Пояснительная записка
Наряду с традиционными школьными учебниками в настоящее время появилось большое количество образовательных электронных ресурсов. Компьютерное обучение – новый способ обучения, одним из его разновидностей можно считать использование обучающих игровых программ.
С расширением рынка игрового программного обеспечения компьютерные игры все больше места занимают в жизни ребенка. В настоящее время рынок переполнен играми, насаждающими агрессию и насилие. Психологическая зависимость от компьютерных игр отрицательно влияет на психическое и соматическое состояние ребенка. Чтобы оградить ребенка от негативного влияния компьютерных игр родителям и педагогам необходимо тщательно следить за выбором игровых программ.
В данную программу включены такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развивается психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.
Ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего урока на его содержание. Внимание обладает рядом свойств: – концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти, - повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.
Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста являются еще пока нетрадиционной методикой, но с ее помощью можно более эффективно решать образовательные задачи, которые будут способствовать подготовке ребенка к обучению в школе.
Предложенная программа по типу является экспериментальной. По признаку - общеразвивающая, по целям и задачам, по форме организации содержания и процесса педагогической деятельности – интегрированная.
Цель: Развитие интеллектуальных способностей и познавательных процессов у дошкольников.
Задачи:
- развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации;
- формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение);
- развитие абстрактного, наглядно-образного мышления;
- формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение);
- формирование новой социальной позиции: общение и совместная деятельность с педагогом и сверстниками;
- приобретение практических навыков при работе с ПК.
Режим занятий:
Возраст детей: 5-7 лет
Режим занятий: 1 раз в неделю 30 минут.
Общее количество часов на группу: 36 часов
Форма занятий: индивидуальная, групповая.
Используемые методы: практические занятия, беседы, работа с дидактическим материалом (различные карточки с цифрами, картинками и буквами, различные предметы для классификации и т.д.). Активные групповые методы обучения: игры, дискуссии, урок-соревнование.
Описание психофизиологических и возрастных особенностей детей.
Проблема психологической готовности ребенка к школе в настоящее время очень актуальна среди психологов, физиологов, педагогов. Результаты исследований многих специалистов (Аникеева Н.П., Гуткина Н.И., Божович Л.И. и др.) показывают, что среди детей семилетнего возраста сейчас не менее трети психологически не готовы к школьному обучению
Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Под интеллектуальной зрелостью понимают дифференцированное восприятие, концентрацию внимания, аналитическое мышление, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений руки и сенсомоторная координация. Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание. К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а так же способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющая собой сплав познавательной потребности и потребности в общении на новом уровне.
Учебный план
№ п/п | Разделы программы | Количество учебных часов |
1. | Техника безопасности. | 1 |
2. | Вводное занятие. | 1 |
3. | Дидактические игры на развитие внимания, мышления, памяти | 17 |
4. | Развитие речи. Знакомство с окружающим миром. |
6 |
5. | Формирование математических представлений. | 9 |
6. | Развитие творческого воображения | 2 |
Итого | 36 ч | |
Общая учебная нагрузка за год на 2 групп | 1 х 36 = 36 ч |
Примерное календарно - тематическое планирование. (I полугодие)
Примерное календарно - тематическое планирование. (II полугодие)
Обеспечение программы
Техническое обеспечение.
Компьютер IBM PC совместимый, ОС Microsoft Windows 2000, привод CD-ROM, колонки, наушники.
Программное обеспечение
№ п/п |
Игровые обучающие программы: | Производитель мультимедиа продукции |
1 | Tarzan Print | Disney Interactive |
2 | Башня знаний | New Media Generation |
3 | Веселый детский сад Болека и Лелека | 1C Company |
4 | Вундеркинд. | Nikita |
5 | Гордии и волшебные игрушки | Compedia |
6 | Забавные картинки | Руссобит-M |
7 | Кузя в джунглях | Media |
8 | Маленький искатель 3 | Scholastic (Новый диск) |
9 | Маленький искатель в кукольном театре | Scholastic (Новый диск) |
10 | Планета чисел для малышей | Buka |
11 | Учись рисуя | Young Genius |
Планирование занятий, методические рекомендации, дидактический материал подробно разработан и апробирован в практической деятельности (klv@edu.tomsk.ru).
Список литературы
- Н.В. Нижегородцева. В.Д. Шадриков. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. Владос. Москва. 2001
- Н.И. Гуткина. Психологическая готовность к школе/ Москва, 1993.
- А.В. Рогатнева. Методы театральной педагогики как средство коррекции и развития. Томск-2005
- Е.Е. Останина. Секреты великого комбинатора, Просвещение, 2004г.
- З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. Вырежи и сложи. Минск. «Народная асвета», 1992
- Ольга и Сергей Федины. Как научить ребенка читать. Айрис Пресс Москва.. 2004
- Н.С. Жукова Букварь, Москва, 2005г.
- И.А. Барташникова, А.А. Барташников. Учись играя. Харьков, ФОЛИО, 1997г.
- Л.Ф. Тихомирова Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. Академия развития. 1996г.
- Виктор Пекелис. Твои возможности, человек! Изд. «Знание». Москва. 1984
- Б.А. Кордемский. Математическая смекалка. «Наука». Москва. 1991 г.
- М.В. Гамезо, И.А. Домашенко. Атлас по психологии. Москва. Просвещение, 1986.
- Е.И. Рогов. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва, Владос, 1996.
- С.С. Саватеева. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение. Москва. Вента-Графт, 2004г.(Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до10).
- Л.А.Леонова, Л.В. Макарова. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. Москва, Вента-Графт, 2004г.(Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от4 до 6)