Школа – в широком смысле этого слова – должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно - экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
В современных социальных условиях одной из важнейших проблем можно назвать проблему гражданского самосознания выпускников школы, достижения ими определённых жизненных высот, обретение возможности самореализации и активной жизненной позиции. Современный молодой человек нашей страны должен быть социально активной личностью, полноправным субъектом жизнедеятельности, то есть осознавать, реализовывать и развивать свои мотивы и потребности, цели и идеалы в соответствии с ценностями гражданского общества. Важно, чтобы он видел богатство окружающего мира, стремился реализовать в полной мере свои жизненные возможности.
Любое общество проектирует своё будущее через воспитание. Во все века воспитание было своеобразным механизмом, благодаря которому подрастающие поколения включались в уже существующую общность, становились носителями определённого образа жизни, вслед за старшими поколениями поддерживали и сохраняли передаваемые традиции и нормы жизни. Ведущей целью воспитания в данный момент, на мой взгляд, является гражданственность, патриотизм, нравственность и духовность, приверженность демократическим ценностям, национальная и религиозная терпимость. Только на этой основе вырастут люди, способные не только жить в гражданском обществе, но и укреплять его.
В концепции Е. В. Бондаревской (член-корр. РАО) “Воспитание как возрождение гражданина, человека, культуры и нравственности” для реализации цели определены содержательные базовые компоненты, которые включают:
- интернализацию детьми универсальных общечеловеческих ценностей, сохранение совокупного духовного опыта человечества: диалог между различными культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание её неприкосновенности; свобода и ответственность;
- овладение детьми основными сферами жизнедеятельности современного человека, гуманизирующими личность и отношения между людьми; художественное и техническое творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия; оказание помощи младшим и старшим и другое;
- освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной культуры: научных, художественных, технических, нравственных и воспроизводство в творческих видах деятельности;
- формирование опыта гражданского поведения: участие в гражданских делах, проявление гражданских чувств, отстаивание прав человека, противодействие аморальным явлениям и другое;
- накопление опыта эмоционально-насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация детьми актов милосердия, проявление заботы о близких, уважение прав и достоинства других людей и другое;
- овладение детьми ситуациями реальной ответственности, самостоятельности: принятия решений, свободный выбор поступков и ответственности за них, выбор способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности, овладение способами самовоспитания и совершенствования и другое.
Общество нуждается в долговременных программах воспитания и развития личности ребёнка. Долговременная программа развития должна быть направлена на воспитание граждан в правовом обществе, на развитие их социальной активности. Особую значимость приобретает духовная ориентация программы, её опора на ценности человеческой культуры, ибо подрастающее поколение внесёт в жизнь общества такой по масштабу и характеру вклад, какую духовную потенцию – систему идей, ценностей, знаний и качеств – заложит в него общество.
Свой вклад в решение этой важной проблемы стремится внести программа воспитания нашей гимназии “Поколение”, содействующая саморазвитию, гражданскому самоопределению её участников через приобщение к культурно-историческим традициям своего края и Отечества.
Цель программы “Поколение” - помочь участникам осознать и реализовать богатство жизненных возможностей, стать достойными гражданами своего Отечества, субъектами глобального социо-культурного пространства. Это значит, что содержание деятельности программы определяется интересами самих детей и подростков, ценностями человеческой культуры.
С этой целью программа “Поколение”:
- создаёт дополнительные возможности для развития социальной активности участников, способствует их включению в созидательные общественные процессы;
- способствует объединению значительного воспитательного потенциала семьи и гимназии, приобщению детей к национально-культурным традициям;
- выступает комплексной программой, объединяющей вопросы гражданско-правового, историко-краеведческого, духовно-нравственного, экологического, экономического и туристско-спортивного воспитания и образования;
- является важным средством продвижения в общество гимназистов идей толерантности и ненасилия, единства многообразия культурных традиций наций и народностей страны, сопряжённости интересов различных слоёв общества во имя стабильности и процветания Отечества.
Программа состоит из трёх ступеней: “Тепло родного очага” (1-3 кл.), “Малая Родина – твоё начало” (4-6 кл.), “Пишем летопись своего поколения” (7-11 кл.).
Основой программы является саморазвитие каждого её участника. Это проявляется в самостоятельном выборе направлений: “Семья”, “Забота”, “Спорт и здоровье”, “С любовью к родному краю”, “Друзья мои, прекрасен наш союз”. Участие может быть индивидуальным или коллективным.
Поскольку педагогический смысл формирования гражданской позиции состоит в том, чтобы раскрыть самобытную историю и культуру своего края, включиться в деятельность общественной жизни гимназии, города и различные инициативы, а также развивать коммуникативные способности и самосознание гимназистов, то ожидаемыми результатами программы “Поколение” (для гимназистов прогимназии) являются:
- изучение истории и культуры Югры, овладение понятийным аппаратом, представляющим основные категории современного демократического общества, правового государства, гражданского общества (Конституция, закон, права и обязанности, гражданская инициатива, гражданское самосознание и гражданская позиция и др.);
- формирование уважительного отношения гимназистов к старшему поколению – понимания и заботы, помощи и любви, уважения к их труду, прожитой ими жизни;
- воспитание общей человеческой культуры – доброты, признания достоинства другого человека, желания помогать слабым;
- развитие сознательного отношения к любой работе, а следовательно, и к учёбе – активности, стойкости, терпения, а также стремления нести ответственность за результаты своего туда и уровень благосостояния,
- развитие чувства гражданина своей страны: активного участия в жизни края и своего Отечества, уважения к ценностям гражданского общества;
- воспитание важных черт характера личности: самостоятельности, инициативы, практичности, сильной воли, ответственности, умения доводить до конца начатое дело;
- пробуждение разнородных интересов: туристических, спортивных, познавательных, творческих – активного использования свободного времени, стремления реализовать богатство жизненных возможностей и др.
