Тема урока: "Время"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели и задачи урока

  • Исследовать понятие “Время”, “Вечность”, взаимосвязь между временем и пространством и отношения между этими понятиями.
  • Сравнивать по разным критериям.
  • Обобщать по существенным признакам.

Абсолютное и относительное время. Абсолютное – никак не зависело от материальных процессов в мире, было абсолютно. Относительное время выражало длительность конкретных процессов (Н. Ньютон).

Гегель, Платон время противопоставлял вечности время – нечто конечное, ограниченное, присущее переходящему миру.

Кант – время – субъективная форма сознания. Русский православный философ С.Н. Булгаков связал время с вечностью. В любом миге бытия просвечивает вечность, целостная и неделимая, в которой нет настоящего, прошлого, будущего, но все, что бывает вневременно есть. Временность – есть прерывность.

Осознанное отношение к любому утверждению, принятие доказательств в качестве критерия обоснованности этого утверждения к логически корректному рассуждению и диалогу. Способность самостоятельно узнавать и отвечать на вопросы. Выбор продуктивного пути решения проблемы.

Используют, изучают, формируют понятия абстрактных слов.

Добро, зло, время, вечность.

Время – план обсуждения.

- Можешь ли ты образно представить время?

- Означает ли, что этот образ времени и есть время?

- Мы движемся во времени или время движется в нас?

- Можно ли жить вне времени?

- Время года – это часть времени или четыре разных времени года?

- У животных есть время?

- Почему время течет по-разному на нашей планете для кошки, для человека, для бабочки-однодневки. Может быть общее время?

- Почему время в космосе течет медленнее?

- Время зависит от чувств человека?

- Для нас иногда время “летит”, иногда “тащится как черепаха”, иногда останавливается. Можно остановиться во времени?

- Что такое вечность? Это связано с понятием “время”?

- Есть ли у вечности начало?

- Можно время соотнести с пространством?

- Чем похожи вечность и бесконечность? В чем их различие?

- Какого размера должно быть терпение учителя, если ученики вечно болтают?

Задание: Есть условный знак ?. Придумайте условный знак вечности. Обоснуйте.

Упражнение: Можно память человека назвать машиной времени? Попробуй создать свой проект машины времени.

Мы часто употребляем слово “время”. Вместе с тем, это философское понятие. Комиссаров Роман (6 “а” класс) решил обобщить полученные представления на уроках философии о времени и исследовать с разных сторон, высказать свое мнение. Этой работой Роман занимается второй год, и она не теряет своей актуальности, и может появляться еще больше вопросов, на которые надо искать ответы. На уроках Рома может и не так много говорит, но он все время думает, и работа тому свидетельство.

Время

Раньше время никем не измерялось. Шло ли оно по-другому, и если по-другому, могут ли тогда люди сказать точно, сколько лет существует наша планета? 6 миллионов... миллиардов лет? А если точно?

На нашей планете время для разных существ течет по-разному. Почему? Что влияет на течение времени?

За год человеческой жизни собака проживет 6 лет. Кошка, считается, проживет 7 лет. Ворон - полгода. Черепаха - 3 месяца, а жизнь бабочки-однодневки всего один день. При одних и тех же условиях для разных животных время течет по-разному.

Выдвигается несколько версий.

Одна из них: “Сказывается развитие организма, течение крови, образ жизни, еда и пищеварение”.

На каждое предположение не может быть однозначного ответа. Например, пишут: “У них одинаковы пищеварение, образ жизни схож, но ворон питаясь падалью, живет 300 лет, а орел ест только свежатину и живет 25 лет.

Черепаха медленно двигается - экономит энергию, и поэтому дольше живет. Предположим, что червь или паук двигаются не быстрее, а жизнь их короче”.

Вопросов много, версий много, а ответы приходится искать и искать.

Существует ли время в космосе? Как оно там измеряется? Если по-другому, что на это влияет? Из литературы мы знаем, что время в космосе течет медленнее, люди возвращаются не постаревшими.

Что на это влияет?

Выдвигаются предположения:

  1. Притяжение Земли.
  2. Влияние атмосферного давления.
  3. Может прохождение солнечного света?
  4. Может ли что-либо быть вне времени?

Возможно, где-то в космосе существует такое место, где нет времени? Или только Бог существует вне времени и пространства?..

Мы пробовали сочинить сказку “Жить вне времени”, это удивительно непривычно и в то же время как-то странно и страшно, и невозможно на нашей планете. Мы придумывали разные планеты, пространства, встречи людей, живущих вне времени, молодость и красоту без времени и старения. Но как же может человек из младенца развиваться во взрослого, если нет времени, он же не может сразу рождаться взрослым и красивым. Одна сказка заключалась в том, что красивых людей забирают готовыми с планеты “Земля” и поселяют их жить вне времени.

В шестом классе мы обсуждали вопрос “Вечность”. До этого мы говорили, что такое начало и конец линии, круга, дерева, палки - не только в пространстве, но и во времени.

Движение по спирали имеет начало. Где будет конец? он ведь должен быть? Но некоторые говорили, что если у линии нет конца, значит и у спирали его нет.

После обсуждения вопроса “Вечность” мы решили, что человеку почти невозможно понять это, даже представить. Это как огромная тайна, которая возможно откроется человеческому разуму через несколько лет, а может быть и ... миллионов лет.

Есть знак бесконечности. Мы постарались придумать знак “Вечность”:

1. Когда начали измерять время?

На этот вопрос было два мнения: некоторые считают, что время раньше не измеряли вообще, но другая половина нашей группы считает, что раньше времени вообще не было, а только оно появилось его начали измерять. Вообще, я сама считаю- да, время существовало, но все-таки люди не могли точно определить и подсчитать его. Еще кто-то сказал, что его просто измеряют все по-разному, то из этого следует:

Если люди по-разному измеряли время, то значит время текло по-разному?

На данный вопрос мнение группы тое разделилось. Некоторые считают, что время всего лишь одно и утверждают, что времен не может быть много, но вторая часть настойчиво пыталась из разубедить, утверждая и приводя доводы, что у каждого города допустим в данный момент совсем разные дни недели, разное время и наконец разное число.

Я сама поддерживаю мнение первой части группы и согласна с ними.

Следующий вопрос был таков:

Существует ли само время или только единицы измерения времени?

На такой вопрос у всех сложилось одно окончательное мнение, что время конечно, не существует, и не может быть никаких возражений, а что касается единиц измерения, почти все утверждают, что умные люди придумали единицы измерения для того, чтобы нам и будущему поколению было легче ориентироваться в прошлом, в настоящем, в будущем. Сама я тоже присоединяюсь к их мнениям.

Приложение