Физическим воспитанием детей школьного возраста призваны заниматься семья и педагогический коллектив школы. И все-таки особое место в этом воспитательном процессе отводится учителю физической культуры. Многообразие форм физического воспитания подрастающего поколения обязывает учителя физической культуры использовать их с возможно большей эффективностью. В своей работе ему порой приходится быть организатором и руководителем, строителем и хозяйственником.
До недавнего времени в системе физического воспитания стрелковый спорт занимал одно из ведущих мест. Этим видом спорта в нашей стране занимались до 4 млн. человек. В связи с развалом СССР и войнами, террактами ожесточились требования хранения и ношения нарезного оружия, в том числе и спортивного оружия, что резко повлияло на развитие стрелкового спорта. Меня, как одного из ведущих стрелков-спортсменов Республики Саха (Якутия), волнует проблема возрождения и развития стрелкового спорта в республике в целом.
Поэтому я в данной работе обобщаю опыт использования этого вида спорта на уроках физической культуры и во внеурочной работе.
1. Характеристика пулевой стрельбы как вида спорта.
С первого взгляда стрельба мало чем напоминает спорт в общем понимании этого слова. Неподвижная изготовка. Почти неприметные, редкие, скупые движения. И снова неподвижность. Как все это далеко то захватывающей динамики спортивной борьбы. И тем не менее стрельба – это спорт.
В пулевой стрельбе существуют свои “спринтерские” дистанции и свой “марафон”. Например, на 60 зачетных выстрелов при скоростной стрельбе из пистолета по пяти фигурным мишеням стрелок тратит 72 секунды, а на выполнение упражнения, где стрелок ведет огонь из трех положений (лежа, стоя, с колена) отводится 4,5 часа. Каждый выстрел в серии – это старт, и засчитываются не лучшие из них, а все. Упражнения, особенно из произвольных винтовок весом до 8 кг, требуют значительных силовых напряжений и выносливости для проведения от 75 до 150 зачетных выстрелов в любых погодных условиях. По длительности нагрузок, их напряженности и интенсивности пулевая стрельба не имеет себе равных. На соревнованиях, выполняя упражнение “стандарт 3 х 40”, стрелок работает на линии огня около 6 ч и теряет в весе почти по 1 кг в час.
Действия стрелка характеризуются монотонностью, статической в момент выполнения выстрела работой мышц ног, туловища и рук. Процесс выполнения выстрела требует тонкой координации движений, умения дифференцировать величину мышечных усилий.
Пулевая стрельба предъявляет специфические требования к физическим способностям спортсмена. Если для представителей скоростно-силовых видов спорта физическая подготовка является ведущей в процессе тренировки, то пулевая стрельба предъявляет в этом смысле ограниченные требования, рассчитанные на оптимальное развитие таких специальных физических качеств, как координация, статическая выносливость. При одинаковой технической подготовленности преимущество имеют физически развитые стрелки.
Каждого спортсмена перед соревнованиями и во время них охватывает волнение. Однако такого отрицательного влияния этого фактора на результат, как в пулевой стрельбе , не наблюдается ни в одном виде спорта. Это происходит в силу того, что действия стрелка носят характер тонко и точно координированных движений, которые сильно изменяются под влиянием состояния стрелка. Пулевая стрельба требует огромной сосредоточенности внимания, сильного напряжения нервной системы.
Пулевая стрельба, как и другие виды спорта, предъявляет большие требования к спортсмену как личности. Он должен обладать высокой эмоциональной устойчивостью, достаточными волевыми качествами. В нужный момент стрелок должен уметь сосредоточиться, отключиться от окружающей обстановки, подавлять непроизвольно возникающие мысли, не относящиеся к выполняемой работе.
В пулевой стрельбе упражнения многообразны. Они выполняются из оружия, которое имеет различные технические и баллистические характеристики.
Произвольные винтовки имеют сравнительно большой вес-до 8кг, диоптрический прицел. Натяжение спуска курка произвольное. Ложа имеет пистолетную рукоятку с вырезом для большого пальца, гребень приклада может перемещаться в вертикальном направлении. Разрешено использовать крюк затыльника приклада. Спусковой механизм чаще всего с ускорителем.
Стандартные винтовки имеют существенные отличия: здесь отсутствует подставка, крюк затыльника, ускоритель спуска. Вес не должен превышать 5 кг.
При выполнении стрельбы на дистанцию 300м используются стандартные крупнокалиберные винтовки.
