Тема – Устройства вывода. Устройства, предназначенные для передачи данных на расстояние.
Продолжительность занятия- 40 минут
Класс- пятый
Образовательное учреждение - Томская область, Томский район, село Моряковский Затон, Муниципальная общеобразовательная школа.
Авторский медиапродукт- презентация для повторения и изучения нового материала (Приложение 2: 15 слайдов в среде POWER POINT), тест для проверки знаний (Приложение 1: среда MS EXCEL)
План урока:
Части - блоки урока (краткое содержание деятельности учителя и учащихся) | Временная реализация |
Организационный момент. Цель: добиться концентрации внимания учащихся, настроить их на рабочий лад. | 2 минуты |
Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания с помощью теста на компьютере. Оценки заносятся в журнал. Цель: проверить освоение знаний, полученных на двух предыдущих уроках. | 5 минут |
Актуализация опорных знаний. Фронтальное повторение (вся группа). Цель: определить проблемные места в усвоении учебного материала и зафиксировать внимание учеников на сложных для них понятиях. | 5 минут |
Изучение нового материала. Сообщение темы и цели занятия. Цель: формирование новых знаний. | 10 минут |
Закрепление изученного материала. Работа в тетради: ответы на вопросы. Цель: закрепление полученных знаний, понятий. | 3 минуты |
Обобщение и анализ проделанной работы в форме беседы. Выводы. Цель: убедиться в освоении обучаемыми предложенного материала. | 3 минуты |
Задание на дом. Устно подготовить ответы на вопросы. | 2 минуты |
Перед практической работой на ПК провести физкультминутку. | 2 минуты |
Практическая работа на компьютере. Изучение основного ряда клавиатуры. Цель: выработка первоначальных навыков работы на клавиатуре ПК «слепым» десятипальцевым методом. | 8 минут |
Цели урока:
- Текущий контроль качества изучаемого материала.
- Познакомить учащихся с устройствами вывода информации, с устройствами, предназначенными для передачи данных на расстояние.
- Тренировка работы с основным рядом клавиатуры десятипальцевым «слепым» методом печати.
- Воспитание информационной культуры учащихся.
Оборудование: Тест для самостоятельной работы в EXCEL, обучающий клавиатурный тренажер из пакета «Наставник», презентация «Устройство ПК», С.Н. Тур, Т.П. Бокучава «Рабочая тетрадь для 5 класса», компьютеры, проектор, экран.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Вход учащихся в кабинет «Информатики и ВТ» по звонку. Приветствие. Напоминание правил поведения учащихся в кабинете.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Проверка домашнего задания с помощью теста.
Учащиеся переходят от парт к компьютерам, на которых уже загружен тест (Приложение 1). В тесте пять вопросов с тремя вариантами ответов. Нужно выбрать правильный ответ. Оценки за тест выставляются в журнал.
Тест:
Программы для ПК составляет:
А) процессор
Б) программист
В) сканер
Персональные компьютеры бывают:
А) монохромные, цветные, черно-белые
Б) настольные, портативные, карманные
В) матричные, лазерные, струйные
Какое правило надо соблюдать обязательно при работе на ПК?
а) почистить зубы
б) за час до работы поспать
в) не трогать провода
Какая часть компьютера предназначена для ввода текста?
А) принтер
Б) мышь
В) клавиатура
Компьютер - это
А) устройство для выполнения вычислений
Б) устройство для работы с информацией
В) электронный прибор с клавиатурой и монитором.
Шкала для оценивания теста из пяти вопросов:
- нет ошибок – оценка «5»;
- одна ошибка – оценка «4»;
- две ошибки – оценка «3»;
- три ошибки – оценка «2».
После выполнения теста дети возвращаются на свои места за парты.
2. Фронтальное повторение.
Устный опрос учащихся без оценивания знаний. Учащиеся отвечают на вопросы. Вопросы, как и ответы, продублированы в визуальном виде на презентационном экране (Приложение 2, слайды № 2-7).
1. Назовите основные части компьютера.
Ответ. Системный блок, монитор, клавиатура и мышь.
