Высказывание Л.С. Выготского о том, что “…в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования” человека, со временем не только не потеряло своей актуальности, а наоборот стало еще более значимым. Современный человек живет в мире далеком от статики, в мире, где с огромной скоростью происходят изменения, затрагивающие все сферы жизни: в геометрической прогрессии растет и ширится объем информации, уходят в прошлое и рождаются новые технологии, претерпевает изменение социальная ситуация. Простого обладания некоторой суммой знаний в этих условиях явно недостаточно, повысились требования к таким качествам личности как открытость новому опыту, умение находить решение в нестандартной ситуации, творческое отношение к действительности. Формирование творческих способностей общих для самых различных видов деятельности должно стать приоритетной задачей современной школы.
Известна мысль Дидро о том, что страна, в которой всех детей будут обучать рисованию подобно письму, вскоре превзойдет другие во всех отношениях. Вряд ли великий энциклопедист имел в виду, что именно художественные способности человека лягут в основу расцвета культуры, науки и общества в целом. Французский просветитель хорошо понимал, что изобразительное искусство – это та область, в которой ребенок раньше, чем где-либо может получить первый полноценный творческий опыт, он высоко ставил занятия рисованием как способ развития общих творческих способностей человека, которые мы сейчас называем креативностью личности.
Под креативностью в современной психологии понимают относительно устойчивую характеристику личности, сущность которой составляют умственные процессы, ведущие к решениям, идеям, осмысленному созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми. Показателями креативности являются: беглость, гибкость, оригинальность, разработанность мышления.
Беглость представляет собой способность к порождению большого числа идей, выраженных в словесных формулировках, рисунках, способность переходить от одного аспекта проблемы к другому, используя разнообразные стратегии ее решения.
Оригинальность выражается в способности выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, банальных или твердо установленных.
Гибкость - способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование.
Разработанность мышления предполагает способность детально разрабатывать возникшие идеи.
Развитие креативности может происходить только в процессе деятельности, и такой деятельностью является процесс творчества. Творчество – это продуктивная деятельность, порождающая качественно новое, отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Своеобразие детского творчества заключается в том, что в результате его не создается никакого общественно-значимого продукта, но сам процесс творчества и его результат имеют важное значение для личностного развития человека и являются фундаментом успешной жизнедеятельности в будущем.
Каждый ребенок изначально творец, но потребность в творчестве имеет свойство с течением времени затихать, необходима сознательная целенаправленная помощь тому, чтобы она не гасла, а развивалась. Каждый ребенок имеет право на помощь и адекватное развивающее воздействие извне, ведь общепризнано, что творчеству обучить нельзя. Можно и необходимо создавать на уроках такие условия, благодаря которым, оно проявится у детей, и их творческие способности получат развитие. Учить необходимо не только приемам и операциям, но и способам действия, опробовав которые ребенок подготавливает себя к творчеству в самых разных видах деятельности.
Для развития креативности детей следует решить следующие задачи:
- Научить находить решения в нестандартных ситуациях;
- Развивать оригинальность мыслительной деятельности;
- Научить анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;
- Развивать свойства мышления, необходимые для плодотворной дальнейшей работы.
Реализовать поставленные задачи можно в процессе изучения любого школьного курса. Преимущество преподавателей изобразительного искусства заключается в том, что в силу возрастных особенностей детей, они могут приступить к решению этих проблем значительно раньше.
Ученые выделяют следующие качества, определяющие возможность творчества, как созидательной деятельности:
- Определенный уровень интеллектуальных способностей;
- Аналитические умения;
- Быстрота реакции и легкость ассоциирования;
- Нестандартность мышления;
- Творческое воображение;
- Развитие интуиции;
- Развитие самостоятельности и потребности самоактулизации и расширения своих социальных возможностей.
Следовательно, в центре занятий по развитию креативности должны стоять специальные задания и упражнения, направленные на развитие этих качеств.
