Задачи урока:
Образовательные: Познакомить с двумя источниками познания истины: библейским и научным.
Развивающие: Развивать познавательные процессы и творческие способности, навыки компьюторной грамотности.
Воспитательная: Способствовать развитию нравственных качеств.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Место урока в учебном плане: 2 урок по теме “Библия. Ветхий Завет”.
Методы: Частично-поисковые, объяснительно- иллюстративные.
Формы организации: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Оборудование:
- Компьюторы.
- Альбомы, краски, кисти.
- Глобус, фонарик, зеркальце.
- ММК “Введение в православную культуру
авторы Беккер Н.В., Пашкова Л.К.
План урока:
- Организационный момент – 2 мин.
- Введение в проблему – 3 мин.
- Основной этап урока – 23мин.
- Закрепление новых знаний – 3 мин.
- Подведение итогов урока – 3 мин.
- Домашнее задание. - 5 мин.
Ход урока:
1. Организационный момент
На уроке “Православной культуры” мы продолжаем разговор о мире, в котором живём. Сегодня наш урок проходит в кабинете информатики. И в объяснении нового материала нам поможет компьютор.
2. Введение в проблему.
Человек с давних времён задумывался над вопросом “Как появился мир и всё, что есть в мире?” Поразмышляем и мы над этим вопросом.
3. Основной этап урока.
Итак, свою работу мы начнём у компьютора. Займите свои места.
Перед вами два текста. Внимательно их прочтите.
Что вы можете сказать о содержании этих текстов?
Слева дано возникновение мира по Библии. Справа – научная информация.
Следовательно, существует несколько источников познания мира. В данном случае – это Библия и научные факты. Сегодня мы посмотрим на сотворение мира с библейской точки зрения.
Обратимся к иллюстративному материалу. Слева мы видим, как сотворение мира изображается в иконографии. Мы видим болгарскую икону XIX века, которая так и называется “Сотворение мира”. А что мы видим справа? (фотография)
Рис.1
О начале сотворения нашего мира мы узнаем из следующей информации. Переходим к следующему кадру.
Как говорится в Библии о первом дне творения?
Что об этом говорят научные факты?
(Лексическая работа)
- Какие опорные слова можно выделить из библейского текста?
- “Безвидна и пуста – бездна – тьма”. Мир в первое мгновение своего рождения ещё не имел ни своих собственных законов, ни своих форм. Всё это мы можем видеть на иллюстрации, которая помещена под научным текстом.
Рис. 2
- Вернёмся на свои места за столом.
- Откройте альбомы. Попробуйте изобразить в альбомах первый день творения, но не забывайте о том, что творение продолжалось в течение шести дней.
Рис. 3
- Но на этом творение мира не закончилось. Как это продолжалось мы узнаем из следующего кадра.
- Подойдите к компьюторам. Прочтите, что говорится в следующем кадре.
- Что нам говорят научные факты?
- А как это объясняется в Библии?
- Итак, во второй день появляется суша. Возникают горы, холмы, равнины, острова. Воды достаточно, чтобы наполнить океаны, моря, реки и ручьи. И в третий день появляются разнообразные растения.
- Продолжим работу в альбомах.
(Практическая работа)
- Займите свои места за столом.
- В своих альбомах изобразите второй и третий дни творения.
- Мы продолжаем говорить о том, как создавался наш мир. О четвёртых и пятых днях творения мы узнаем из следующего информационного кадра.
- Подойдите к компьюторам. Прочтите тексты.
- О чём нам говорит библейский текст?
Рис. 4
- Посмотрите, на каком идеальном расстоянии Солнце находится от Земли. А что случилось бы, если Солнце слишком близко приблизилось к Земле?
- А если Земля оказалась бы слишком далеко от Солнца?
(Практическая работа)
- А сейчас проведём научный опыт. Это глобус – модель нашей планеты Земля, а фонарик – Солнце. Направим луч фонарика на ту часть земного шара, где мы с вами живём. Попадает ли свет от фонарика на другую сторону глобуса? Почему?
- Сейчас на другой стороне Земли ночь. Теперь будем медленно поворачивать земной шар. Что происходит в той местности, где мы живём?
- Земля вращается, и день сменяется ночью, а ночь – днём.
- Было создано светило и для ночного времени суток. Она отражает солнечный свет.
- Проверим это на практике.
(Один из учеников направляет луч фонарика на глобус, а другой поддерживает зеркальце таким образом, чтобы свет, отражаясь, падал на неосвещённую сторону)
- А что ещё можно увидеть на ночном небе?
- Учёные говорят, что человеческий глаз видит около 2 500 звёзд. Но это лишь малая частица. С помощью специальных приборов – телескопов – их обнаруживается ещё сотни тысяч. Но даже в самый сильный телескоп не увидеть всех звёзд, которыми наполнена Вселенная.
- Что сказано про пятый день творения?
- Библия говорит о живых творениях Бога. Это рыбы, птицы, животные. Рыбы были наделены способностью дышать в воде. Кто может рассказать, как дышат рыбы? А зачем рыбам нужны плавники?
- Появились животные. Одни животные – очень большие, другие – очень маленькие. Некоторые имеют яркую окраску, другие “одеты” поскромнее. У каждого животного есть отличительные особенности, по которым мы их и узнаём.
- Для чего нужна животным разнообразная окраска?
- Почему одни животные покрыты мехом, а другие нет?
- Как служит жирафу его длинная шея?
- Какая польза черепахе от панциря?
(Практическая работа)
- Зарисуйте всё это в своих альбомах.
Рис. 5
- Мы переходим к следующему информационному кадру, в котором говорится о шестом дне творения.
- Прочитайте текст.
- Последнее творение было самым замечательным. Как говорит Библия, Бог сотворил человека по образу и подобию Своему.
(Практическая работа)
- Изобразите это в своих альбомах.
4. Подведение итогов.
- Если мы посмотрим вокруг, то, действительно, увидим множество чудесных творений. Но, к сожалению, природа более не совершенна. Не все плоды можно употреблять в пищу. Есть на Земле ядовитые животные и растения. Окружающий мир далеко не всегда благоприятен для растений и животных. Но даже в этом мире соблюдается установленный от начала времён порядок. Луна никогда не станет Солнцем. Солнце каждое утро встаёт на востоке, а садится на западе.
Мир, в котором мы живём, уже не такой, как он описан в первых главах Библии. Животные причиняют вред другим животным и человеку. Но делают они это не потому, что злы. Что-то нарушило первозданное совершенство. Как говорится в Библии о том, что же произошло с нашим миром, мы поговорим на следующем уроке.
А сейчас наш урок закончен. Спасибо. До свидания.