Девиз:
Поделись улыбкою своей…Форма проведения:
(диалог-тренинг)Цели и задачи часа:
Приглашённые:
- Руководитель методического объединения;
- Учителя 4 классов;
Оборудование:
- Леонардо да Винчи “Мона Лиза”
- В. Серова: “Девочка с персиками”
- Портреты людей с улыбками
- Зеркало (желательно, каждому)
- Листы для тестирования (у каждого)
- Песня “Улыбка”
План классного часа.
1.Организационный момент. Психологический тренинг.
2.Введение в тему занятия. Что такое общение? Тема и цель занятия.
3.Творческая работа. Мастерская сказки.
4. Практическая работа.
5. В чём секреты улыбки? Обобщение.
6.Люди улыбаются по-разному. Рассматривание картин художников.
7. Практическая работа. Поделись улыбкою своей!
8.Улыбка, смех и юмор. Сравнение. Лексическая работа.
9. Есть ли у вас чувство юмора? (Тест)
10. Итог занятия. Домашнее задание. Рефлексия.
Ход занятия
1. Организационный момент. Психологический тренинг.
-Дорогие ребята, сегодня у нас несколько необычная встреча. Тему её вы определите сами, но немного позднее.
Я долго думала, с чего бы начать. И решила, начнём вот с чего…
- Возьмите в руки 1 карандаш (фломастер). Попробуйте вместе (парой) нарисовать любую одну картину. Подпишите её. (Дети вдвоём, держа в руках 1 карандаш, рисуют любую картину на одном листочке, пока звучит весёлая музыка)
- Расскажите, что вы нарисовали.
-Удалось ли вам это сделать хорошо?
- Было легко или трудно выполнять эту работу? Объясните, почему?
- А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?
(Надо было сначала обсудить, что будем рисовать, как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом)
2. Введение в тему занятия. Что такое общение? Тема и цель занятия.
- Ребята, а что такое ОБЩЕНИЕ?
(Общение это когда разные люди обсуждают что-то их всех интересующее.)
Из словаря практического психолога: общение - сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий понимание друг друга, обмен информацией, взаимодействие.)
- Антуан де Сент-Экзюпери сказал: “Главная роскошь - это роскошь человеческого общения” - Как вы понимаете эти слова?
- Что помогает общению друг с другом? (Речь, позы, мимика, жесты т. д.)
- Перед вами рисунки, на которых изображены лица детей с разным настроением. Кого из детей ты выберешь для общения и почему?
- Спасибо всем за ответы и пояснения.
- Итак, ребята вы уже, наверное, поняли, о чём мы сегодня поведём разговор.
- Мы поговорим о том, как можно общаться, как улучшить своё настроение, как приобрести друзей и добиться успеха в жизни, как научиться влиять на других И ВСЁ ЭТО С ПОМОЩЬЮ УЛЫБКИ.
Итак, тема нашего разговора:
СЕКРЕТЫ УЛЫБКИ. В ЧЁМ ОНИ?
3. Творческая работа. Мастерская сказки.
- Вы, конечно, любите слушать всякие истории и умеете придумывать их сами.
Итак, начнём творить сказку.
В одном маленьком городе жила-была Улыбка. Она была такая… (добрая, весёлая, жизнерадостная, красивая и т.д.) что все люди были рады видеть её у себя в доме (продолжите дальше…)
Они приглашали Улыбку к себе в гости, старались её угостить, развеселить и подружиться с нею.
А Улыбка … (рада была прийти в гости, пообщаться с людьми, развеселить их, помогала людям поднять настроение. И старалась никого не обидеть).
Но вот однажды … (в городе появился очень странный человек. Он был угрюм, невесел, не хотел ни с кем общаться. Сахар ему казался несладким, молоко небелым, солнце - неярким, хлеб – сырым, а все дети – непослушными. Он сердился на всех и на всё).
- Опишите его поведение (Топал ногами, кричал, ругался, пыхтел, хмурил брови, рычал, надувал щёки).
