Тема урока: "Культура и мышление"

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель:

1. Исследовать взаимосвязь между понятиями "культура" и "мышление".

Формировать навыки:

2. Cтроить собственные рассуждения путем логических приемов.

3. Обобщать и делать умозаключения, выводы.

4. Устанавливать причинно- следственные связи части и целого и другие отношения.

5. Сопоставление двух и более подходов к объяснению одного и того же явления.

6. Умение сравнивать с помощью метафоры.

Развивать:

7. Культуру мышления.

Тип урока – дискуссия

I. Повторение материала прошлого урока.

1. Что вы знаете о культуре?

Кого называем культурным человеком?

Что такое культура?

Обсуждение рисунков соотношения собственной культуры с общим понятием культуры.

2. Что вы знаете о мышлении?

Мысли всегда реальны?

Объясните взаимосвязь между мыслями и мышлением.

а) Процесс и результат.

б) Часть и целое.

в) Средство и цель.

Определить эти отношения в рисунках детей "Мысли и мышления".

II. Исследование взаимосвязи культуры и мышления.

– Как люди учатся лучше мыслить?

– Можно научить мыслить или это заложено в нас с рождения?

(Одни философы говорят, что в сознании человека при рождении – это чистый лист. Опыт оставляет следы мышления.

Другие философы утверждают, что прежде любого опыта, любого действия уже существует мысль, т.е. мысль не происходит из опыта, сначала мысль – потом опыт).

Существуют ли правила для мышления?

– Можно ли, нарушая правила мышления, хорошо мыслить?

– Лучше думать на математике, на литературе. Думать лучше на рисовании, музыке.

– Можно сравнивать эти мышления?

– Много ли думает ученый при выведении закона?

– Хорошо надо думать ученику, чтобы понять этот закон?

– Надо ли думать художнику над созданием картины?

– Где ученику надо думать больше, чтобы понять закон или понять картину?

(Обсуждение картины Пабло Пикассо и Малевича)

(Эти картины призывают к работе не глаз, а воображение, способное преодолевать препятствия, уноситься за пределы видимого.

Художник рассчитывает на особый дар сверхвидения, способность проникнуть сквозь крепостную кладку переднего плана, пробиться к замурованным в ней образам.

Мышление и зримое разошлись на противоположные позиции. Сам Пикассо называл прием этот обман ума. Малевич призывает работать, чтобы совершенствовать ум, т.к. чувства деформируют ум. Надежности нет ни в чем, кроме концепций, созданных умом.

Смотреть надо картины разумным глазом).

– Кому труднее думать: композитору, который сочиняет музыку, исполнителю или слушателю?

– Когда происходит наслаждение, удовольствие искусством?

III. Игра "Кто хочет стать миллионером?"

Вопрос № 1

Определите варианты взаимосвязи культуры и мышления.
Какое утверждение верно?

а) мышление определяет содержание культуры;

б) культура определяет содержание мышления;

в) содержательная часть мышления и культуры находятся в зависимости друг от друга;

г) культура и мышление развиваются независимо друг от друга.

Есть одна подсказка: помощь зала. Докажите свой выбор.

IV. Сравнение

Используя ответ игры, сравните культуру и мышление с помощью метафоры. Культура и мышление: как две электростанции дающие ток заводу; как краски и картина для художника; почва и вода для цветка.

V. Игра "Кто хочет стать миллионером?"

Вопрос № 2

Определите варианты взаимосвязи ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ, ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ, СРЕДСТВО И ЦЕЛЬ, ВЗАИМОСВЯЗЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ в словосочетании "культура мышления". Изменится ли отношение в сравнении с первым вариантом? Объясните и докажите свой выбор.

VI. Дилемма: почему люди думают лучше, но меньше открытий в мире?

– Люди думают лучше, но не понимают высокое искусство. Об этом подумайте и обсудим на следующем уроке.

Приложение к уроку. Теоретический материал.

Мышление – многие считают, что это само собой разумеющееся. Одна из целей курса – заставить детей думать о своем мышлении и научить их мыслить лучше.

Когда мыслим – рефлексируем по поводу нашего опыта. Анализируя уже имеющийся опыт, мы пытаемся понять, как нам улучшить свой будущий опыт. Мышление – инструмент для улучшения нашей жизни.

Мышление – опыт, может служить сам себе, оно самодостаточное.

