Программа: "Информационные технологии, как средство развития познавательных процессов у дошкольников"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Наряду с традиционными школьными учебниками в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение – новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ.

С расширением рынка игрового программного обеспечения компьютерные игры все больше места занимают в жизни ребенка. В настоящее время рынок переполнен играми, насаждающими агрессию и насилие. Психологическая зависимость от компьютерных игр отрицательно влияет на психическое и соматическое состояние ребенка. Чтобы оградить ребенка от негативного влияния компьютерных игр родителям и педагогам необходимо тщательно следить за выбором игровых программ.

В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развивается психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего урока на его содержание. Внимание обладает рядом свойств: – концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти, - повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста являются еще пока нетрадиционной методикой, но с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать подготовке ребенка к обучению в школе.

Предложенная программа по типу является экспериментальной. По признаку - общеразвивающая, по целям и задачам, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная.

Цель: Развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у дошкольников.

Задачи:

  • развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;
  • формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);
  • развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;
  • формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);
  • формирование новой социальной позиции: общение и совместная деятельность с педагогом и сверстниками;
  • приобретение практических навыков при работе с ПК.

Режим занятий:

Возраст детей: 5-7 лет

Режим занятий: 1 раз в неделю 30 минут.

Общее количество часов на группу: 36 часов

Форма занятий: индивидуальная, групповая.

Используемые методы: практические занятия, беседы, работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т.д.). Активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, урок-соревнование.

Описание психофизиологических и возрастных особенностей детей.

Проблема психологической готовности ребенка к школе в настоящее время очень актуальна среди психологов, физиологов, педагогов. Результаты исследований многих специалистов (Аникеева Н.П., Гуткина Н.И., Божович Л.И. и др.) показывают, что среди детей семилетнего возраста сейчас не менее трети психологически не готовы к школьному обучению

Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а так же способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющая собой сплав познавательной потребности и потребности в общении на новом уровне.

Учебный план

№ п/п Разделы программы Количество учебных часов
1. Техника безопасности. 1
2. Вводное занятие. 1
3. Дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти 17
4. Развитие речи.

Знакомство с окружающим миром.

6
5. Формирование математических представлений. 9
6. Развитие творческого воображения 2
  Итого 36 ч
  Общая учебная нагрузка за год на 2 групп 1 х 36 = 36 ч

Примерное календарно - тематическое планирование. (I полугодие)

Примерное календарно - тематическое планирование. (II полугодие)

Обеспечение программы

Техническое обеспечение.

Компьютер IBM PC совместимый, ОС Microsoft Windows 2000, привод CD-ROM, колонки, наушники.

Программное обеспечение

п/п

Игровые обучающие программы: Производитель мультимедиа продукции
1 Tarzan Print Disney Interactive
2 Башня знаний New Media Generation
3 Веселый детский сад Болека и Лелека 1C Company
4 Вундеркинд. Nikita
5 Гордии и волшебные игрушки Compedia
6 Забавные картинки Руссобит-M
7 Кузя в джунглях Media
8 Маленький искатель 3 Scholastic (Новый диск)
9 Маленький искатель в кукольном театре Scholastic (Новый диск)
10 Планета чисел для малышей Buka
11 Учись рисуя Young Genius

Планирование занятий, методические рекомендации, дидактический материал подробно разработан и апробирован в практической деятельности (klv@edu.tomsk.ru).

Список литературы

  1. Н.В. Нижегородцева. В.Д. Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Владос. Москва. 2001
  2. Н.И. Гуткина. Психологическая готовность к школе/ Москва, 1993.
  3. А.В. Рогатнева. Методы театральной педагогики как средство коррекции и развития. Томск-2005
  4. Е.Е. Останина. Секреты великого комбинатора, Просвещение, 2004г.
  5. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. Вырежи и сложи. Минск. «Народная асвета», 1992
  6. Ольга и Сергей Федины. Как научить ребенка читать. Айрис Пресс Москва.. 2004
  7. Н.С. Жукова Букварь, Москва, 2005г.
  8. И.А. Барташникова, А.А. Барташников. Учись играя. Харьков, ФОЛИО, 1997г.
  9. Л.Ф. Тихомирова Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития. 1996г.
  10. Виктор Пекелис. Твои возможности, человек! Изд. «Знание». Москва. 1984
  11. Б.А. Кордемский. Математическая смекалка. «Наука». Москва. 1991 г.
  12. М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. Атлас по психологии. Москва. Просвещение, 1986.
  13. Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва, Владос, 1996.
  14. С.С. Саватеева. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение. Москва. Вента-Графт, 2004г.(Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до10).
  15. Л.А.Леонова, Л.В. Макарова. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. Москва, Вента-Графт, 2004г.(Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от4 до 6)