- Что могло случиться дальше? (Дети завершают сказку хорошим добрым концом, где Улыбка побеждает).
4. Практическая работа.
- А вы умеете улыбаться? Давайте проверим.
Я читаю предложение, совет. Вы после каждого из них должны повернуться к товарищам и улыбнуться.
- На крапиву не садись.
Если сядешь - не сердись!
- За шутку не сердись, а в обиду не вдавайся.
- Нет лучше шутки, как над собой.
- Кто весел, а кто и нос повесил.
- Батька, ты пирог съел?
- Ей-богу не я!
- А хочешь ещё?
- Хочу!
Какие хорошие добрые дети живут в нашем классе!
- Что вы, ребята, чувствовали, когда улыбались? (Высказывания детей)
5. В чём секреты улыбки? Обобщение.
- Так в чём же секреты улыбки попробуем их разгадать. (Высказывания детей)
- Секрет 1. Когда люди улыбаются, они становятся красивыми.
- Секрет 2. Учёные подсчитали, что 80%успеха в жизни зависит от умения общаться с улыбкой.
- Секрет 3. Улыбка-сама есть способ общения.
- Секрет 4. Важно уметь улыбаться, т.к. это помогает доброжелательно относиться друг к другу, добиваться расположения собеседника, помогает приобрести друзей.
- Секрет 5. С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и настроение окружающих. Когда человек улыбается, в кровь поступают особые вещества- гормоны, которые отвечают за хорошее настроение.
- Секрет 6. Говорят, что 5 минут смеха продлевает жизнь человека на 1 год. А отрицательные эмоции (обида, злоба, недовольство) вызывают болезни. Хандра приводит к смерти.
- Разрешите мне дать вам один совет:
СТАНЬТЕ СЕБЕ ЛУЧШИМИ ДРУЗЬЯМИ, УЛЫБАЙТЕСЬ ЧАЩЕ!
6. Люди улыбаются по-разному. Рассматривание картин художников.
- Люди улыбаются по-разному. Лучше всего об этом говорят художники. Именно им удаётся запечатлеть красоту и неповторимость улыбки.
- Посмотрите на эти репродукции (вывешиваются портреты, на которых запечатлены разные виды улыбок).
- О чём говорят вам улыбки людей на этих картинах?
(Это улыбки радости, грусти, молодости, здоровья, спокойствия, мечтательности, мудрости и т.д.)
Вывешивается картина Леонардо да Винчи (1452-1519), итальянского живописца, скульптора, архитектора, учёного - портрет Моны Лизы (1503 год) “Джоконда”
- Что вы испытываете, глядя на эту картину?
- Чем так привлекательна улыбка Джоконды?
- Видели ли вы когда-нибудь такую улыбку у людей?
- Что она выражает на ваш взгляд?
Обобщение учителя: улыбка Джоконды - загадочно-таинственна, гимн совершенной красоте женщины. Молодая женщина, жившая почти 500 лет назад, поражает и изумляет всех своей улыбкой, в которой задумчивость, мечтательность и немного грусти. Вглядываясь в это прекрасное лицо, мы видим богатый внутренний мир Моны Лизы.
Эта картина “опасна” тем, что если её смотреть, то это можно делать часами, и чем дольше смотреть, тем больше нарастает душевное волнение.
- Послушайте, что об этой картине написал Мережковский.
“И как будто убаюканная музыкой, ограждённая тишиною от действительной жизни – ясная, чужая всему, кроме воли художника – Мона Лиза смотрела ему прямо в глаза с улыбкою, полною тайны, как тихая вода, совершенно прозрачная, но такая глубокая, что, сколько бы взор ни погружался в неё, как бы ни испытывал, дна не увидит, - с его собственной улыбкой”.
- А вот ещё одна картина известного художника В. Серова “Девочка с персиками”. Что вы можете сказать о ней?