У. Джеймс отмечал, что “гении отличаются от обыкновенных умов необычайным развитием способности к ассоциациям по сходству”. Ассоциация – это связь между психическими явлениями, при которой актуализация одного влечёт за собой появление другого. Ассоциации непосредственным образом связаны со сферой эмоций человека, а это значит, что развивать ассоциативные способности, учить творчески мыслить, воображать можно лишь, активизировав эмоционально-образную сферу психики ребёнка. Задания по развитию ассоциативного мышления должны быть обращены к внутреннему миру маленького человека, его чувствам и ощущениям.
Поэзия и музыка очень органично помогают создавать эмоциональную атмосферу урока. Сочетания цветов и звуков вызывают ассоциативные связи, которые являются предпосылкой к проявлению нестандартного взгляда на мир, удерживанию состояния постоянного удивления им.
Чувственное познание мира, кажущееся невозможным взрослому человеку, у детей младшего школьного возраста не вызывает больших затруднений. Попробуйте нарисовать, как таинственно шуршат под ногами осенние листья или нежно звенит хрустальный колокольчик; изобразите горький запах полыни или свежий аромат весеннего ветра. Сама постановка вопроса вызовет у взрослого недоумение, а ему, младшему школьнику, подвластно все: вылепить легкомысленную польку и чопорный менуэт, нарисовать нежное касание бабочки к своей руке - он это может.
Практикуем мы и упражнения по передаче музыкальности слова.
Задание: Нарисуйте с помощью цветовых пятен своё полное имя: Иван, Ольга, Ирина, Дарья и т.д. Подумайте, какое оно, ваше имя: контрастное или приглушенное по тону, теплое или холодное по цвету; какие у него очертания твёрдые, жесткие или мягкие и расплывчатые. А рядом изобразите имя, которым вас ласково называет мама: Ванюша, Оленька, Иришка, Дашутка и т.д., почувствуйте разницу, попробуйте передать её в своей работе.
И они с удовольствием начинают рисовать, погружаясь в светлые воспоминания о самых дорогих, тёплых моментах общения с близкими и родными. Чем необычнее, нестандартнее тема, тем интереснее ребятам работать с ней.
С оживлением воспринимают дети и задания типа:
Если б я был птицей то, каким бы я был? Передай свой характер, настроение через образ птицы.
На белых листах бумаги появляются удивительные портреты. Вот сидит, нахохлившись, синичка (Рита поссорилась сегодня с лучшей подругой); на этом рисунке отчаянно бросается в драку взъерошенный воробей (Рисовал Гоша). У него действительно боевой характер. Хорошо, что сам осознает это.
И опять маленький художник внимательно всматривается в свой внутренний мир, пытаясь ответить на вопрос: “Кто Я?”. Это так важно научиться слышать и слушать себя, ведь “слушаем себя - слушаем другого человека”.
Источником вдохновения младших школьников могут стать стихотворения, сочиненные их сверстниками, они близки и понятны им. Много лет я собираю эти наивные, но такие искренние строки.
Желтая кошка идёт по крыше.
Выше кошачьих коленок снежок
В шёрстке ангарской искриться
Рыжего солнца кусок.
Когда зацветает закат,
Бродят рыжие кошки.
Сверкают глаза фонарей,
И движутся тени в окошке.
Голос снега белый-белый,
Тишина. Полёт.
Несколько шагов в сугробе,
Провалился чёрный кот.
Лунная тень скользит по стене.
Чёрная кошка в сумрачном сне.
Вся осторожность, страх и безумье
Собрана в кошке в ночь полнолунья.
Задание:
Выберете четверостишие, которое вам больше всего понравилось. Какого цвета, услышанные вами слова? Нарисуйте выбранные строчки, постарайтесь цветом передать настроение стихов.
Но не только детское литературное творчество пробуждает желание приобщиться к миру искусства. Уникальный язык восточной поэзии с его в чем-то недосказанными строчками позволяет каждому заглянуть за свой собственный горизонт, увидеть свои собственные дали, свои собственные образы.
Рис. 1
Рис. 2
Еще одним из главных путей активизации ассоциативного мышления является использование на уроке приема сравнения. На основе метафорического образного сравнения и творческого воображения решается детьми задача передачи характера дерева через образ человека.