Из пневматической винтовки стреляют на дистанции 10 м. Диаметр “десятки” на мишени составляет всего 1 мм.
2. Развивающая и воспитывающая функции пулевой стрельбы.
Пулевая стрельба играет определенную роль как в физическом, так и в нравственном, морально-волевом становлении человека.
У школьников при занятии пулевой стрельбой развиваются следующие качества:
- Психологическая активность
- Внимание
- Память
- Эмоциональная устойчивость
- Мышление
- Волевые усилия
Психологическая активность тесно связана с вниманием. Внимание конкретно и не может быть направлено на большое количество объектов одновременно. Занятия стрельбой строятся таким образом, чтобы психологическая активность была избирательной и в зависимости от стадии выполнения каждого выстрела внимание было сосредоточено на его элементах поочередно, в зависимости от его актуальности.
Стрельба развивает память. У стрелков существует такое понятие, как “отметка выстрела” - запечатление положения прицельных приспособлений по отношению к точке или району прицеливания в момент срыва курка. Если стрелок в это время не сконцентрирует внимание на отметке выстрела и хотя бы мысленно не повторит несколько раз эту отметку, то впоследствии вспомнить, как был выполнен данный выстрел, будет невозможно. К особому виду памяти относится так называемая “мышечная память”, которая складывается из запоминания определенных мышечных ощущений. Стрелок, постоянно фиксируя в памяти мышечные ощущения в условиях рациональной изготовки, со временем будет способен воссоздавать ее во всех даже мельчайших деталях столько раз, сколько потребуется.
Соревнования по стрельбе эмоционально напряжены, поэтому у спортсменов-стрелков должны быть развиты устойчивость к стрессовым ситуациям, контроль за эмоциями.
Пулевая стрельба также развивает ассоциативное мышление. Так, вместо того чтобы каждый раз говорить: “Положение тела стрелка с оружием по отношению к точке или району прицеливания”, используют понятие “изготовка”. Понятия обычно выражаются терминами, которые не должны вызывать никаких побочных толкований в мышлении стрелка. Однако новые понятия должны иметь только один определенный смысл, тогда они легче усваиваются.
При занятии пулевой стрельбой вырабатываются такие волевые качества, как целеустремленность, настойчивость, выдержка, самообладание. Обязательный фактор проявления и развития воли - преодоление препятствий. Для стрелка это объективные условия деятельности, мешающие достижению цели в процессе стрельбы.
Пулевая стрельба требует хорошей физической подготовки, развитой ЦНС. Также развиваются вестибулярный аппарат, зрительный анализатор.
Велико воспитательное значение пулевой стрельбы. Мальчики приобретают навыки обращения с оружием, ведь они будущие охотники и воины в рядах Вооруженных сил России. Во время занятий и соревнований у школьников воспитываются дисциплинированность, ответственность, самостоятельность. Спортсмены-стрелки трудолюбивы, у них больше развито чувство коллективизма. Особое внимание уделяется технике безопасности обращения с оружием.
3. Пулевая стрельба в общеобразовательных школах.
В любой школе можно с успехом внедрить пулевую стрельбу из пневматической винтовки. Стрельба из пневматической винтовки ведется только на одной небольшой дистанции - 10 метров, а в классификационной таблице существуют разрядные нормативы от юношеского до международного класса. Специального разрешения на провоз и хранение пневматического оружия не существуют. Пульки стоят копейками, мишени, при нынешней копировальной технике, - тоже разрешимое дело. Достав оружие, при бережном отношении можно тренировать не одно поколение любителей стрельбы. Об окупаемости пневматического оружия не может и речи. Нужно только загореться желанием воспитать стрелков, а желания стрелять у школьниц и школьников хватит на многое. К тому же, стрельба из пневматического оружия - олимпийский вид спорта. Из 24 стрелковых видов в программе Олимпиад 5 комплектов медалей разыгрываются по стрельбе из пневматического оружия.
Мини-биатлон
На уроках физкультуры по лыжной подготовке в старших классах эффективно провожу “мини-биатлон”. Такие уроки желательно провести при удобных погодных условиях, а именно, должно быть безветренно, минимальная температура –14 С. В холодной погоде баллистические характеристики ижевских пневматических винтовок резко ухудшаются и чаще ломаются их пластмассовые приклады. Лучше использовать самодельные деревянные приклады, которые можно сделать на любой современный лад.
