Цель:
- Дать детям представление о хакасских традициях проведения свободного времени.
- Продолжать развивать речь у детей через народные хакасские игры, колыбельные. Дать возможность самим сочинить небольшие песни – тахпахи.
- Воспитывать интерес и уважение к традициям и культуре хакасского народа.
Материал к занятию: оформление юрты, атрибуты к играм, кассета с тахпахами и национальной музыкой, хакасское блюдо, чайные пары.
Предшествующая работа: экскурсия в краеведческий музей, беседа о традициях и жизни раньше хакасов, разучивание игр, колыбельных, рассматривание предметов декоративно – прикладного творчества, придумывание сказок.
Словарная работа: щилых, тахпахи, чатхан.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей в группу, обращает внимание на убранство и спрашивает:
- Что это вам напоминает? (Юрту)
- Где мы видели юрту? (В музее).
- Кто раньше жил в юртах? (Хакасы)
- Они жили семьями или по - одному?
- Как вы думаете, все члены семьи жили вместе? (Отец, мать, дедушка, бабушка, дети и т.д.)
- Чем же занимались хакасы раньше? (Разводили скот, косили сено, сеяли пшеницу, в таёжных местах охотились и рыбачили)
- А что делали дети? Ведь детей тогда было в семьях помногу? (Дети играли, помогали взрослым)
- А вы любите играть? Вспомните, в какие хакасские игры мы играли? («Медведь и пень», «Спрячь рукавицу»)
Игра проводится по желанию детей, они рассказывают правила игры.
2. Воспитатель приглашает детей сесть на ковер в юрте и продолжает беседу:
-Дети, а как вы думаете, было ли у взрослых свободное время, ведь они тоже не всегда были заняты работой?
-Чем же тогда они занимались, радио и телевизоров тогда не было? (Взрослые собирались в одной юрте. Молодые веселились, пели песни, играли. Замужние женщины шили одежду, вышивали. Мужчины занимались резьбой по дереву, чеканкой)
-Правильно! Когда после работы взрослые собирались для отдыха – это называлось – щилых (хакасские посиделки)
-После веселья и игр, все усаживались в кружок на ковёр, как мы с вами и сочиняли тахпахи о своей жизни, работе, о скотине, природе. Тахпахи – это песни. А затем они по очереди пели их под чатхан (струнный музыкальный инструмент)
-Хотите послушать?
Слушание тахпахов по аудиокассете.
-Дети, а давайте, и мы попробуем сочинить с вами тахпахи о нашей жизни в саду.
Дети сочиняют, а затем слушают друг друга.
3. Обратить внимание детей на убранство и украшения в юрте, предложить детям рассказать о них. Дать описательный рассказ предмету, какой понравиться. Из чего он сделан? Как украшен? Для чего служит?
4. –Дети, а вы помните колыбельные, которые мы учили с вами? Хотите рассказать? Ведь мы с вами тоже на щилых:
Баю – баюшки, родной,
Глазки сонные закрой
Жизнь большую проживёшь
Все дороги обойдёшь.В табуне степных коней
Друга себе выберешь.
Добра людям не жалей,
Когда большой вырастешь.
5. -Мы побывали сегодня где? Правильно на щилых, а любые посиделки раньше заканчивались чаепитием. Вот и я, как хозяйка этой юрты, угощаю вас чаем с хакасским пирогом с черёмухой.
Проходит чаепитие под запись национальной музыки.