Воспитывая гражданина, мы прививаем ему определённую систему ценностей. Чтобы определить какие ценности находятся в основании деятельности гимназистов и как изменятся ценностные ориентации после участия в программе “Поколение”, необходимо проанализировать протекание всех вышеизложенных процессов с позиции педагогической науки. Для изучения ценностных ориентаций учащихся мы использовали методику В.А.Ядова “Ценностные ориентации”. Гимназистам было предложено два списка ценностей. Это ценности-цели и ценности-средства.
Математическая обработка позволила определить средние значения каждого параметра (ценности). Это дало возможность проранжировать ценности в порядке их значимости для гимназистов.
Исследованием установлено, что иерархия ценностей-целей доминирует “здоровье”. Другие ценности-цели в порядке их значимости для учащихся выстроились следующим образом: 2.Счастливая семейная жизнь. 3. Активная деятельная жизнь. 4. Наличие хороших и верных друзей. 5. Жизненная мудрость. 6. Материально обеспеченная жизнь. 7. Уверенность. 8. Интересная работа. 9. Любовь. 10. Познание. 11. Общественное признание. 12. Красота природы и искусства. 13. Общая хорошая обстановка в стране. 14. Творчество. 15. Удовольствия. 16. Самостоятельность как независимость в суждениях и поступках. 17. Равенство. 18. Свобода как независимость в поступках и действиях.
Основываясь на полученных данных, попытаемся очертить примерный ценностно-ориентационный портрет гимназиста в современной социальной ситуации развития общества: “Главное в жизни здоровье, являющееся базой для обеспечения счастливой семейной жизни и активной, деятельной жизни. Наличие хороших и верных друзей, жизненная мудрость являются основой уверенности. Материальное благополучие обеспечивается наличием интересной работы и познанием (постоянным расширением кругозора, общей культуры). Любовь, общественное признание при условии стабильной обстановке в стране дают возможность творить и получать удовольствие от жизни. Что касается самостоятельности, переживания прекрасного в природе и искусстве, независимости в действиях и поступках – всё это желательно”.
Теперь обратимся к результатам, полученным при изучении ценностей-средств. Обращение к средним значениям даёт возможность проранжировать инструментальные ценности в порядке их значимости для учащихся прогимназии: 1. Воспитанность. 2. Аккуратность. 3. Образованность. 4. Жизнерадостность. 5. Ответственность. 6. Рационализм. 7. Самоконтроль. 8. Независимость. 9. Честность. 10. Исполнительность. 11. Чуткость. 12. Смелость в отстаивании взглядов, мнений. 13. Терпимость. 14. Твёрдая воля. 15. Высокие запросы. 16. Непримиримость к недостаткам в себе и в других. 17. Широта взглядов. 18. Эффективность в делах.
В иерархии ценностей доминируют воспитанность, аккуратность и образованность. Это показывает, во-первых, что в реальной жизни гимназисты более всего ценят отношения между людьми, основанные на вежливости и хороших манерах. Для них особое значение имеет образованность. Во-вторых, данные ценности отвечают потребностям гимназистов в другом человеке, которого они хотели бы видеть воспитанным, аккуратным и образованным. В-третьих, будучи мотивами взаимодействия и деятельности, данные ценности составляют морально-ценностные представления учащихся. Можно полагать, что это истинные ценности-средства, с помощью которых гимназисты стремятся созидать жизнь, достойную человека.
Наше исследование предполагало также выявление представлений учащихся о глобальных проблемах современного мира, вернее, о возможности решения этих проблем молодым поколением. Гимназистам было предложено десять вопросов, на каждый из которых следовало ответить положительно или отрицательно. Результаты этого исследования приведены в таблице. Исследование показало:
- 97% опрошенных считают, что только усилия всех людей, сложенные вместе, спасут человечество от возможной экологической катастрофы;
- 91% полагает, что человеку следует начать с себя, чтобы изменить мир к лучшему;
- 88 % согласны с тем, что человек должен прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, чтобы не навредить будущим поколениям;
- 84% учащихся считает, что высшей целью развития науки и техники является человек, улучшение его жизни;
- 72%уверены, что только путём межкультурного общения можно предотвратить новые этнические конфликты;
- 65% согласны с тем, что грядущее столетие должно стать веком гуманности, иначе человечество уничтожит само себя.
Нетрудно заключить, что в сознании гимназистов относительно глобальных проблем современности преобладает гуманистическая система ценностей. Таким образом, мы считаем, что программа “Поколение”, являясь органическим звеном в учебно-воспитательным процессе нашей гимназии, будет способствовать созданию условий для воспитания личности с высоким уровнем гражданской и духовной культуры, для саморазвития гимназиста как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности.
Литература:
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
- Бездухов В.П., Воронцов А.В. Теория и практика приобщения учащихся к ценностям. Самара. Издательство СамГПУ, 2002 – 192 с.
- К истокам гражданственности. Социально-педагогические основы движения юных граждан “Наследники”. Казань. РИЦ “Школа”, 2003 – 104 с.
- Н.Е. Щуркова. Классное руководство: теория, методика, технология. М.: Педагогическое общество России, 2000 – 256 с.