Тема: Работа с бумагой и картоном. Плоскостная аппликация «Дорожная азбука».
Цели:
- формирование умения работать с бумагой и картоном (вырезывание, склеивание);
- ознакомление с группами дорожных знаков;
- развитие способности к конструктивному творчеству, наблюдательности и аккуратности;
Оборудование:
- материалы: картон, цветная бумага, клей - карандаш;
- инструменты: карандаш, ножницы.
Наглядный материал:
- Комплект «Дорожные знаки»;
- Иллюстрация инспектора Мигалочкина (в полный рост);
- Макет «Дорожной азбуки» (формат А 3 - 4 листа);
- шаблоны деталей дорожных знаков;
- Таблица «Алгоритм работы».
- Таблицы: «Правила техники безопасности при работе с ножницами»; «Организация рабочего места».
- «Толковый словарь».
План урока.
I. Орг. класса.
Эмоциональный настрой на урок;
-Ребята, урок сегодня у нас необычный. Вам понадобятся на уроке не только знания и умения, полученные на уроках труда, но и знания правил дорожного движения, с которыми вы были знакомы с детского садика и, с которыми вы уже познакомились в школе.
II. Изучение нового материла.
*Повторение изученного материала.
Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, что мы уже знаем.
-Внимание загадка:
У дороги в домике
Без сада и крылечка,
Проживают гномики:
Два славных человечка.
Не играют в домино,
В салки или прятки,
А весь день глядят в окно.
Всё ли там в порядке?
Гном зелёный говорит:
Всё спокойно, путь открыт!
Если выйдет красный,
Значит путь опасный!
Днём и ночью тёмною
Окна в нём не гаснут.
Спрятался зелёный гном
И появился красный.
Это очень важная,
Нужная работа:
Непутевым гражданам
Мигнуть у перехода.
-Итак, что это за домик без сада и крылечка?
Дети: светофор.
Покажите светофоры, которые мы делали на прошлом уроке. Что обозначают сигналы светофора? Чем отличаются наши светофоры, от того, который живет в загадке?
Дети:
три цвета – для водителей;
Два цвета – для пешеходов.
Игра «Светофор».
У учителя три круга: красный, желтый и зеленый. Он показывает их по одному, дети выполняют движения.
Зеленый – ходьба на месте, желтый – хлопки в ладоши, красный – приседания.
- Сообщение темы и цели урока.
-Сегодня в классе у нас открывается «Мастерская
дорожных знаков». К концу урока в нашем классе
должна «родиться» «Дорожная азбука», в которую
мы поместим изготовленные нами из бумаги и
картона дорожные знаки.
-У нас на уроке ещё один гость, которого я сразу не представила. Знакомьтесь, инспектор Мигалочкин.
-А, что это за профессия у него такая инспектор?
-А вот, как поясняет значение этого слова «Толковый словарь»:
(Инспектор – это должностное лицо, занятое инспектированием чего – либо или проверкой правильности, чьих – либо действий.)
-Представьте, что мы находимся на улице. Инспектор Мигалочкин подсказывает нам, чтобы двигаться по улице, необходимо знать «Дорожную азбуку». Кто знает, что это за азбука такая?
(дорожные знаки)
Вот она Азбука: над головой.
Знаки развешаны вдоль мостовой!
Азбуку города помни всегда,
Чтоб ни случилась с тобою беда!
Игра «Собери знаки».
-Мигалочкин нёс на урок дорожные знаки, и случайно папка со знаками упала, а знаки рассыпались. Помогите Мигалочкину собрать знаки, объединив их в группы по признакам. Первый знак в каждой группе уже есть. Подбери к нему друзей.
( На доске в разброс прикреплены дорожные знаки, которые дети объединяют в группы).
-По какому признаку вы объединили знаки в группы?
-Каждая группа знаков имеет в «Дорожной азбуке» своё название и значение. Существует 7(?) групп дорожных знаков. Но нас интересует сегодня только четыре.
-Итак, первая группа – «Запрещающие знаки» (табличка).
-Вторая группа – «Предупреждающие знаки» (табличка).
-Третья группа – «Информационно – указательные знаки» (табличка).
-Четвёртая группа – «Знаки сервиса» (табличка).
-Как вы думаете, а зачем нам надо это знать?
- Физминутка.
- Определение этапов работы.
1. Постановка цели и трудовой задачи.
-Из чего сделаны дорожные знаки, размещённые на улице?
-А почему?
-А мы изготовим образцы дорожных знаков из бумаги и картона.
Самые лучшие знаки (правильно и аккуратно изготовленные) мы поместим на страницы «Дорожной азбуки». Работать вы сегодня будете парами. У вас на двоих получится один знак.
2. Анализ изделия.
-Для основы знака, какой материал нам лучше подойдёт: бумага или картон? Почему?
-А бумага для чего будет нужна?
-В какой технике выполнена работа? (в технике аппликации)
-Каким способом будем соединять детали аппликации?(склеим)
-Какие инструменты нам пригодятся и для чего?
-А ещё нам необходимы будут шаблоны.
3. Планирование работы.
-Действуем, как обычно по плану:
Разметка.
Обработка.
Сборка.
Разметка.
-Приступаем к этапу разметки.
-Берём шаблон (мальчики). Накладываем на изнаночную сторону чёрной бумаги. Не забываем об экономном использовании бумаги и правилах работы с шаблоном.
-Напомните эти правила.
-Обводим деталь по шаблону.
Обработка.
-Повторим правила т/б при работе с ножницами (таблица).
-Какие приёмы вырезывания вы знаете?
-Девочки вырезают деталь по контуру.
Сборка.
-Осуществляете самостоятельно (учитель – контролирует и корректирует работу учащихся), в следующей последовательности:
- Наносим клей на деталь аппликации, намазывая от середины к краям;
- Накладываем деталь на основу в соответствии с образцом;
- Убираем излишки клея листом бумаги;
- Сушим в растяжку.
III. Итог урока.
- Анализ и проверка работ учащихся.
-К доске выходят дети, изготовившие знаки … группы.
-Чей знак мы можем выбрать и поместить в «Дорожную азбуку» и почему?
(знак – на страницу)
- Обобщение по уроку.
-Назовите «имя» знака.
-Прочитайте, из какой он группы?
-Что он обозначает?
-Как вы думаете, где и когда вы можете применить полученные на уроке сегодня знания?
-Поднимите руки, кто бы продолжил урок с удовольствием?
-Но на сегодня наше время для работы истекло, поэтому мы попрощаемся с инспектором Мигалочкиным, и будем ждать следующей встречи с ним на наших уроках.