Это то, что обычно всегда бывает у современного компьютера! Не так давно манипулятор мышь не входил в этот обязательный набор, но с развитием компьютерного графического интерфейса, работать без мыши практически невозможно.
2. Для чего нужны устройства ввода?
Ответ. Это устройства преобразования информации из формы, понятной человеку, в форму, понятную компьютеру.
3. Для чего предназначена клавиатура?
Ответ. Клавиатура — это устройство ввода. На ней удобно набирать текст. Некоторые клавиши клавиатуры (или их комбинации) служат для управления работой компьютера (программ).
4. Для чего предназначена мышка?
Ответ. Мышка, как и клавиатура — это устройство ввода. С мышкой связан экранный указатель (курсор). Указатель повторяет на экране движение мыши по коврику. Таким образом, можно выбирать экранные объекты и активизировать их при помощи щелчков (нажатия мышиных кнопок).
5. Для чего предназначен системный блок?
Ответ. Системный блок — это самая главная часть компьютера. В нем находится процессор (мозг компьютера) и запоминающие устройства (кратковременная память, постоянная память, магнитные и оптические диски).
III. Изучение нового материала
3. Введение в тему
Вопрос классу: Какие еще устройства можно подключать к компьютеру?
Вывод (после ответов учащихся): На самом деле, число устройств, подключаемых к компьютеру очень велико и практически неограниченно. К компьютеру можно подключить и кухонный стол, если только снабдить стол исполнительными механизмами и электроникой, которая будет сопрягать эти механизмы с компьютером. Самым популярным компьютерным элементом сейчас стал модем. А что это за устройство вы узнаете сегодня на уроке.
Сообщить тему урока и записать ее в тетрадь. (Тема урока представлена визуально на презентационном экране (Приложение 2, слайд № 8)).
4. Объяснение нового материала.
Объяснение нового материала проводится с помощью продолжения презентации, использованной для устного повторения.
Устройства вывода позволяют выводить информацию, имеющуюся в компьютере. Язык электрических сигналов, доступный компьютеру, преобразуется в понятную для человека информацию – в числа, слова, картинки, звуки.
Запомним и запишем в тетрадь:
Устройства вывода – устройства преобразования выходной информации из формы, понятной компьютеру, в форму, понятную человеку (Приложение 2, слайд №9)
Рассмотрим наиболее распространенные устройства вывода информации.
1. Монитор (Приложение 2, слайд №10).
Монитор является универсальным устройством вывода информации. Монитор еще называют дисплеем. Работает монитор точно так же, как телевизор – получает электрический сигнал и преобразует его в видимое изображение. В простых и дешевых бытовых компьютерах раньше в качестве монитора часто использовали обычный телевизор. Но для серьезной работы телевизор не годится. Дело в том, что изображение в телевизоре очень яркое, но не слишком четкое, и, кроме того, оно постоянно чуть-чуть дрожит. Когда человек не напрягаясь и сидя на диване, смотрит кинофильм, это дрожание и яркость его не утомляют. Кроме того, расстояние от глаз до экрана – около двух метров. А при работе с компьютером обычно сидят близко к экрану и внимательно следят за тем, что происходит на экране монитора. Поэтому при телевизионном качестве изображения глаза устанут уже через несколько минут, работать станет совершенно невозможно. Чтобы этого не происходило, к компьютерным мониторам предъявляются очень жесткие требования по четкости и устойчивости изображения, которые не может обеспечить обычный телевизор.
Мониторы могут работать в текстовом режиме – когда на экран выводится информация только в виде букв и цифр и в графическом режиме. В графическом режиме на экране монитора отображаются не только цифры и буквы, но и картинки.
Различается также количество цветов, которое может показывать монитор. Бывают монохромные мониторы, где кроме черного, есть еще только один цвет (обычно это белый, зеленый или оранжевый). Бывают и цветные мониторы, которые могут изображать 16, или 256, или еще большее количество различных цветов. Качество цветного изображения на хорошем мониторе лучше, чем на цветной фотографии.
2. Принтеры (Приложение 2, слайд № 11).