Установки для мишеней - самые простые: их можно сделать из выструганных досок шириной 18 см и длиной 80 см с круглыми отверстиями диаметром 4 см. В эти отверстия вставляются закрашенные в черный цвет пробки – мишени так, чтобы они при прямом попадании пульки легко слетели от доски-установки. На каждой установке по 5 мишеней. К установкам прибиваются 2 стойки высотой до 80 см. Нужно заранее подготовить площадку: на одном конце площадки - линия мишеней, в 10 метрах от нее проводится огневой рубеж. Подготавливается место, откуда будут произведены выстрелы: на ковриках – винтовки, в специальных чашечках по 5 пулек.
Очень важен подбор стрелкового сектора и штрафного круга, площадки для зрителей. Мишени устанавливаются так, чтобы зритель мог следить за стрельбой биатлонистов.
Очередность стартов определяется жеребьевкой, проведенной накануне соревнований. Участники стартуют в установленное протоколом время в зависимости от масштаба соревнований и наличия оборудованных мест в одиночном порядке. Участнику запрещается мешать другим спортсменам, приносить свои пульки.
Участник, прибывший на огневой рубеж, занимает свободное на рубеже место и стреляет по установке под номером, соответствующим номеру места на огневом рубеже, не ожидая каких-либо указаний судьи. Судья на огневом рубеже контролирует выстрелы спортсмена и заносит результаты выстрелов в карточку. После окончания стрельбы командует “Без штрафа!” или “Штраф! …. круга”. За стрельбу по чужой установке спортсмен наказывается количеством штрафных кругов, соответствующих количеству непораженных мишеней в своей установке. Стрельба производится из положения лежа с руки, с колена или стоя в зависимости от правил соревнования. Упор оружием или частью тела об что-то запрещается. Участник может снять лыжи. Он удерживает винтовку руками, плечом и щекой. Если после 5 выстрелов все мишени будут поражены, участник продолжает прохождение дистанции. Если участник произвел 5 выстрелов, но на его щите остались непораженные мишени, то за каждую непораженную мишень он получает штраф-один круг. За каждый не произведенный выстрел участник наказывается тоже штрафным кругом. За каждый не пройденный штрафной круг участник наказывается одной минутой, которая прибавляется к результату. Если участник сделает более 5 выстрелов, он снимается с соревнования.
Если после окончательного подсчета окажется одинаковый результат у нескольких участников, то лучшее место присуждается тому, кто стартовал первым.
Стрелковый поединок
Одним из зрелищных, вызывающих интерес у школьников, соревнований является стрелковый поединок. Я в своей школе и в селе не раз проводил это соревнование и всегда убеждался в этом.
Для проведения соревнований по стрелковому поединку из пневматической винтовки необходим ровный участок местности с дистанцией стрельбы 8-10 м и дистанцией бега 18-35 м. “Стрелковый поединок” может проводиться между отдельными спортсменами и между командами.
Огневой рубеж оборудуется огневыми позициями из расчета не менее 1,5м на каждого спортсмена. Глубина рубежа 3м. Передняя и задняя границы огневого рубежа обозначаются отчетливо видимыми флажками разного цвета. Поверхность огневой позиции должна быть горизонтально ровной. Линия мишеней оборудуется установками с падающими мишенями. Цвет мишеней в каждом секторе черный на белом фоне, диаметр 40 мм.
Участники стартуют попарно. Количество пулек на одного спортсмена – 3 шт. Пульки находятся на огневом рубеже. Спортсмен должен поразить 2 мишени “противника”. При стрельбе разрешается опираться локтями об стол. Спортсмены после команды “Старт!” должны быстро пробежать дистанцию до огневого рубежа, зарядить винтовку и поразить мишени “противника”, т.е. огонь ведется перекрестно. Заряжать оружие разрешается только на огневом рубеже. Победителем забега считается спортсмен, первым поразивший обе мишени. Если спортсмены сбили только по одному мишени, оба считаются проигравшими. На соревновании допускается пневматическая винтовка отечественного производства (типа ИЖ-38). Корректировка стрельбы со стороны запрещается. “Старт” стрелков, “фальстарт” ведутся по правилам легкой атлетики.
Форма одежды участников состоит из спортивного костюма, закрывающего локтевой сустав, и спортивной обуви без шипов.
В командном соревновании одновременно стартуют две команды по три человека в каждой. Количество пулек на команду 9 шт, мишеней – 3. Проводится стрелковый поединок по круговой системе. Если спортсменов много, то можно проводить поединки с выбываниями. Если две команды (2 участника) набрали одинаковое количество очков и претендуют на призовые места, то назначается перебежка из трех забегов.
