Практическое занятие по трудовому обучению для учащихся 5-х классов, имеющих проблемы в обучении

Разделы: Технология


Цели.

  • Закрепить умения и навыки выполнения стачного шва. Расширить знания в применении стачного шва. Познакомить с лоскутной техникой шитья.
  • Корректировать внимание, восприятие, мышление на основе анализа. Расширить словарный запас.
  • Воспитывать аккуратность, эстетический вкус, трудолюбие, доброжелательное отношение в коллективе.

Наглядность.

  • Образцы стачного шва вразутюжку, взаутюжку.
  • Технологическая последовательность.
  • Карточки опроса.
  • Образцы изделий, выполненных в лоскутной технике.
  • Инструкции по безопасным приемам работы.
  • Кроссворд.
  • Журналы и катологи по лоскутной технике шитья.

Оборудование.

  • Швейные инструменты и приспособления, швейные машины. Крой деталей прямоугольной формы из хлопчатобумажной ткани.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Беседа на основе имеющихся знаний.

  • Какие изделия вы изготовили на уроках швейного дела?
  • Мешочек, платок, повязку для дежурного.
  • Все эти изделия вы выполняли на швейных машинах. Предлагаю вам поиграть в игру “Цепочка”. Игроки вытягивают карточки с названием детали швейной машины и должны показать данную деталь.
  • Показать и назвать по плакату “Устройство швейной машины” рабочие механизмы.
  • По индивидуальным карточкам определите привод швейной машины.
  • Назовите машинные швы, которые вы использовали при пошиве мешочка.
  • Шов вподгибку с закрытым срезом, стачной шов.
  • Задание. Составить по карточкам последовательность выполнения стачного шва.

3. Сообщение темы урока.

Стачной шов применяется для соединения деталей при пошиве швейных изделий. Сегодня мы рассмотрим еще один из видов применения стачного шва. Это старинный способ экономичного использования ткани, который применяли наши бабушки. При раскрое изделий всегда остаются небольшие лоскутки. Из этих кусочков ткани шили одеяла, наволочки, составляли настоящие картины.

Показ ткани, выполненной в технике лоскутного шитья.

Записать в тетрадях тему урока.

Пошив изделий из лоскутков называется лоскутной техникой шитья. Наши бабушки- рукодельницы сами придумывали узоры, сшивали лоскутки вручную. В настоящее время лоскутное шитье стало вновь популярным. Стали продаваться яркие и красочные журналы, катологи с образцами, схемами изделий выполненных в лоскутной технике. Изделия, которые представлены у нас на выставке, тоже изготовлены по схемам из этих журналов (панно, грелка, прихватка, салфетка). Каждое изделие неповторимо, как будто его нарисовал художник. Вы тоже можете ими стать.

Задание. Собрать по схеме узор из цветных картонных шаблонов.

- Рассмотрите внимательно изделия и скажите, какую форму имеют лоскутки.

Ответ. Детали имеют форму квадрата, прямоугольника, треугольника.

Записать в тетради: “Детали”. Нарисовать по клеточкам квадрат, прямоугольник, треугольник.

Учитель закрепляет на доске увеличенные шаблоны геометрических фигур.

Физ. минутка.

При соединении лоскутков применяют стачной шов взаутюжку. Ширина шва- 0,5 см. Длина стежков 2-3мм. Для изготовления изделий применяют хлопчатобумажную ткань, которую перед раскроем нужно обязательно увлажнить и проутюжить.

Задание. Повторить свойства хлопчатобумажных тканей.

На прошлых занятиях мы учились выполнять стачной шов взаутюжку. Сегодня во время практической работы мы используем эти образцы для изготовления лоскутного узора.

Записать словарные слова: лоскуток, прихватка.

4. Практическая работа.

4.1. Инструктаж по технике безопасности.
4.2. Обсуждение плана работы по технологическим картам, схеме узора (приложение).
4.3. Применение терминологии: сметать, стачать, заутюжить.
4.4. Индивидуальная помощь учащимся, при соединении деталей по схемам.
4.5. Разминка для глаз и плечевого пояса.

5. Подведение итогов урока.

- Что сегодня вы научились делать?
- Мы научились выполнять лоскутные узоры при помощи стачного шва.
- Пригодиться ли вам это в будущем?
- Да, пригодится. Лоскутная техника шитья применяется при пошиве прихваток, салфеток, наволочек из остатков ткани.

6. Закрепление. Задание. Составить из ответов на вопросы кроссворд (приложение).

- Какую ткань мы применяли во время работы? Ответ: хлопок.
- Основная нить ткани - долевая.
- Какой применяли шов для соединения деталей – стачной шов взаутюжку.
- Применяемая форма лоскута – прямоугольник.
- Какое изделие можно сшить, используя лоскутную технику шитья? Прихватка.
- Что вы одеваете перед работой? Косынку.
- Что нужно проверить после работы? Качество.

Примечание. Ответы на вопросы даются на карточках, в которых выделены буквы. Выделенные буквы по вертикали должны совпадать. Получится слово “Лоскуток”.

7. Оценка работы учащихся на уроке.

Уборка рабочих мест.