Цели:
- систематизировать знания учащихся во времени года - осень, о листопаде и его причинах;
- воспитывать любовь к природе, к своему краю, развевать познавательный интерес к окружающему миру.
Оборудование:
- гербарии листьев с различных деревьев, рисунки листиков,
- картины времен года, грамзапись из альбома П.И.Чайковского “Времена года” - “Октябрь”, телеграмма жителей “желтой странны”, учебник “Окружающий мир” И.П. Товпинец (2кл).
План урока:
1. Организационный момент.
2. Вступление и определение задач урока.
Учитель: К.Кулиев написал замечательные строки:
Блистают звезды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жаль людей, которых
На свете ничего не удивляет.
- Чему вы удивляетесь по дороге в школу?
(Дети описывают свои наблюдения.)
Дети: Мы удивляемся природе, погоде, деревьям, цветам, птицам.
Учитель: - Поэт Б. Балкаров тоже очень наблюдательный и он свои впечатления от прогулки в парке выразил так:
Это небо - это море опрокинулось над нами,
Это ветер гонит листья золотыми кораблями.
Ни в одном швейцарском банке столько злата не бывает
Как блестят деревья в парке, разве только не пылают!
Учитель: - Почему деревья в золоте? Почему пылают?
Дети: Листья стали жёлтыми, красными, они облетают с деревьев.
Учитель:
Сегодня, ребята, урок листопада.
Вспомнить многое нам надо.
Звонок прозвенел - отвечайте скорей,
Время года, какое стоит у дверей?
Ученик: Осень.
3. Работа по теме:
1) Учитель: - Назовите месяцы этого времени года?
Дети отвечают: - Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Учитель:
Утром часов в восемь,
Прилетела осень.
Зачастил вдруг дождь -
Наш незваный гость.
Сильный-сильный ветер
Дует уж час третий.
Скоро станут лужи
Стеклянными от стужи.
Учитель: О какой дате говорит автор стихотворения?
Ученик: Осень начинается в сентябре месяце и это скорее всего 1 сентября.
Учитель: Пословица о сентябре говорит: Холоден сентябрь да сыт. – Почему?
Дети: - Много овощей и фруктов на столе у нас.
Животные и птицы делают запасы на зиму.
Учитель:
Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
Ученик: - Октябрь.
Учитель: В народе этот месяц называют листопадником. Почему?
Ученик: - В этом месяце опадают листья.
Учитель: Послушайте музыку из альбома П.И. Чайковского “Времена года” - “Октябрь”. (Прослушивание)
Учитель: Какие впечатления у вас остались? Какие возникли образы?
Дети: - Природа готовится ко сну, все затихло, музыка тихо убаюкивает.
Учитель:
Поле черно - белым стало.
Падает то дождь, то снег.
Мерзнет в поле оземь ржи.
Что за месяц подскажи…
Дети: - Ноябрь.
Учитель: - В народе говорят: Ноябрь капризен - то плачет, то смеется. Почему?
Ученики: - Происходит частая смена солнечных и дождливых дней.
2) Учитель:
Здравствуй, осень!
Здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы осень спросим:
Что в подарок принесла?
Учитель: - Давайте поиграем в игру: “Доскажи словечко”
Принесла я вам муки.
Значит будут… (пироги).
Вот вам яблоки и мёд
На варенье, и… (компот).
Учитель: - А еще, что нам приносит осень? (Овощи, фрукты.)
Учитель:
Кто из всех из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
(Дети спорят о нужности и полезности овощей.)
Вывод: Все овощи полезны и нужны.
Учитель:
Спор давно кончать пора,
Спорить бесполезно!
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключения!
(Учитель показывает конверт и говорит:)
3) Учитель: - Сегодня к нам в школу пришел почтальон и принес письмо от жителей “желтой” страны. Давайте прочитаем. (Учитель читает письмо) “В музее нашей страны сегодня пропала картина:
Кто-то ночью утащил лес.
Был он вечером, а утром исчез.
Не осталось ни пенька, ни куста,
Только белая кругом пустота.
- У нас в стране все перепуталось. Дорогие ребята помогите нам.
Быстро дайте нам ответ -
Это правда или нет?
То ни дождь пошел – не град,
То посыпался из облака виноград.
Теплая весна сейчас,
виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
Звонкий пел нам соловей.” (Дети исправляют ошибки.)
Учитель: Чтобы помочь жителям “Жёлтой” страны, давайте отправимся в лес. Берет ветку клена и машет ей, а дети машут руками).
Раз, два, три,
ветка клена, помоги.
Оказаться нам в лесу,
Где раскрасило листву
В цвет багряный, золотой
Осень жёлтою косой.
4) Физминутка:
Отправляемся в поход (дети встали)
Сколько нас открытии ждет.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и душистым лугом.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Вышли на берег крутой
Вот он, лес наш, золотой.
Учитель:
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Что в глуши твоей таится?
Что с деревьями творится?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь - мы свои.
Дети из 3 -х картин на доске выбирают картину осени. Устно описывают её (минисочинение).
Учитель: - Как вы догадались? Что вам помогло отгадать? Какого цвета лето, осень, зима, весна?
- Какие осадки выпадают осенью?
Дети: - Дождь, иногда мокрый снег, бывает туман.
5) Группировка (коллективная работа).
Учитель: Из описанных явлений природы выберите осенние:
Дети читают на доске запись хором, выбирают и группируют понятия.
Радуга, град, дождь, туман, иней, гроза, заморозки, снегопад, листопад.
Учитель: - На какие группы разделите явления природы?
Дети:
1-я группа - погодные явления осени,
2-я группа - зимние явления природы,
3-я группа - летние.