Задание: древние друиды считали, что каждое дерево обладает чертами, присущими человеческой личности. Деревья, как и люди, могут быть добрыми и злыми, слабыми и сильными, мудрыми и легкомысленными. Почему ива ассоциируется у нас с грустью, а дуб с силой и зрелостью? Выбери любое дерево и попробуй, подобно друидам определить его человеческий характер, отрази душу дерева в своей работе.
Рис. 3
Вслушиваясь в мелодику названия, представляя внешний облик дерева, вспоминая поэтические строчки, в которых присутствует авторское отношение к тому или иному дереву (“Анчар” А.С.Пушкина, “Ивушка” Ф.Тютчева и т.д.), дети создают выразительнейшие графические образы. Каждый выбирает дерево с характером, который близок ему и отражает его через призму своего собственного “Я”, а это уже настоящий акт творчества.
Другим качеством, характеризующим креативность личности, исследователи считают обязательное наличие аналитического мышления.
Использование на уроке задач с элементами проблемности способствует развитию этого показателя и позволяет отрабатывать приёмы и способы решения нестандартных задач.
Проиллюстрируем, выше изложенное, фрагментами урока.
2 класс. Тема урока: Реальность и фантазия.
Учитель:
Мир, в котором мы живем, прекрасен и разнообразен. Его, вместе с нами, населяет огромное количество живых существ. Они имеют разную форму, окраску, по-разному приспосабливаются к жизни. Но рядом с этим реальным миром существует мир сказок, легенд, преданий, мир, созданный человеческим воображением и фантазией. Помните, как писал великий русский поэт А.С. Пушкин: “…там, на неведомых дорожках следы невиданных зверей…”. Какие фантастические существа, сказочные животные встречались вам на страницах книг?
Дети перечисляют:
Русалка, Жар-Птица, Змей Горыныч и т.д.
Учитель записывает на доске все названия, распределяя их на группы:
I. Русалка, кентавр, сфинкс и т.д.
II. Змей Горыныч, Пегас, Конёк -Горбунок и т.д.
III. Жар-Птица, Золотой петушок, Серебряное копытце и т.д.
Учитель:
Попробуйте определить по каким признакам я расположила названных вами персонажей по группам.
Дети без труда определяют, что первая группа включает в себя существ, состоящих на половину из человека, наполовину из животного. Вторая группа тоже не вызывает затруднений: здесь в одном персонаже собраны элементы разных животных. Например, Змей Горыныч: голова и шея от змеи, туловище от ящерицы, крылья от летучей мыши. Подобным образом анализируются все остальные персонажи группы. Третья группа может вызвать затруднение, и ответ на вопрос детям придется искать вместе с учителем.
Учитель:
На какую реально существующую птицу похожа Жар-Птица?
Дети:
На павлина.
Учитель:
Павлин, птица сказочная?
Дети:
Нет.
Учитель:
Что же превращает реальную, пусть даже очень красивую птицу в сказочный персонаж? Чем отличается Жар-Птица от павлина, какая она?
Дети:
У нее другой цвет. Перья у Жар-птицы красные, желтые, оранжевые, похожие на язычки пламени. От нее идет яркий свет. Она горячая как огонь, поймать ее можно только в рукавицах.
Учитель:
Значит, изменив обычные свойства птицы на необычные, человек создал новый сказочный образ, и этим отличаются все персонажи третьей группы. (Аналогичные рассуждения дети проводят, самостоятельно анализируя остальных персонажей.)
Задание:
Сегодня на уроке вам предоставлено право стать великими волшебниками и сказочниками. Придумайте и нарисуйте своё фантастическое существо, дайте ему имя и сочините историю жизни. А три группы на доске это три дороги, три способа, которыми вы можете воспользоваться при работе.
(Дети приступают к рисованию.)
Такой подход к раскрытию темы приводит к закреплению определённого алгоритма работы над решением нестандартной задачи; а именно сбор информации, классификация её по группам по главному признаку; выделение способов подхода к решению: выбор готового способа или создание нового на основе синтеза готовых и собственно воплощение замысла. Подобный алгоритм впоследствии может пригодиться не только при решении художественной задачи, но и при решении творческих заданий в любой другой сфере деятельности.
