Проблема проведения занятий по ОБЖ и ПДД в свете реализации нового учебного базисного плана в 2005/06 учебном году

Разделы: Начальная школа


Тема: Работа с бумагой и картоном. Плоскостная аппликация «Дорожная азбука».

Цели:

  • формирование умения работать с бумагой и картоном (вырезывание, склеивание);
  • ознакомление с группами дорожных знаков;
  • развитие способности к конструктивному творчеству, наблюдательности и аккуратности;

Оборудование:

  • материалы: картон, цветная бумага, клей - карандаш;
  • инструменты: карандаш, ножницы.

Наглядный материал:

  • Комплект «Дорожные знаки»;
  • Иллюстрация инспектора Мигалочкина (в полный рост);
  • Макет «Дорожной азбуки» (формат А 3 - 4 листа);
  • шаблоны деталей дорожных знаков;
  • Таблица «Алгоритм работы».
  • Таблицы: «Правила техники безопасности при работе с ножницами»; «Организация рабочего места».
  • «Толковый словарь».

План урока.

I. Орг. класса.

Эмоциональный настрой на урок;

-Ребята, урок сегодня у нас необычный. Вам понадобятся на уроке не только знания и умения, полученные на уроках труда, но и знания правил дорожного движения, с которыми вы были знакомы с детского садика и, с которыми вы уже познакомились в школе.

II. Изучение нового материла.

*Повторение изученного материала.

Прежде чем мы приступим к изучению нового материала, давайте вспомним, что мы уже знаем.

-Внимание загадка:

У дороги в домике
Без сада и крылечка,
Проживают гномики:
Два славных человечка.
Не играют в домино,
В салки или прятки,
А весь день глядят в окно.
Всё ли там в порядке?
Гном зелёный говорит:
Всё спокойно, путь открыт!
Если выйдет красный,
Значит путь опасный!
Днём и ночью тёмною
Окна в нём не гаснут.
Спрятался зелёный гном
И появился красный.
Это очень важная,
Нужная работа:
Непутевым гражданам
Мигнуть у перехода.

-Итак, что это за домик без сада и крылечка?

Дети: светофор.

Покажите светофоры, которые мы делали на прошлом уроке. Что обозначают сигналы светофора? Чем отличаются наши светофоры, от того, который живет в загадке?

Дети:

три цвета – для водителей;
Два цвета – для пешеходов.

Игра «Светофор».

У учителя три круга: красный, желтый и зеленый. Он показывает их по одному, дети выполняют движения.

Зеленый – ходьба на месте, желтый – хлопки в ладоши, красный – приседания.

  • Сообщение темы и цели урока.

-Сегодня в классе у нас открывается «Мастерская дорожных знаков». К концу урока в нашем классе должна «родиться» «Дорожная азбука», в которую мы поместим изготовленные нами из бумаги и картона дорожные знаки.

  • Объяснение нового материала.

-У нас на уроке ещё один гость, которого я сразу не представила. Знакомьтесь, инспектор Мигалочкин.

-А, что это за профессия у него такая инспектор?

-А вот, как поясняет значение этого слова «Толковый словарь»:

(Инспектор – это должностное лицо, занятое инспектированием чего – либо или проверкой правильности, чьих – либо действий.)

-Представьте, что мы находимся на улице. Инспектор Мигалочкин подсказывает нам, чтобы двигаться по улице, необходимо знать «Дорожную азбуку». Кто знает, что это за азбука такая?

(дорожные знаки)

Вот она Азбука: над головой.
Знаки развешаны вдоль мостовой!
Азбуку города помни всегда,
Чтоб ни случилась с тобою беда!

Игра «Собери знаки».

-Мигалочкин нёс на урок дорожные знаки, и случайно папка со знаками упала, а знаки рассыпались. Помогите Мигалочкину собрать знаки, объединив их в группы по признакам. Первый знак в каждой группе уже есть. Подбери к нему друзей.

( На доске в разброс прикреплены дорожные знаки, которые дети объединяют в группы).

-По какому признаку вы объединили знаки в группы?

-Каждая группа знаков имеет в «Дорожной азбуке» своё название и значение. Существует 7(?) групп дорожных знаков. Но нас интересует сегодня только четыре.

-Итак, первая группа – «Запрещающие знаки» (табличка).

-Вторая группа – «Предупреждающие знаки» (табличка).

-Третья группа – «Информационно – указательные знаки» (табличка).

-Четвёртая группа – «Знаки сервиса» (табличка).

-Как вы думаете, а зачем нам надо это знать?

  • Физминутка.
  • Определение этапов работы.

1. Постановка цели и трудовой задачи.

-Из чего сделаны дорожные знаки, размещённые на улице?

-А почему?

-А мы изготовим образцы дорожных знаков из бумаги и картона.

Самые лучшие знаки (правильно и аккуратно изготовленные) мы поместим на страницы «Дорожной азбуки». Работать вы сегодня будете парами. У вас на двоих получится один знак.

2. Анализ изделия.

-Для основы знака, какой материал нам лучше подойдёт: бумага или картон? Почему?

-А бумага для чего будет нужна?

-В какой технике выполнена работа? (в технике аппликации)

-Каким способом будем соединять детали аппликации?(склеим)

-Какие инструменты нам пригодятся и для чего?

-А ещё нам необходимы будут шаблоны.

3. Планирование работы.

-Действуем, как обычно по плану:

Разметка.
Обработка.
Сборка.

Разметка.

-Приступаем к этапу разметки.

-Берём шаблон (мальчики). Накладываем на изнаночную сторону чёрной бумаги. Не забываем об экономном использовании бумаги и правилах работы с шаблоном.

-Напомните эти правила.

-Обводим деталь по шаблону.

Обработка.

-Повторим правила т/б при работе с ножницами (таблица).

-Какие приёмы вырезывания вы знаете?

  • надевать кольца ножниц на большой и средний палец;
  • держать за большую часть материала, отрезать – меньшую;
  • резать средней частью ножниц;

-Девочки вырезают деталь по контуру.

Сборка.

-Осуществляете самостоятельно (учитель – контролирует и корректирует работу учащихся), в следующей последовательности:

  • Наносим клей на деталь аппликации, намазывая от середины к краям;
  • Накладываем деталь на основу в соответствии с образцом;
  • Убираем излишки клея листом бумаги;
  • Сушим в растяжку.

III. Итог урока.

  • Анализ и проверка работ учащихся.

-К доске выходят дети, изготовившие знаки … группы.

-Чей знак мы можем выбрать и поместить в «Дорожную азбуку» и почему?

(знак – на страницу)

  • Обобщение по уроку.

-Назовите «имя» знака.

-Прочитайте, из какой он группы?

-Что он обозначает?

-Как вы думаете, где и когда вы можете применить полученные на уроке сегодня знания?

-Поднимите руки, кто бы продолжил урок с удовольствием?

-Но на сегодня наше время для работы истекло, поэтому мы попрощаемся с инспектором Мигалочкиным, и будем ждать следующей встречи с ним на наших уроках.