Методика проведения и аттестации учебной (компьютерной) практики в сузах для студентов специальностей 0601 "Экономика и бухгалтерский учет", 0603 "Финансы" и 0201 "Правоведение"

Разделы: Информатика, Технология, Общепедагогические технологии


Актуальность.

Учебная практика часть образовательного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения, приобретение необходимых умений, навыков и опыта работы по специальности.

Рабочая программа учебной (компьютерной) практики разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 0601 «Экономика и бухгалтерский учет», 0603 «Финансы» и 0201 «Правоведение». Рабочая программа учебной (компьютерной) практики включает выполнение государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников в соответствии с получаемыми специальностям 0601 «Экономика и бухгалтерский учет», 0603 «Финансы» и 0201 «Правоведение» и присваиваемыми ой квалификациями «бухгалтер», «финансист», «юрист», а, также, обеспечивает непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с программой практики.

Зачастую у студентов формируется неверное, второстепенное отношение к этому важному аспекту учебного процесса. Преподаватель, проводящий практику, и не сумевший правильно и четко сформулировать цели, задачи и критерии оценки учебной практики не сможет добиться от студента максимально-эффективной работы. Поэтому автор и хочет обратить Ваше внимание, коллеги, на эту проблему и предложить свое видение решения этой задачи. Данная методика апробирована и используется в течении 3-х лет в Краснодарском межрегиональном монтажном техникуме при проведении учебной (компьютерной) практики для студентов для специальностей: 0603 «Финансы», 0601 «Экономика и бухгалтерский учет» и 0201 «Правоведение». За время работы по данной методике у студентов был отмечен значительный прогресс, как в формировании позитивного отношения к процессу обучения в целом и осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин, так и значительный рост в развитии их практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности.

Задачами учебной практики являются:

обеспечение готовности выпускников к выполнению основных профессиональных функций в соответствии с квалификационными требованиями;

расширение круга формируемых умений и навыков, усложнение их по мере перехода от одного этапа практики к другому;

обеспечение неразрывной связи практического и теоретического обучения.

Цель учебной практики: приобретение первичных умений и профессиональных навыков.

Основной задачей учебной практики является подготовка студентов к осознанному и углубленному изучению общепрофессиональных и специальных дисциплин и привитие им практических профессиональных умений и навыков по избранной специальности.

В период учебной практики студент должен сформировать представление о культуре труда, культуре и этике межличностных отношений, потребность бережного отношения к рабочему времени, качественного выполнения заданий.

Практика для получения первичных профессиональных умений и навыков проходит в образовательном учреждении в специализированных кабинетах и лабораториях, оснащенных современным оборудованием, необходимым раздаточным материалом, содержащим задания (упражнения) для выполнения практических работ.

Основными задачами учебной практики по информатике (компьютерной) являются:

закрепление навыков самостоятельного оформления экономических, финансовых, бухгалтерских, налоговых, правовых и организационно-распорядительных документов по специальности в соответствии с ГОСТом и иными требованиями, предъявляемыми к ним законодательством.

В результате прохождения учебной практики по информатике студенты должны научиться создавать, систематизировать, сохранять и выводить на печать экономических, финансовых, бухгалтерских, налоговых, гражданско-правовые и организационно-распорядительные документы.

В результате прохождения практики на компьютере студенты должны:

  • освоить компьютерные средства обработки информации;
  • уметь профессионально пользоваться текстовыми редакторами.
  • уметь профессионально пользоваться табличными процессорами.

Вводное занятие

ВОПРОСЫ:

  1. Ознакомление с целями и задачами практики;
  2. Инструктаж по технике безопасности при работе на персональных компьютерах во время прохождения практики.

ВОПРОС №1. ПЛАН УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (КОМПЬЮТЕРНОЙ)

Раздел 1. Работа с первичными документами в Microsoft Word

Студент должен:

знать:

  • приемы ввода, редактирования и форматирования информации в системе MS Word;

уметь:

  • создавать новые документы;
  • свободно набирать и редактировать текст;
  • добавлять и форматировать таблицы;
  • сохранять и загружать документы;

выполнить: создать пакет документов и заполнять их информацией:

Список документов (формирует преподаватель в зависимости от подготовленности группы студентов, но не менее 10):

1) Договоры на обучение сотрудника
2) Договор аренды
3) Договор аренды жилого помещения
4) Карточка учета материалов
5) Счет-фактура
6) Требование накладная
7) Приходный ордер
8) Платежное требование
9) Платежное поручение
10) Форма налоговой декларации
11) Форма налоговой декларации

Документы сохраняются в отдельной папке с именем – Документы MS Word – имена файлов должен быть прозрачными, т.е. показывать их содержимое. Данные для заполненной формы студент должен подобрать самостоятельно аналогично примерам.

Раздел 2. Работа с первичными документами в Microsoft Excel

Студент должен:

знать:

  • - правила создания, заполнения и сохранения электронной таблицы;
  • - методику оформления электронной таблицы;
  • - порядок применения формул и стандартных функций.

уметь:

  • - вводить информацию и редактировать электронные таблицы;
  • - форматировать и оформлять таблицу;
  • - сохранять созданную или отредактированную таблицу;
  • - производить расчеты с использованием формул и стандартных функций в применении к специальности.

выполнить: создать пакет документов и заполнять их информацией:

Список документов (формирует преподаватель в зависимости от подготовленности группы студентов, но не менее 6):

1) Карточка учета материалов
2) Счет-фактура
3) Требование накладная
4) Приходный ордер
5) Платежное требование
6) Платежное поручение

Документы сохраняются в отдельной папке с именем – Документы MS Excel – имена файлов должен быть прозрачными, т.е. показывать их содержимое. Данные для заполненной формы студент должен подобрать самостоятельно аналогично примерам.