Эффективным способом развития познавательной активности учащихся на уроках изобразительного искусства могут стать интеллектуальные игры. Существует несколько типов подобных игр. Одни направлены на проверку собственных знаний, другие удовлетворяют потребность в интеллектуальном усилии. Это кроссворды, ребусы, криптограммы и т.д.
Игры могут быть составлены самим учителем, как по отдельным темам программы, так и в комплексном варианте. При разгадывании кроссвордов накапливается запас художественных терминов, расширяется кругозор. Проверка знаний, организованная в виде разгадывания кроссворда, решения головоломки, отгадывания ребуса, способствует снятию напряжения, создает благоприятный микроклимат на уроке, что немаловажно для атмосферы сотрудничества и творчества. Но можно изменить условия игры, предложив детям самим составить кроссворд или нарисовать ребус. Тогда интеллектуальная игра будет решать еще более важные задачи. Дети сами, без указания взрослого почувствуют недостаток знаний, и это заставит их обратиться к справочной и энциклопедической литературе, чтобы обеспечить себе необходимый словарный запас, дать грамотную формулировку.
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Разработка ребусов ко всему прочему тренирует зрительную память, развивает навыки изобразительной деятельности.
Роль интеллектуальных игр не может быть преувеличенной. Она помогает легко, без напряжения осваивать поток информации; соотносить, сопоставлять различные точки зрения и делать собственные выводы. Она удовлетворяет потребность в умственном упражнении, корректирует самооценку личности, даёт возможность самовыражения, что особенно важно самореализации.
Опыт использования в педагогической практике заданий, направленных на развитие креативных способностей показывает, что дети, активно реализующие себя в художественном творчестве в начальной школе (участники городских и гимназических выставок изобразительного искусства, лауреаты фестивалей и конкурсов) впоследствии успешно занимаются и другими видами творческой деятельности, а значит, проблема развития общих творческих способностей не должна сужаться до задачи развития только способностей художественных, ибо лишь немногие найдут свое признание в художественном творчестве. Но получить первый полноценный творческий опыт могут и должны все.
Перечень иллюстраций:
1. <Рисунок1> Хусниярова Юлия 10 лет
Там, на вершине горы,
Замок белеет могучий
Над молодою листвою
2. <Рисунок2> Склярова Тамара 10 лет.
По горной тропинке иду
Вдруг стало мне отчего-то легко
Фиалки в густой траве.
3. <Рисунок3> Моцная Иветта 10 лет. Царица Пальма
4. <Рисунок4> Воронин Дмитрий 12 лет
5. <Рисунок5> Воронин Дмитрий 12 лет
6. <Рисунок6> Ошивалова Юлия 11 лет
7. <Рисунок7> Ошивалова Юлия 11лет
Библиографический список:
- Ж. Искусство в школе. №1 2001г Т. Ветрова “От звезды к звезде”, В. Ковалив “Ассоциативные игры на уроках музыки”
- Ж. Искусство в школе №3 2001г А. Мелик-Пашаев “Возможно ли “творческое задание””?
- Ж. Искусство в школе №3-4 1992г А. Мелик-Пашаев “Цвет как выразительное средство в изобразительной деятельности детей”
- Ж. Искусство в школе №2 1996г Л. Коротеева “Восприятие цвета в развитии художественно-творческих способностей школьника”
- Ж. Искусство в школе №2 2001г Ю. Полуянов “Единство учения и творчества на занятиях изобразительным искусством”
- Ж. Искусство в школе №5 2000г И. Ческидова “Дети могут всё”
- “Возможности практической психологии в образовании” под редакцией Н.В. Пилипенко Москва УЦ “Перспектива” 2000г
- “Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками.” Москва, “Просвещение” 1991г
- “Путешествие в мир искусства” С.К. Кожохина ТЦ “Сфера” Москва 2002г
- “Психология одарённости” под редакцией Д.В Ушакова, Москва, Институт психологии РАН 2000г