Запись на доске:
“Хорошие качества составляют существенное богатство души, но только воспитанность служит для них оправой”.
Дж. Локк
или
“ Хорошие манеры берегут нервы и силы, они удлиняют жизнь, делают её более красивой”.
(Народная мудрость.)
Учебная цель:
- дать первоначальное представление об этикете и значимости его в жизни человека;
- познакомить учащихся с понятиями “этикет”, “этика”, “вежливость”, “воспитанность”;
- способствовать развитию интереса к проблеме: “ Быть воспитанным человеком – значит…”
ХОД ЗАНЯТИЯ
Учитель: Всем – и взрослым, и детям – нравится, когда их хвалят. Скорее всего, вы уже точно знаете, когда вас похвалят, а когда отругают. Мальчик толкнул девочку, девочка показала язык бабушке, ребята разрисовали кабину лифта или стены в подъезде…Как вы думаете, хорошо ли поступают ребята?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Вы правы, за такие дела по головке не погладят! Но бывают случаи, когда вы не знаете, встать или сесть, сказать что-то или промолчать, уйти или остаться. И вот тогда на помощь приходит наука вежливость.
Хорошо если бы вежливость рождалась вместе с человеком. Но вежливость достигается лишь в результате упорного освоения правил поведения и желания самого человека пристойно вести себя в любой ситуации.
Во всех общественных местах, которые вы посещаете: в школе, транспорте, в местах массового отдыха и других, а также дома (в семье) люди ведут себя в соответствии с определёнными правилами.
- Кто из вас знает, как называются такие правила?
Выслушиваются варианты ответов детей.
Учитель: Совершенно правильно – это правила этикета.
В эпоху королевской власти считали, что законы этикета связывали больше, чем статьи конституции. От этих времён остались лишь воспоминания, но бесспорно то, что отсутствие культуры поведения ведёт к дополнительным проблемам, неприятностям, создаёт сложности в жизни. Невоспитанный человек создаёт проблемы в жизни не только себе, но и окружающим его людям.
Сегодня мы вкладываем в понятие “вежливый человек”, “воспитанный человек” не только умение вести себя пристойно.
Послушайте небольшой рассказ и скажите, кто из подруг поступил правильно, как воспитанный человек, а кто был не прав?
… Ира рассказывает Полине про свою, как она говорит, бывшую подругу Машу: “Ты знаешь, Поля, эта Маша такая неразговорчивая, никуда не ходит, ни с кем не общается - всё учит свои уроки! Не буду я с ней дружить. Надоела она мне со своей учёбой, завтра же от неё отсяду!” В этот момент Полина вспоминает: “ Кстати, Ира! А ты подготовилась к завтрашней контрольной по математике?” Ира меняется в лице, её лицо приобретает выражение лисы Патрикеевны: “Ой! Я совсем забыла… Дозавтра!” “Ты куда?” - спрашивает Полина девочку. “Мне нужно позвонить Машеньке, она такая умничка. Спрошу, как идёт подготовка к контрольной. Не с тобой же мне завтра садиться!”
Выслушиваются ответы учащихся.
Учитель: Правильно. Для воспитанного человека такие качества, как холодное равнодушие к людям, способность юлить и пресмыкаться ради собственной выгоды и удовольствия, карьеризм, стяжательство, пошлость, – чужды. И вы должны запомнить, что вежливый человек не тот, кто сам никогда не сломает ветку дерева и не притащит охапку поникших цветов из пригородного леса, а тот, кто остановит эгоиста, не находящего нужным беречь живую красоту природы. Вежливый человек не тот, кто никогда не оскорбит женщину, а тот, кто не пройдёт равнодушно мимо распоясавшегося хулигана, позволившего себе подобное.
Не секрет, что не только детям, но и очень многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, и все их соседи, и даже вовсе незнакомые прохожие всегда относились бы к ним внимательно, по-доброму, всегда любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал бы им замечания.
Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят, уважают. И у него есть верные и надёжные друзья, с которыми ему не бывает никогда скучно.
А впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку и некогда скучать.
- Вы согласны со мной?
Поглядите на себя в зеркало – оцените свой внешний вид, одежду, осанку. Правильно и красиво ли кушаете? Как вы ходите, сидите? Бесшумно жуёте или пьёте, не заталкиваете ли хлеб большим ломтём в рот, не чавкаете? Открываете и придерживаете дверь в ожидании, пока через неё не пройдут женщина, пожилой человек, малыш?
Тысячи и тысячи вопросов. Правильные ответы на них всегда найдёт тот, кто постоянно работает над своими манерами, кто усвоил правила хорошего тона, сделал их своей привычкой и потребностью.
Ответить именно на эти и многие другие вопросы, уяснить законы этикета, разработкой и изучением которых занимается наука этика, нам помогут занятия под названием “Школа этикета”.
Подведение итогов занятия.
Учитель: (в зависимости от того какой эпиграф выбран для занятия).
Народная мудрость гласит:
“рХорошие манеры берегут нервы и силы, они удлиняют жизнь, делают её более красивой”.
или
Дж. Локк считал: “Хорошие качества составляют существенное богатство души, но только воспитанность служит для них оправой”.
- Согласны вы с этим высказыванием? Почему вы так считаете?