Учитель: - С чем связано такое изменение в явлениях природы?
Дети: - С похолоданием.
Учитель: Какие явления природы характерны для всех времен года?
Дети: - Дождь, туман.
Учитель: - А почему, не видно животных?
Дети: - Они занимаются зимними заготовками, или залегли в зимнюю спячку.
Учитель: - А птицы почему не поют?
Дети: - Певчие птицы улетают на зиму в теплые края
Учитель: - А какие птицы остались в городе? (Дети называют.)
Вывод:
Собрались и полетели.
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели.
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый.
Стало зайчику тепло.
Носит зайка месяц целый
Прозапас грибы в дупло.
Но больше всего беспокойство за птиц:
За наших воробышков, галок, синиц.
Ведь очень уж холодно им.
Поможем ли мы беззащитным?
Поможем! Их надо кормить и тогда
Им будет легко пережить холода.
6) Учитель: - Ой, звери, берегитесь. Что-то в лесу происходит. Шишки! Берегитесь!
Ученица, инсценируя, читает стихотворение.
(В руках корзина с шишками, во время рассказа она роняет шишки на пол.)
Осень шагает в желтом пальтишке,
С кедров сшибает бурые шишки.
Тр-рах! - на опушку,
Бух! - на кукушку.
Хлоп - на зайчишку
падают шишки.
Эй, бурундук, забирайся на сук!
Живо, клесты, убирайтесь в кусты!
Глупые козы, прячьте козлят:
По лесу грозно идет шишкопад!
Учитель: - С каких деревьев падают шишки?
Дети: С ели, сосны, кедра.
7) Учитель открывает запись на доске.
Березка, клен, липа, сосна, осина, ель, дуб.
Учитель: - Отгадайте загадки, подобрав отгадки.
1)
Эко ты дерево,
и зиму, и лето зелено. (Ель, сосна)
2)
С моего цветка берет
А меня все обижают,
пчелка самый вкусный мед.
Шкуру тонкую сдирают (Липа)
Учитель:
Хоть невзрачный липы цвет,
Но полезней чая нет.
При ангинах и простуде
Пьют целебный липы чай.
3)
А когда наступит осень,
Он, красавец молодой,
Весь зальется солнцем.
Лист, его летит звездой. (Клен)
4)
По весне наступит осень,
На опушки и в глуши
Всех я вкусным сладким соком
Угощаю от души. (Береза)
5) Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Дети группируют, деревья на лиственные и хвойные.
8) Показ образцов листьев и разбор иллюстраций в учебнике на стр. 82.
Учитель: - Какого цвета листья осенью?
Дети: - Красные, желтые, коричневые, или один лист раскрашен в разные цвета.
Учитель:
Листопад! Листопад!
Листья жёлтые летят.
Жёлтый клен, жёлтый бук.
Жёлтый солнца в небе круг.
Жёлтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна.
Значит осень - не весна.
- Вот мы и нашли картину жителям “Жёлтой страны”.
9) Физминутка (сидя за партами).
Ветер подул У-У-У….
Кусты низко нагнул (наклон)
Листья запорхали (машут руками)
Как бабочки на карнавале.
10) Работа по теме урока:
а) Учитель:
Осенние листья по ветру кружат.
Осенние листья в тревоге вопят:
Все гибнет. Ты чёрен и гол, -
О, лес наш родимый, конец твой пришел.
- Давайте ребята разберемся, почему нужен природе листопад?
(Выслушиваются мнения детей.)
Учитель: - В клетках листьев содержится зеленый и желтый пигмент. С наступлением холодов зеленый пигмент (хлорофилл) разрушается и начинает выступать желтый, а у некоторых листьев и красный. Ранее накопленные полезные вещества отводятся на запас, а ненужные растению вредные вещества удаляются вместе с листьями.
- Более подробно с причинами листопада мы познакомимся в учебнике на стр.81. “Почему осенью листопад?”
Чтение текста учащимися вслух по “цепочке”.
б) Разбор прочитанного по вопросам учителя:
- Что нового узнали из текста? Что особенного вас удивило?
- Как начинает готовиться дерево к зиме?
- Почему деревья нуждаются в сбросе листьев?
- Погибает ли дерево, когда облетели листья?
- Почему хвойные деревья “и зимой и летом одним цветом”?
в) Чтение вывода на стр. 83 в учебнике.
Заключительная часть урока:
Учитель: - Кайсын Кулиев в стихотворении “Деревья осенью”удивляется “смелости” деревьев:
Дням этой осени стоять,
Пока зима их не поборет,
Вся власть в руках у них опять
И там, в горах, и здесь, в предгорье.
Как ровно год тому назад
Деревья те, что облетели,
Встречать готовы снегопад,
Единоборствовать с метелью.
Признаюсь: лютою зимой
Нередко я за них болел,
Но убеждался в том весной,
Что я, по счастью, ошибался.
Их не погубят дни зимы,
Их ветер одолеть не сможет,
Они такие же, как мы,
А мы все выдержали тоже!
Учитель: - В чём убеждался поэт каждый год? С кем он сравнивает деревья?
Ученики: Поэт сравнивает деревья с людьми. Они как и мы сопротивляются всем бедам и неприятностям, преодолевают их и остаются сильными.
12) Итог урока:
Учитель: - О чем мы говорили сегодня на уроке?
Что нового вы узнали?
Нужен ли природе листопад?
Чем мы можем помочь природе в разные времена года?
12) Дети читают в заключение четверостишие на доске:
Берегите каждую травинку,
И каждый дерева листок
Цветочек, кустик и осинку.
Чтоб только ветер сорвать его смог.