Раздел 3. Выполнение индивидуального задания. Оформление отчета

Итоговой частью работы по компьютерной практике является выполнение индивидуального задания и подготовленный в соответствии с программой пакет документов с заданной информацией, на основании которого оформляется отчет.

Индивидуальное задание студент выполняет с применением всех приобретенных практических навыков работы в соответствующих программных продуктах (MS Word и MS Excel), задания сохраняются в отдельной папке с именем – Индивидуальное задание, имена файлов индивидуальных заданий должен быть прозрачными.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ.

Отчет по учебной практике (компьютерной) должен быть выполнен и оформлен в соответствии со следующими требованиями:

а) объем отчет по учебной практике должен составлять не более 4-6 и не менее 1 страницы текста, набранного на компьютере.

б) отчет по учебной практике должен содержать:

– титульный лист;
– аттестационный лист (образец аттестационного листа см. на с.4);
– основную часть;
– список приложений.

Титульный лист включается в общую нумерацию страниц отчета по учебной практике, но не нумеруется. Образец титульного листа см. на с.3

Основная часть – собственный анализ учебной практики.

Примерное содержание:

– задачи и цели учебной практики;
– индивидуальный график прохождения учебной практики

Дата

Характер выполняемой работы

Примечания
     
     

заполняется в соответствии с дневником по учебной практики;

– анализ результатов прохождения учебной практики.

Список приложений – следует включать отработанные во время учебной практики экономические, финансовые, налоговые, бухгалтерские и правовые документы, с указанием имен файлов и папок.

№ п/п

Раздел

Имя папки (файла)

Первичные документы в Microsoft Word  
1    
2…    
Индивидуальное задание в Microsoft Word  
Первичные документы в Microsoft Excel  
1    
2…    
Индивидуальное задание в Microsoft Excel  
Отчет  

в) текст отчета по учебной практике должен быть выполнен компьютерным набором на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через 1 или 1,5 межстрочных интервала. Минимальная высота шрифта 2,5 мм.

г) текст отчета по учебной практике следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее 15 мм, нижнее – не менее 20 мм. Шрифт должен быть четким, начертание - обычное.

д) страницы отчета по учебной практике нумеруются арабскими цифрами. Титульный лист включается в общую нумерацию, но не нумеруется. На последующих страницах (начиная со 2-й) номер проставляется в верхнем правом углу.

  • Сдается отчет по учебной практике в электронном виде на дискетах и на бумажных носителях.
  • Текст отчета и титульный лист сохраняются отдельными файлами (Отчет и Титул ) в папке с именем Отчет ФИО №гр (например: Отчет Поповой М Н 2Эк1)
  • Приложения сохраняются в отдельных папках с именами – Документы MS Word и Документы MS Excel, имена файлов должен быть прозрачными, т.е. показывать их содержимое.
  • Индивидуальные задания сохраняются в отдельной папке с именем – Индивидуальное задание, имена файлов индивидуальных заданий должен быть прозрачными.
  • По окончании учебной практики студент должен подготовить папку с отчетом, которая будет содержать:
  • распечатки следующих документов (каждый лист должен иметь колонтитул с Ф.И.О. и Дата)
    o отчет (титульный лист, аттестационный лист, основной текст, список приложений)
    o индивидуальное задание в Microsoft Word
    o индивидуальное задание в Microsoft Excel
  • дискету с электронной версией отчета и всеми выполненными в ходе практики документами
  • Дневник по учебной практике

Студент должен иметь в виду, что при выставлении итоговой оценки учитывается не только правильность выполнения практических заданий, но и состояние и содержание отчета по учебной практике – это в известной мере его аттестация, один из критериев оценки его труда, степени освоения им знаний и навыков самостоятельной творческой работы.

Образец оформления титульного листа : Приложение1.

Образец оформления аттестационного листа: Приложение2.

ВОПРОС №2. Инструктаж по технике безопасности и правилам поведения в компьютерном классе.

В компьютерном классе находится много дорогостоящей техники, поэтому учащийся обязан строго выполнять правила поведения и соблюдать технику безопасности:

  • входить в компьютерный класс разрешается только после звонка или с разрешения учителя;
  • входить в класс нужно спокойно, не торопясь подойти к рабочему месту;
  • во время урока не разрешается вставать с рабочего места без разрешения учителя;
  • прежде чем приступить к работе, внимательно осмотреть рабочее место и немедленно поставить в известность учителя об обнаруженных неисправностях;
  • работа на компьютере начинается только после слов учителя «Можно начать работу на компьютере»;
  • во время работы выполняется на компьютере только задание, полученное от учителя;
  • при выполнении задания нужно быть сосредоточенным, внимательно следовать полученным инструкциям;
  • при возникновении нестандартной ситуации следует немедленно обратиться к учителю или лаборанту;
  • во время урока учащийся полностью отвечает за сохранность устройств находящихся на его рабочем месте.

Компьютер – это устройство, которое работает от электрического тока, поэтому, находясь в компьютерном классе строго запрещается:

  • прикасаться к проводам и розеткам;
  • трогать руками экран и тыльную сторону монитора;
  • прикасаться к соединительным разъемам устройств компьютера;
  • производить включение, перезагрузку или выключение компьютера;
  • работать за компьютером во влажной одежде, влажными руками.

ЗАДАНИЕ: оформить дневник по учебной практике (компьютерной)

  1. Оформить титульный лист
  2. На первой странице дневника записать: «С инструкцией по ТБ и правилам поведения в компьютерном классе ознакомлен(а) и обязуюсь ее выполнять. Студент ФИО. Дата. Подпись».
  3. Переписать список документов для работы в текстовом процессоре MS Word и табличном процессоре MS Excel.