Поможем детям, если заставим осознать, что мышление – это инструмент для осуществлений каких-то целей и мышление – это то, что само по себе может доставить радость.

Мы осознаем себя через свои мысли, но трудно зафиксировать свои мысли и исследовать их. Они очень непостоянные и верткие. Какова взаимосвязь между мыслями и мышлением, с одной стороны, и между мыслями и разумом, с другой. Вероятно, наш разум состоит из мысли. Значит ли это, что мышление состоит из мысли? И могут ли в нашем разуме содержаться такие мысли, которые мы не осознаем?

Более того, находятся ли мышление и мысли в той взаимосвязи, что процесс и результат его, либо соотносятся как целое и часть, либо являются средством и целью?

Сбиты с толку, но при обсуждении природы мышления будет больше пользы, чем вреда. Приходится думать – значит, приходится думать лучше. Воображение – форма мышления.

Иногда наши размышления будто несутся, как поток, а иногда делятся на части, которые мы называем мыслями. Мысли могут быть разные: воспоминания, фантазии, теории, планы и т.д. Идея – означает "существует блокировка мысли", расстройство планов, к которым адресована идея, и для которых она представляет решение или объяснение.

Бывает блокировка мышления, к которому адресована идея мышления. Когда мы определяем идею, как возможный путь решения проблемы, мы определяем ее с точки зрения ее последствий. Мы не принимаем во внимание ее психические причины. Не совсем понятно, как "приходят к нам идеи", либо каковы условия, при которых они возникают. Обсуждаются идеи с точки зрения того, как они работают, подобно ли это тому, как действуют гипотезы в процессе исследования.

Мышление может быть испытывающим, метафорическим, аналитическим, интуитивным, тщательным, практическим, теоретическим, отвлеченным.

Качество мышления не зависит от его типа.

Типы мышления: поэтический, мечтательный, аналитический, художественный.

Некоторые философы выступают против понимания мышления как представления, призывая отучать мыслить наглядно, ибо мышление в картинках – это неполноценное мышление. Философия призвала перейти от представляющей мысли к мыслящей мысли. У Хайдеггера есть работа "Вещь", которая показывает сущность мыслящей мысли в ее отличии от мысли представляющей. С точки зрения представляющей мысли сущность кувшина – в стенках, которые лепит гончар. С точки зрения мыслящей мысли эта сущность не в стенках, а в пустоте, которую стенки охватывают. Но что такое пустота? Пустота кувшина выполняет две функции: в ней можно что-то хранить и из нее можно что-то наливать. Можно хранить воду: вода берется из росы, выпадающей с неба, и из источника, рождающегося в дремотной темноте земли. Таким образом, земля и небо входят в сущность кувшина. Эту суть никаким наглядным представлением не охватишь, ни в какой картине не увидишь. Мыслящая мысль не производит картинок, а пытается ухватить потаенную суть вещей.

Таблицы на доске

КУЛЬТУРА – СУММА НАИЛУЧШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ

КУЛЬТУРА – это ЛИШЬ ТОНЕНЬКАЯ ЯБЛОЧНАЯ КОЖУРА НАД РАСКАЛЕННЫМ ХАОСОМ

Ф. НИЦШЕ

МЫШЛЕНИЕ – ЭТО НОВОЕ СОТВОРЕНИЕ МИРА МЫСЛИ КРЫЛЬЯ ДУШИ

МЫШЛЕНИЕ – СПОСОБНОСТЬ К ПОЗНАНИЮ ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЯ

КАКОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ СПРАВЕДЛИВО?

КУЛЬТУРА
ОПРЕДЕЛЯЕТ
СОДЕРЖАНИЕ
МЫШЛЕНИЯ

КУЛЬТУРА И
МЫШЛЕНИЕ
РАЗВИВАЮТСЯ
НЕЗАВИСИМО
ДРУГ ОТ ДРУГА

СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ МЫШЛЕНИЯ
И КУЛЬТУРЫ
НАХОДЯТСЯ В
ЗАВИСИМОСТИ
ДРУГ ОТ ДРУГА

МЫШЛЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЯЕТ
СОДЕРЖАНИЕ
КУЛЬТУРЫ

ВАРИАНТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ

ВИДЫ СООТНОШЕНИЙ

ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ

ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ

СРЕДСТВО И ЦЕЛЬ

ВЗАИМОСВЯЗЬ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