Цель:
1. Исследовать взаимосвязь между понятиями "культура" и "мышление".
Формировать навыки:
2. Cтроить собственные рассуждения путем логических приемов.
3. Обобщать и делать умозаключения, выводы.
4. Устанавливать причинно- следственные связи части и целого и другие отношения.
5. Сопоставление двух и более подходов к объяснению одного и того же явления.
6. Умение сравнивать с помощью метафоры.
Развивать:
7. Культуру мышления.
Тип урока – дискуссия
I. Повторение материала прошлого урока.
1. Что вы знаете о культуре?
Кого называем культурным человеком?
Что такое культура?
Обсуждение рисунков соотношения собственной культуры с общим понятием культуры.
2. Что вы знаете о мышлении?
Мысли всегда реальны?
Объясните взаимосвязь между мыслями и мышлением.
а) Процесс и результат.
б) Часть и целое.
в) Средство и цель.
Определить эти отношения в рисунках детей "Мысли и мышления".
II. Исследование взаимосвязи культуры и мышления.
– Как люди учатся лучше мыслить?
– Можно научить мыслить или это заложено в нас с рождения?
(Одни философы говорят, что в сознании человека при рождении – это чистый лист. Опыт оставляет следы мышления.
Другие философы утверждают, что прежде любого опыта, любого действия уже существует мысль, т.е. мысль не происходит из опыта, сначала мысль – потом опыт).
– Существуют ли правила для мышления?
– Можно ли, нарушая правила мышления, хорошо мыслить?
– Лучше думать на математике, на литературе. Думать лучше на рисовании, музыке.
– Можно сравнивать эти мышления?
– Много ли думает ученый при выведении закона?
– Хорошо надо думать ученику, чтобы понять этот закон?
– Надо ли думать художнику над созданием картины?
– Где ученику надо думать больше, чтобы понять закон или понять картину?
(Обсуждение картины Пабло Пикассо и Малевича)
(Эти картины призывают к работе не глаз, а воображение, способное преодолевать препятствия, уноситься за пределы видимого.
Художник рассчитывает на особый дар сверхвидения, способность проникнуть сквозь крепостную кладку переднего плана, пробиться к замурованным в ней образам.
Мышление и зримое разошлись на противоположные позиции. Сам Пикассо называл прием этот обман ума. Малевич призывает работать, чтобы совершенствовать ум, т.к. чувства деформируют ум. Надежности нет ни в чем, кроме концепций, созданных умом.
Смотреть надо картины разумным глазом).
– Кому труднее думать: композитору, который сочиняет музыку, исполнителю или слушателю?
– Когда происходит наслаждение, удовольствие искусством?
III. Игра "Кто хочет стать миллионером?"
Вопрос № 1
Определите варианты взаимосвязи культуры и
мышления.
Какое утверждение верно?
а) мышление определяет содержание культуры;
б) культура определяет содержание мышления;
в) содержательная часть мышления и культуры находятся в зависимости друг от друга;
г) культура и мышление развиваются независимо друг от друга.
Есть одна подсказка: помощь зала. Докажите свой выбор.
IV. Сравнение
Используя ответ игры, сравните культуру и мышление с помощью метафоры. Культура и мышление: как две электростанции дающие ток заводу; как краски и картина для художника; почва и вода для цветка.
V. Игра "Кто хочет стать миллионером?"
Вопрос № 2
Определите варианты взаимосвязи ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ, ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ, СРЕДСТВО И ЦЕЛЬ, ВЗАИМОСВЯЗЬ, САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ в словосочетании "культура мышления". Изменится ли отношение в сравнении с первым вариантом? Объясните и докажите свой выбор.
VI. Дилемма: почему люди думают лучше, но меньше открытий в мире?
– Люди думают лучше, но не понимают высокое искусство. Об этом подумайте и обсудим на следующем уроке.
Приложение к уроку. Теоретический материал.
Мышление – многие считают, что это само собой разумеющееся. Одна из целей курса – заставить детей думать о своем мышлении и научить их мыслить лучше.
Когда мыслим – рефлексируем по поводу нашего опыта. Анализируя уже имеющийся опыт, мы пытаемся понять, как нам улучшить свой будущий опыт. Мышление – инструмент для улучшения нашей жизни.
Мышление – опыт, может служить сам себе, оно самодостаточное.
Поможем детям, если заставим осознать, что мышление – это инструмент для осуществлений каких-то целей и мышление – это то, что само по себе может доставить радость.