Для распечатки информации, которая хранится в компьютере, созданы специальные устройства – принтеры. Слово «принтер» происходит от английского слова «print», что означает «печатать». Принтер вместе с компьютером образует миниатюрную типографии, позволяя печатать на бумаге любые тексты различными шрифтами и даже вместе с цветными картинками.
Наиболее распространены сейчас матричные, струйные и лазерные принтеры. В матричных и струйных принтерах точки изображение на бумаге составляется из точек. В матричных принтерах точки печатаются, когда специальные иголки через красящую ленту ударяют по листу бумаги. Если увеличить, например, букву П, напечатанную на матричном принтере, то ее изображение может иметь вид, как на рисунке. Из-за такого низкого качества печати матричные принтеры постепенно выходят из употребления.
В струйных принтерах используется чернильная печатающая головка, которая под давлением выбрасывает чернила из ряда мельчайших отверстий на бумагу.
В лазерном принтере точки получаются с помощью очень тонкого лазерного луча.
3. Плоттер.
Плоттер выводит на бумагу графические данные – выполняет качественные цветные печатные копии сложных схем, графиков, чертежей, географических карт, архитектурных проектов.
4. Устройства звукового вывода (Приложение 2, слайд № 12).
Динамики, колонки, наушники обеспечивают вывод и воспроизведение звуковой информации (музыки, человеческого голоса и т.д.)
5. Устройства, предназначенные для передачи данных на расстояние (Приложение 2, слайд № 13 - 14).
Одно из устройств ввода/вывода информации называется модемом. С помощью модема можно передавать данные из компьютера на компьютер по телефонному проводу.
Через модем компьютеры подключаются к обычной телефонной розетке, и один компьютер может «позвонить» другому, передать сообщение, обменяться информацией. Один человек набирает текст на клавиатуре компьютера, а второй, находящийся в другом городе, тут же читает этот текст на экране своего монитора. Несколько человек, каждый за своим компьютером, могут даже играть в общую игру. В подобных случаях говорят, что компьютеры подключены к компьютерной сети.
Запомним и запишем в тетрадь:
Модем – устройство, предназначенное для преобразования и передачи информации между удаленными компьютерами.
IV. Закрепление изученного.
Ответы на вопросы в рабочей тетради (Приложение 2, слайд № 15).
Задание 1.
Запишите, какие устройства используются:
- для создания бумажной копии документа ___________
- для вывода картинок и схем на бумагу _____________
- для отображения символов, вводимых с клавиатуры_____________
- для прослушивания мелодий, хранящихся в компьютере ____________
V. Задание на дом.
Прочитать материалы Урока №12 (Стр. 34-37 «Рабочей тетради») и знать ответы на вопросы:
- Для чего нужны устройства вывода?
- перечислить известные устройства вывода и указать их назначение.
- Какие виды информации можно выводить с помощью устройств вывода?
- Какие бывают мониторы? В каких режимах они могут работать?
- Для каких целей предназначен модем?
- Какие принтеры сейчас наиболее распространены?
VI. Физкультминутка.
Физкультминутка коротка,
Встряхнем руками мы слегка,
Потянемся немножко,
Посмотрим мы в окошко.
И присядем мы, и встанем,
И опять за парты сядем.
После физкультминутки учащиеся переходят к компьютерам, на которых загружен обучающий клавиатурный тренажер из пакета «Наставник».
VII. Работа на компьютере.
Вспомним, что при печати «вслепую» пальцы обеих рук должны всегда находиться над основным рядом клавиатуры, слегка касаясь клавиш и, нажав клавишу на другом ряду, возвратиться в исходное положение.
Приступаем к работе.
Используемая литература.
- С.Н. Тур, Т.П. Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Рабочая тетрадь для 5 класса. Санкт-Петербург «БХВ-Петербург» 2002 г.
- С.Н. Тур, Т.П. Бокучава «Первые шаги в мире информатики». Методическое пособие для учителей 5-6 классов. Санкт-Петербург «БХВ-Петербург» 2002 г.
- А.А.Дуванов «Азы информатики» - гипертекстовый интерактивный курс информатики для младших школьников.