Урок-игра на тему: "Путешествие по стране серной кислоты"

Разделы: Химия


Цели:

  • Проверить качество и прочность знаний учащихся по теме “Серная кислота”; продолжить развитие общеучебных (работа с дидактическим материалом) и специальных умений через выполнение теоретических и экспериментальных заданий.
  • Развитие личностных качеств: мышления (умения анализировать, сравнивать), мобильности, самостоятельности, развитие умения рефлексировать, самоконтроля.
  • Формирования коммуникативности через общение, умения работать в группах.

Тип урока: урок проверки и оценки знаний (по Конаржевскому).

Вид урока: игра-путешествие.

Форма организации деятельности: групповая.

Методы:

а) словесные – объяснение; наглядные – работа с дидактическим материалом; практические – выполнение экспериментальных заданий.

б) по Скаткину: воспроизведение знаний; инструктивно-репродуктивный; частично-поисковый.

Оборудование:

  • дидактический материал – карточки с заданиями;
  • справочные материалы (таблица растворимости, ряд активности металлов, ПСХЭ Д.И. Менделеева);
  • наборы растворов кислот (серной, соляной, азотной), растворы щелочи (гидроксид натрия), раствор нитрата бария, вода, индикаторы, пробирки.

Класс предварительно делится на две части: семь человек – помощники в подготовке урока, ответственные отдельных станций. Они оформляли свои станции, готовили задания, вырабатывали совместно с учителем критерии оценивания.

Оставшаяся часть класса делится на группы по 4-5 человек – путешественники.

Правила игры: за определенный промежуток времени (25мин.) пройти по станциям (основные – шесть, седьмая – дополнительная – заявка на гениальность). Время четко ограничено, по его истечению подается звуковой сигнал, означающий конец игры.

Ход урока

1. Организация класса.

2. Объяснение условий игры.

Учитель: В наше летящее время важно уметь быстро реагировать на перемены, происходящие вокруг. В выигрыше остаются те, кто умеет быть активным, мобильным и быстро находит себя в новых условиях. Для этого необходимы определенные качества: запас знаний, быстрота реакции на окружающие перемены, возможность и способность применить свои умственные способности в практической жизни.

Сегодня вам предоставляется возможность проявить себя (свою мобильность, знания) в игре: “Путешествие по стране серной кислоты”. Вас ограничивает одно жесткое условие – время! За 25мин каждая команда должна совершить остановку на шести станциях:

1ст. “Дегустация” - определить экспериментально, в какой склянке находятся вода, кислота, щелочь.
2ст. “Найди меня” - из трех кислот экспериментально определить, в какой склянке находится серная кислота.
3ст. “Физические свойства”.
4ст. “Способы получения”.
5ст. “Попробуй, допиши” - закончить уравнения реакций взаимодействия металлов с серной кислотой.
6ст. “Превращалки”.
7ст. “Реши задачу” - дополнительная станция (10 баллов).

Каждая команда получает маршрутный лист, в котором записан последовательность остановок на станциях. На этом листе выставляются баллы, набранные за все путешествие (максимальная оценка – 5 баллов).

3. Команды в путь. Команды отправляются в путешествие.

4. Подведение итогов. Команды суммируют баллы и их объявляют. Результаты записываются в таблицу на доске и выявляются победители. По ранее объявленным критериям из баллов выводится оценка. Победители награждаются призами.

5. Домашнее задание. Составить цепочку превращений, в которой участвуют соединения серы (S-2,S0,S+4,S+6). Для желающих – составить компьютерную презентацию по данной теме.

Приложение