4. Обучение школьников технике стрельбы.
С первого же занятия необходимо приучать обучаемых к соблюдению мер безопасности при обращении с оружием, правил сбережения, осмотра оружия и подготовки его к стрельбе, научить правильно чистить оружие. Тренер обязан на каждом занятии контролировать состояние оружия и тщательность его чистки до и после стрельбы.
У новичков характерной ошибкой является ожидание выстрела, что отрицательно сказывается на его выполнении (толчок плечом приклада, дергание за спусковой крючок). Поэтому в этот период обязательны использование тренажеров, тренировки без патрона.
Для лучшего усвоения техники прицеливания и нажима на спусковой крючок начальное обучение следует начинать в положении сидя с опорой локтем о стол.
Процесс прицеливания с открытым прицелом можно разделить на 3 этапа.
- Увидеть ведущим глазом прорезь прицела четко и ярко. Зафиксировав положение головы относительно прорези, можно перейти ко второму этапу.
- Через прорезь прицела стрелок должен найти мушку и ее четко увидеть. При этом расплывается гривка прицела, верхний обрез ее виден нечетко, и у стрелка возникает сомнение: относительно чего же выравнивать мушку. Мушку необходимо выравнивать относительно верхнего обреза гривка. Рекомендацию можно проверить, переводя взгляд от мушки к гривке и обратно. Стрелок удостоверится, что он видит расплывчато верхний обрез гривки. Затем можно перейти к третьему этапу.
- Всю систему “гривка прицела-мушка” подвести под яблоко мишени или центр мишени. Стрелок опять видит цель очень смутно, смазанно. Переводит взгляд с мушки уже на мишень, уточняет наводку, переводит взгляд на мушку, затем на гривку прицела. Основное внимание нужно уделить изображению мушки и гривки прицела. Они должны быть видны четко, а мишень-расплывчато.
Трудности прицеливания с открытым прицелом связаны с тем, что глаз, как оптический прибор, не может одновременно четко видеть два и более предметов, удаленных от него на различное расстояние, поэтому из трех элементов - мишень, мушка и прорезь прицела - выбирается сначала самый главный- мушка, затем – прорезь прицела, потом – мишень.
В целях широкого привлечения школьников к систематическим занятиям стрелковым спортом вводятся нормативы на значки “Юный стрелок” и “Меткий стрелок”. К сдаче нормативов допускаются:
- на значок “Юный стрелок” – стрельба из пневматической винтовки – мальчики и девочки в возрасте 10-13 лет;
- на значок “Меткий стрелок” – стрельба из малокалиберной и пневматической винтовки- юноши и девушки 13-15 лет.
Участники, допущенные к сдаче нормативов, должны хорошо знать меры безопасности при стрельбе, основы стрельбы и устройство стрелкового оружия.
Учебные занятия могут проводить учителя физкультуры, общественные инструкторы и тренеры, стрелки старших разрядов, прошедшие предварительные семинары по вопросам методики обучения и техники стрельбы.
Условия выполнения упражнения на значок “Юный стрелок”
Упражнение выполняется из пневматической винтовки типа ИЖ-38, дистанция стрельбы 5 м, мишень - спортивная №8 с диаметром десятки 1 мм. Положение для стрельбы – стоя (сидя) с руки, с опорой на стол или стойку. Количество выстрелов – 3 пробных, 5 зачетных. Время на стрельбу - неограниченное. Норматив - выбить не менее 24 очков.
Условия выполнения упражнений на значок “Меткий стрелок”
Упражнение выполняется из пневматической винтовки типа ИЖ-38, дистанция стрельбы 5 м, мишень – спортивная №8. Положение для стрельбы – стоя с руки с опорой рук на стойку или стол. Количество выстрелов – 3 пробных, 10 зачетных. Время на стрельбу – неограниченное. Нормативные требования: показать результат не ниже 64 очков.
Заключение.
Как и всякий вид спорта, стрельба играет определенную роль как в физическом, так и в нравственном, морально-волевом становлении человека.
Для пропаганды пулевой стрельбы и повышения массовости занятий методика преподавания этой дисциплины должна осуществляться с учетом требований жизни.
Весомый вклад в пропаганду военно-прикладных видов спорта, в том числе стрелкового, с успехом может внести любой учитель физического воспитания.
Для повышения уровня физического развития и физической подготовленности школьников учителям физкультуры предлагается внедрить пулевую стрельбу на уроках и во внеурочных занятиях.