Цель: Знакомство с географическим положением, рельефом, природой Южной и Центральной Европы.
Оборудование:
- политическая карта Европы, физическая карта Европы, учебники Е.Ю.Еськов “Земля и люди”;
- на столах: атласы, карточки с заданиями, древняя карта Римской Империи, репродукция картины К.Брюллова “Последний день Помпеи”;
- реактивы и декорации для опыта “вулкан”.
Ход урока
1. Постановка проблемы и актуализация знаний.
(проводится в форме диалога)
(в скобках даны примерные ответы учащихся)
(названия, в рамку, вывешиваются на доске по мере их появления в плане)
1. Ребята, вы любите разгадывать кроссворды?
- Перед вами кроссворд, в котором зашифровано одно географическое название. Попробуйте его отгадать <Приложение1>
2. О чем мы сегодня будем говорить на уроке? – (Об Италии)
- Об Италии, да не совсем. Ведь это она сегодня Италия, а как раньше называлось государство, расположенное на территории современной Италии? – (Римская Империя)
- А почему “римская”? – (Главный город – Рим)
- Кто-нибудь знает, как ещё называют Рим? – (“Вечный город”)
- А почему “вечный”? – (Он очень древний)
- Верно, Рим, да и сама Римская Империя возникли очень давно, более 2000 лет тому назад.
- А кто-нибудь из вас или ваших родителей пользуется географическими знаниями в своей жизни? Где?
- А раньше люди ими пользовались? А в Римской Империи?
- Как мы можем сформулировать тему сегодняшнего нашего урока? – (Географические знания в Римской Империи)
2. Поиск решения.
1. Что вы знаете о Римской Империи?
- Возможно, сегодня вы впервые познакомитесь с этой великой державой, а затем на других уроках в старших классах продолжите своё знакомство с Римской Империей.
2. Давайте вместе составим план нашей работы по изучению Римской Империи.
- С чего бы вы начали изучение какого-либо государства, в том числе и Римской Империи? – (Где находится), т.е. географическое положение.
- Что ещё? – (Горы, реки, озёра и т.д.), т.е. рельеф.
- А как география стала наукой? – (В результате накопления географических знаний, в Греции)
- Как добывались географические знания? – (В ходе путешествий)
- А римляне? Что они хуже греков? Как у них обстояли дела с географическими исследованиями?
- Верно, они тоже организовывали разные экспедиции и походы, только они носили не научно-исследовательский характер, а чаще – военный. Римляне - воинственный народ, южные, темпераментные люди, они стремились, завоевывать новые земли, стремясь расширить границы всемогущей Римской Империи. Как вы думаете, к чему привели эти стремления с географической точки зрения? – (К открытию новых земель), т.е. третий пункт плана – Открытия римлян.
(На доске – тема урока и вопросы, которые предстоит изучить на уроке)
3. Совместное открытие знаний.
1. Как вы думаете, что значит географическое положение? – (Где на карте… и что вокруг….)
2. Работа с атласами:
- Кто может сразу найти Римскую Империю на карте атласа (Римская Империя – древнее государство, а мы пользуемся современными атласами)?
- Римская Империя была расположена на территории современной Италии.
- Показать на карте Европы у доски.
3. Где же расположено это государство, каково ее географическое положение? – На Апеннинском полуострове.
4. Что такое полуостров? – (часть суши, с трех сторон окруженная водой)
5. Чем омывается этот полуостров? – Средиземным морем.
Римская Империя, т.е. древняя Италия, по своей территории была намного больше современного государства. <Приложение2> Римская Империя завоевала всё Средиземноморье, т.е. всё побережье Средиземного моря и вторглась в Центральную Европу. Много разных трудностей встретилось на пути римлян, ведь им не были знакомы эти земли. Но с другой стороны у этих походов были и свои плюсы. Вот об этом наша дальнейшая работа.
3.1. Работа в группах.
1. 1 и 3 группы, работая с §6 часть 1(стр.144-145), изучают рельеф Римской Империи и заполняют задание №1 на карточке. <Приложение3>
2. 2 и 4 группы, работая с §6 часть 2(стр.145-146), изучают открытия римлян и заполняют задание №2 на карточке. <Приложение3>
3. После работы, в ходе обсуждения все задания в карточках должны быть заполнены.
3.2. Обсуждение работы в группах по вопросам.
1. Что вы узнали о рельефе Римской Империи? – (Большая часть полуострова занята горами, некоторые из них вулканы).
- Что такое вулкан, кратер?
- Какой самый известный и разрушительный вулкан находится на территории Италии? – (Везувий)
- Дополнительная информация: Самый известный вулкан – Везувий _ считался потухшим до 79 года, тогда-то и произошли трагические события, изображенные на картине Карла Брюллова “Последний день Помпеи”. Люди в Помпеи погибли от удушливых газов, огня, лавы, каменных обломков, пепла. Сейчас на месте тел пепле образовались пустоты. Если эти пустоты залить гипсом, то можно получить слепки людей того времени.
- Рассмотреть репродукцию;
- Что представляют собой острова Средиземного моря? – (Вершины вулканов)
- Дополнительная информация: Средиземноморье – район действующих вулканов. Самый активный и самый высокий вулкан Этна находится на о.Сицилия. Один из вулканов, который называется Стромболи, служил в древности маяком, т.к. над его вершиной все время был виден огонь – слабые извержения происходили ежедневно. А вот среди островов в Средиземном море есть остров Вулкано (Вулькано), который дал имя всем вулканам.
- А кто-нибудь видел извержение вулкана? - (Опыт “вулкан” - разложение дихромата калия).
2. Какие открытия можно присвоить древним римлянам? Как это было?
- Что им повстречалось на пути? – Горы Альпы, водопады, хребты, перевалы.
- Что такое водопады, хребты, перевалы?
- Высочайшая вершина Альп? – (г.Монблан)
- Какая картина открылась перед ними с Альп? – (Центральная Европа)
- Чем же так поразила их эта природа? Чем она отличается?
- Альпы – климатораздел, разделяющий территории с различным климатом. Наверное, очень интересно стоять на вершине Альп и с разных сторон наблюдать разную природу.
- Вот какие географические открытия совершали древние римляне. Но многие научные достижения древности, в т.ч. и связанные с географией, были забыты, т.к. на воинственных римлян нашлись ещё более воинственные германские племена и 1500 лет назад Рим пал. Но об этом вы узнаете на уроках истории.
4. Подведение итогов работы.
1. Что мы сегодня изучали на уроке?
2. Какие вопросы о Римской Империи мы рассматривали на уроке?
3. Что самое главное вы узнали?
5. Домашнее задание.
§6, задания 23 и 24 в рабочей тетради, по заданиям 27 – 30 подготовиться к контрольной работе.