увезла Снежная королева. Вот отдохну у вас немного и пойду дальше.
Учитель: Подожди, Герда, не спеши. Мы с ребятами поможем тебе дойти до Снежной королевы, ведь это трудный и долгий путь, с большими преградами и трудностями, но мы их преодолеем.
Вот и первая преграда: Кто это на пути? Загадка: «На дворе зима, белый снег лежит, наш веселый человек на снегу стоит (Снеговик)
(показ картинки)
- Посмотрите на снеговика. Снеговик предлагает вам составить предложения (с соответствующей интонацией)
1группа | 2группа | 3группа | 4группа | 5группа |
Сча | стл | иво | гоп | ути! |
-Что пожелал вам снеговик? (Счастливого пути)
Теперь выберем вид транспорта, на котором будем путешествовать.
По приведенному шифру необходимо прочесть название транспорта.
-А -С -Д
-Н -И -К
А путешествовать мы будем на санях. Но перед вами опять возникла преграда. Загадка: «Что за звездочки сквозные на пальто, на рукаве все сквозные, вырезные, а возьмешь – вода в руке (снежинка).
Если мы выполним задание снежинок, то они помогут нам в пути.
-Прежде чем приступить к теоретическому опросу, внимательно посмотрите на опору, что произошло? (неправильно подчеркнуты главные члены. Найдите ошибку. Опору убираю)
Подлежащее Сказуемое
Что делает? Кто? Что?
В будущем не ошибайтесь!
3. Теоретический опрос
Вопросы по теме
- Что такое предложение?
- Когда ставится в конце предложения точка?
- Когда ставится в конце предложения восклицательный знак?
- Когда ставится в конце предложения вопросительный знак?
- Что такое подлежащее?
- Что такое сказуемое?
Консультанты оценивают своих товарищей.
Проверка: Если согласны с ответом рисуете ^, если нет -- (у каждого – индивидуальное)
- Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу.
- Если предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения – точка.
- Если в предложении содержатся вопрос, то ставится вопросительный знак.
- Если в предложении о чем-либо спокойно сообщается, то в конце предложения – восклицательный знак.
- Главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении, называется подлежащим.
- Сказуемое – это главный член, который обозначает что говорится о подлежащем.
Итак, как сработала группа. Что поставили за теоретический опрос своей группе?
4. Практическая часть
Мы можем ехать дальше. На нашем пути опять кто-то стоит. Кто это?
Загадка: У избы побывал – все окна разрисовал
У реки погостил – во всю реку мост мостил (мороз)
- Для того, чтобы мороз простудил нас, мы должны составить предложение из данных слов, подчеркнуть главные члены.
На доске:
ЗИМА, ПРИШЛА
ЗАПУШИЛ, ДЕРЕВЬЯ, ИНЕЙ
ЗАТЯНУЛ, ПРУД, ЛЬДОМ, МОРОЗ
Как сработала группа?
-Ну что, молодцы, мороз нам не страшен. Мы хотим помочь Герде, но Снежная королева узнала про это и послала вихри и метели. Давайте выполним следующее задание, и метель утихнет.
5. Физминутка
Путь дорога нелегка
И замерзли мы слегка
Руки мы слегка согреем,
Все на свете мы умеет.
6. Закрепление пройденного материала
Читаю под музыку текст (см. приложение «Волшебные вещи бывают не только в сказках, но и в жизни…»)
-Какое чувство вызвал текст? Посмотрите на таблицу, выберите слова.
РАДОСТЬ, УДИВЛЕНИЕ, ИСПУГ, ВОСТОРГ, ВОСХИЩЕНИЕ, ГРУСТЬ, ВОЛНЕНИЕ, ИНТЕРЕС
А какие «лесные» картинки представили вы себе?
-Русская зима воспета в народных песнях, в музыке русских композиторов.
- На полотнах живописцев изображены картины родной природы, зимние пейзажи, зиме посвящается много рассказов, стихов.
-Вы знаете стихи о зиме? (по одному человеку с каждой группы)
Мы прошли все преграды и подошли к дворцу Снежной королевы, но его окружают горы. Для того чтобы узнать, из чего они сделаны, отгадайте загадку: «В огне не горит и в воде не тонет» (лед). Чтобы эти ледяные горы расступились, выполните следующие задания: надо распространить предложения:
1 группа: Снег искрится
2 группа: Кружатся снежинки.
3 группа: Лес покрылся.
4 группа: Стояли морозы.
5 группа: Делают кормушки.
Как сработала группа? Наконец мы дошли до дворца. Посмотрите, нас встречает сама Снежная королева.
Герда: Ребята, Снежная королева сказала мне, что отпустит Кая, если вы найдете ключ к его ледяному сердцу.
7. Диктант «Проверь себя» (запись под копировальную бумагу)
Текст: Зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пищу. Я сыплю в кормушку разные семена. (второй экземпляр сдайте, первый проверьте по контрольной карточке)
Учитель:
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В диктанте проверить можешь сам
Свое внимание к словам
8. Итог
Прошу выйти консультантов прикрепить листы учета знаний.
Герда: Спасибо, ребята! Теперь мы с Каем пойдем домой, а вы будьте всегда добрыми и умными. Дарим вам сердечки. В сердце человека заключено тепло, любовь, дружба.
Учитель: Поблагодарите друг друга за общение.