Мы осознаем себя через свои мысли, но трудно зафиксировать свои мысли и исследовать их. Они очень непостоянные и верткие. Какова взаимосвязь между мыслями и мышлением, с одной стороны, и между мыслями и разумом, с другой. Вероятно, наш разум состоит из мысли. Значит ли это, что мышление состоит из мысли? И могут ли в нашем разуме содержаться такие мысли, которые мы не осознаем?
Более того, находятся ли мышление и мысли в той взаимосвязи, что процесс и результат его, либо соотносятся как целое и часть, либо являются средством и целью?
Сбиты с толку, но при обсуждении природы мышления будет больше пользы, чем вреда. Приходится думать – значит, приходится думать лучше. Воображение – форма мышления.
Иногда наши размышления будто несутся, как поток, а иногда делятся на части, которые мы называем мыслями. Мысли могут быть разные: воспоминания, фантазии, теории, планы и т.д. Идея – означает "существует блокировка мысли", расстройство планов, к которым адресована идея, и для которых она представляет решение или объяснение.
Бывает блокировка мышления, к которому адресована идея мышления. Когда мы определяем идею, как возможный путь решения проблемы, мы определяем ее с точки зрения ее последствий. Мы не принимаем во внимание ее психические причины. Не совсем понятно, как "приходят к нам идеи", либо каковы условия, при которых они возникают. Обсуждаются идеи с точки зрения того, как они работают, подобно ли это тому, как действуют гипотезы в процессе исследования.
Мышление может быть испытывающим, метафорическим, аналитическим, интуитивным, тщательным, практическим, теоретическим, отвлеченным.
Качество мышления не зависит от его типа.
Типы мышления: поэтический, мечтательный, аналитический, художественный.
Некоторые философы выступают против понимания мышления как представления, призывая отучать мыслить наглядно, ибо мышление в картинках – это неполноценное мышление. Философия призвала перейти от представляющей мысли к мыслящей мысли. У Хайдеггера есть работа "Вещь", которая показывает сущность мыслящей мысли в ее отличии от мысли представляющей. С точки зрения представляющей мысли сущность кувшина – в стенках, которые лепит гончар. С точки зрения мыслящей мысли эта сущность не в стенках, а в пустоте, которую стенки охватывают. Но что такое пустота? Пустота кувшина выполняет две функции: в ней можно что-то хранить и из нее можно что-то наливать. Можно хранить воду: вода берется из росы, выпадающей с неба, и из источника, рождающегося в дремотной темноте земли. Таким образом, земля и небо входят в сущность кувшина. Эту суть никаким наглядным представлением не охватишь, ни в какой картине не увидишь. Мыслящая мысль не производит картинок, а пытается ухватить потаенную суть вещей.
Таблицы на доске
КУЛЬТУРА – СУММА НАИЛУЧШИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ
КУЛЬТУРА – это ЛИШЬ ТОНЕНЬКАЯ ЯБЛОЧНАЯ КОЖУРА НАД РАСКАЛЕННЫМ ХАОСОМ
Ф. НИЦШЕ
МЫШЛЕНИЕ – ЭТО НОВОЕ СОТВОРЕНИЕ МИРА МЫСЛИ КРЫЛЬЯ ДУШИ
МЫШЛЕНИЕ – СПОСОБНОСТЬ К ПОЗНАНИЮ ЧЕРЕЗ ПОНЯТИЯ
КАКОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ СПРАВЕДЛИВО?
КУЛЬТУРА
ОПРЕДЕЛЯЕТ
СОДЕРЖАНИЕ
МЫШЛЕНИЯ
КУЛЬТУРА И
МЫШЛЕНИЕ
РАЗВИВАЮТСЯ
НЕЗАВИСИМО
ДРУГ ОТ ДРУГА
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ
ЧАСТЬ МЫШЛЕНИЯ
И КУЛЬТУРЫ
НАХОДЯТСЯ В
ЗАВИСИМОСТИ
ДРУГ ОТ ДРУГА
МЫШЛЕНИЕ
ОПРЕДЕЛЯЕТ
СОДЕРЖАНИЕ
КУЛЬТУРЫ
ВАРИАНТЫ ВЗАИМОСВЯЗИ
ВИДЫ СООТНОШЕНИЙ
ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ
ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ
СРЕДСТВО И ЦЕЛЬ
ВЗАИМОСВЯЗЬ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ЧАСТИ