(Художник через портрет передаёт духовный мир человека, через улыбку, насмешливый взгляд Серов говорит о том, что девочка умеет во всём замечать весёлое, смешное. Ей нравится солнце, её светлая комната, её розовое платье и сладкий, сочный персик. Во всём – любовь, покой, нежность, цветение. Как прекрасна эта жизнь!)
Историческая справка.
В.А. Серов (1865-1911)
Картина “Девочка с персиками”- раннее произведение, 1887 год.
Наполнена жизненной свежестью и богатством колорита.
7. Практическая работа. Поделись улыбкою своей!
-Как вы думаете, ребята, что необходимо для появления доброй, здоровой улыбки?
-У каждого из вас на столе зеркало. Возьмите его в руки, сделайте красивую, добрую улыбку (уголки рта поднимаются вверх)
8. Улыбка, смех и юмор. Сравнение. Лексическая работа.
-Итак, что такое улыбка? Смех? Юмор? (Обратимся к словарям)
Улыбка – движение мышц лица, губ, глаз, показывающее расположение к смеху, выражающее привет, удовольствие, насмешку,
Улыбаться – улыбкой выражать какие- либо чувства, своё расположение, доброе отношение к чему-либо или кому-либо, сулить удачу, счастье.
Улыбаться – ухмыляться, усмехаться, улыскаться, умиляться, осклабляться. (Владимир Даль)
Улыбчивый человек – часто улыбающийся, весёлый.
Улыбки (какие?) весёлые, жалостливые; улыбка умиленья, скорби, насильственная.
Смех – характерные, прерывистые горловые звуки, вызываемые короткими движениями при проявлении восторга, радости, удовольствия. Синонимы – веселье, шутки, насмешки, ирония.
Юмор – весёлая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко, но безобидно выставлять странности нравов, удаль, разгул. (В.Даль)
- Улыбка, смех и юмор – это одно и то же? В чём их различия?
(Высказывания детей).
9. Есть ли у вас чувство юмора? (тест)
(если “да” - “+”, если “нет” - “-”)
- Любите ли вы смеяться?
- Умеете ли с юмором выходить из неприятных ситуаций?
- Смеётесь ли вы наедине, когда читаете книгу или смотрите телевизор?
- Если вы заметили, что вас обманывают, можете ли вы не показать вида.
- Рассказывают ли вам друзья весёлые истории?
- Если вы находитесь в компании, то хотите выглядеть самым остроумным?
- Когда вы в плохом настроении, не раздражает ли вас смех окружающих?
- Считаете ли вы себя человеком с чувством юмора?
Если вы получили 6 и более “+”, то у вас с чувством юмора всё в порядке. И это помогает вам в самые трудные периоды жизни.
Если вы получили 5 “+” и менее, то с чувством юмора у вас плоховато.
10. Итог занятия.
Домашнее задание. Рефлексия.- Вот и подошло к концу наше занятие. О чём же мы с вами говорили?
- Что нового вы узнали?
- Чему научились?
- Что вы получили от этого занятия?
- Какие выводы вы сделали для себя?
- Улыбка и смех – показатель здоровья, стабильности успеха в личной жизни. Если вы чувствуете, что улыбок вам в жизни не хватает, попытайтесь изменить себя и посмотреть на окружающих с улыбкой. Сегодня мы живём в суетном, усталом и беспокойном мире. И когда наш взгляд падает на улыбающееся добродушное лицо, на душе становится теплее. Постарайтесь сделать так, чтобы окружающим вас людям было приятно с вами общаться, смотрите на мир радостно, по – доброму, ибо только это достойно человека.
- Как вы думаете, только ли люди могут улыбаться? (Улыбаются ли животные, растения, облака, Земля?)
- Попробуйте нарисовать улыбку Земли. (Домашнее задание)
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого – то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда!
И если кому – то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
- Перед вами рисунки с изображением настроения. Возьмите один карандаш или фломастер и вместе, как в начале занятия, раскрасьте своё настроение.
- Удалось ли вам выполнить эту работу в паре?
(Во время раскрашивания звучит песня “Улыбка”, дети подпевают)
-Стань себе лучшим другом, поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся!