Дифференцированный подход к обучению школьников на уроках химии

Разделы: Химия


1. Введение

Наше время отмечено глубокими преобразованиями во всех сферах жизни людей: материальном производстве, общественных отношениях, духовной культуре. Грандиозные задачи конца нынешнего и начала грядущего столетия будут решать те, кто сегодня садится за школьную парту. В связи с этим от школы требуется формирование у учащихся таких черт, как гибкость мышления, изобретательность, чувство нового, чувство выбора. Такие черты характерны для человека, обладающего научным мировоззрением. Исходя из этого, следует считать, что общество требует от школы воспитывать у учащихся научное мировоззрение. Поэтому и концепция школьного химического образования должна быть направлена на решение именно этой задачи.

Объективная реальность нашего времени – необходимость использования эффективных форм и методов обучения. Традиционные приемы во многом устарели, не способны обеспечить мотивацию обучения, сотрудничество и эффективную обратную связь учителя и учащихся, возможность действенного управления учебным процессом.

Чтобы достичь поставленных перед школой задач, необходимо совершенствовать и находить новые методы обучения, обращать большое внимание на средства повышения эффективности преподавания.

Одним из важнейших звеньев процесса обучения химии является активизация познавательной деятельности учащихся, развитие их внимания, памяти, мышления, речи, а также стимулирование интереса к изучению предмета, возможно и выбора профиля ориентированного на изучение именно этого предмета, в свете профильного образования обучающихся на старшей ступени. Правильное сочетание организационных форм, методов и методических приемов, способствующих формированию у учащихся сравнительно-элементарных, научно-правильных представлений и понятий о предметах и явлениях, происходящих вокруг нас, обеспечивает накопление систематизированного запаса основных химических знаний, которые, в свою очередь, становятся базой для новых понятий, суждений и выводов, раскрывающих в объеме, доступном для обучающихся, основные законы жизни и развития органического мира.

В настоящее время наиболее перспективной и эффективной педагогической технологией обучения химии остается дифференцированный подход обучения школьников, основанный на личностно-ориентированном характере образования.

2. Программа введения новации

Планируя работу по введению технологии, необходимо исходить из того, что новационные идеи состоят в построении индивидуализированных систем обучения, превращений знаний в инструмент творческого освоения мира, во включении научно исследовательской, творческой, поисковой деятельности в процессе обучения.

Тема: “Использование элементов технологии уровневой дифференциации на уроках химии”, в основе, которой лежит личностно-ориентированный подход в обучении учащихся, как-то:

  • гибкое управление учебно-познавательной деятельностью;
  • выявление проблем, препятствующих повышению эффективности обучения и развитию личности.

Причины:

  • различие интересов учащихся (три направления: экономическое, историко-юридическое, филологическое);
  • различие уровня умственного развития (репродуктивный, конструктивный, творческий);
  • различие личностно-психологических факторов (мышление, характер, темперамент).

Деление на гомогенные группы (по способностям, по интересам или др.) позволяет более эффективно работать с теми учащимися, у которых не велик интерес в изучении химии, а также реализуется желание сильных и заинтересованных учащихся быстрее и глубже продвинуться в образовании. Возникает потребность в поиске путей решения задачи: как при уменьшении числа предметных часов не потерять те качества, которые предмет — химия — может формировать в силу специфики, и как перестроить учебный процесс на достижение всеми учащимися базового уровня образования, а для заинтересованных учащихся более высоких результатов.

Цель:

  • использовать технологию разноуровневого обучения;
  • обеспечить полное усвоение учащимися базисного компонента образования, а также выше базисного;
  • обеспечить возможность для развития личности ученика и его эффективного учения.

Задачи:

  • разработать технологию дифференцированного обучения, проблемный подход;
  • обосновать распределение времени на учебном занятии на самостоятельную работу учащихся, работу в диалоге, в группе;
  • выявить место разноуровневых занятий в целостном учебном процессе;
  • выявит условия повышения эффективности обучения и развития учащихся;
  • разработать методические рекомендации по использованию технологии дифференцированного обучения.

Проблемы: повышению эффективности обучения и развитию личности каждого ученика препятствует:

  • преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения;
  • фронтальные формы обучения;
  • низкий уровень познавательной самостоятельности учащихся;
  • низкий уровень мотивации учения.

4. Последовательность действий

Начинать следует с представления своего учебного курса как системы, т.е. провести первичное структурирование содержания. Когда в структуре содержания будут конкретизированы приоритетные ключевые образовательные идеи, принципы, положения, тогда значительно легче будет отбирать собственно химические знания (поскольку ключевые идеи и принципы исполняют роль стержневых опор, ориентиров, вокруг которых и будет проводиться генерализация, “упаковка” учебного материалов), успешно решать проблему снятия перегрузки и дублирования. С этой целью учитель выделяет стержневые линии целого курса и затем по каждой линии для каждого класса выделяет то содержание, которое будет обеспечивать развитие представлений по рассматриваемой линии.

Стерж. линии

класс

Основные понятия уравнения Формально-оперативная Расчетно-вычислительная
8 кл. простые и сложные вещества, валентность, основные классы неорганических соединений составление уравнений реакций на основе валентности и зависимости свойств реагирующих веществ з-н постоянства состава веществ, з-н сохранения массы веществ, периодический з-н количество вещества, молярная масса, массовая доля, тепловой эффект
9 кл. электролит, степень окисления, группы сходных элементов составление уравнений реакций на основе теории электролитической диссоциации периодический з-н, теория электролитической диссоциации, условия течения химических реакций вычисление массы продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке,

выход продукта реакции по сравнению с теоретическим

Следующий шаг состоит в том, чтобы создать разноуровневую программу. Она состоит из комплексной дидактической цели и совокупности дифференцированных учебных занятий.

Тематический блок

Для создания разноуровневой программы необходимо выбрать крупную тему или раздел, разбить на теоретическую и практическую части, в зависимости от их объема распределить часы и изучать раздельно. Это позволит проходить первую, теоретическую часть темы (раздела) быстро, компактно и создавать целостное представление о теме (разделе). Практические задания при этом выполняются на базисном уровне, что позволяет лучше освоить основные понятия, общие законы.

Вторая часть освоения темы (раздела) — это развитие индивидуальных способностей детей на практическом уровне. На первом уроке развития практических умений и навыков дается блок-схема, где выделяются:

  • базис (понятия, законы, формулы, свойства, единицы величин и т.д.);
  • основные умения ученика на первом уровне;
  • пути перехода на более высокие уровни, закладывающие основу самостоятельного развития каждого ученика по его желанию.

Практическая часть завершается уровневой контрольной работой.

И, наконец, необходимо выделить интегрирующие дидактические цели на трех уровнях для каждого учебного занятия и отобрать содержание. В каждой теме выделяется базис — это тот минимум знаний, который позволит при желании освоить всю тему даже самостоятельно. Минимум — не максимум, и это психологически настраивает учащихся на его освоение (просто стыдно не знать минимум). Минимум не пугает школьников своей объемностью и сложностью. У учащихся возникает настрой — “Это я освою”.

Дидактические задачи

Усвоение понятий Причинно-следственные связи Формирование умений и навыков Мировоззренческие идеи

 

1

ученик знает основные определения, понятия, может оперировать ими в знакомой ситуации ученик может выявить причинно-следственные связи с помощью учителя ученик знает состав и последовательность действий, использует умения по образцу первоначальное фиксирование прямых и обратных связей между объектами и явлениями
 

 

 

2

ученик знает определения, понятия, их содержание существенных признаков, связей и отношений между признаками, умеет использовать понятия в новой ситуации ученик умеет самостоятельно выявить причинно-следственные связи в репродуктивной ситуации ученик умеет использовать умения и навыки в конструктивной ситуации активная мыслительная деятельность, анализ, абстрагирование, обобщение, систематизация объектов и явлений.
 

3

ученик умеет самостоятельно применять понятия в новой ситуации творческое применение знаний, перенос приемов по установлению п.с. связей в новую учебную ситуацию ученик практически использует умения и навыки в любой учебной ситуации Самостоятельное обобщение мировоззренческих идей и свободное применение знаний к новым объектам и явлениям

Дифференцированное обучение должно просматриваться на каждом уроке и на всех его этапах.

Если это урок — урок предъявления нового материала, то необходимо выделить три этапа:

  • Основное главное содержание знаний, теоретическая сущность предмета, опорные сведения. Традиционное значение этого этапа состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию (объяснительно-иллюстративный этап). Например, на уроке по теме “Кислоты как электролиты” это будет выглядеть так.

ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Новый материал предлагаем учащимся изучить, работая с карточками – путеводителями, которые лежат на столах. Работая с карточками, учащиеся делают себе пометки в тетрадях. (Работу можно проводить в группах.)

Карточка – путеводитель

СОДЕРЖАНИЕ ФОРМА РАБОТЫ

1.Свойства, определяемые наличием ионов водорода.

Взаимодействие с металлами.

 

 

 

Взаимодействие с оксидами металлов.

 

Взаимодействие с основаниями.

В пробирку поместите кусочек цинка и прилейте раствор кислоты.

Сделайте выводы об увиденном и запишите уравнения реакций в полном ионном и сокращенном виде.

Проанализируйте демонстрационный опыт, сделайте вывод и запишите уравнение ионной реакции.

Проанализируйте демонстрационный опыт, сделайте вывод и запишите уравнение ионной реакции.

2. Свойства, определяемые наличием кислотных остатков.

Качественные реакции. I ряд: к раствору серной кислоты прилейте раствор сульфата бария;

II ряд: к раствору соляной кислоты прилейте раствор нитрата серебра;

III ряд: к раствору ортофосфорной кислоты прилейте раствор хлорида алюминия;

Сделайте выводы об увиденном и запишите уравнения реакций в полном ионном и сокращенном виде.

3. Свойства, обусловленные свойствами молекул кислот, такими как сила кислоты, прочность молекулы, летучесть.

Взаимодействие карбоната кальция с соляной кислотой. Проанализируйте демонстрационный опыт, сделайте вывод и запишите уравнение ионной реакции.

Перед учащимися на первом этапе поставлена задача – овладеть определенными знаниями. Учитель осуществляет на этом этапе общий контроль за работой учащихся, оказывает им оперативную помощь и корректирует их действия.

  • На втором этапе, в основу которого положен эвристический (частично - поисковый) метод обучения, готовим учащихся к самостоятельному решению проблем. Вернемся к уроку “Кислоты как электролиты”.

ОСМЫСЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Работая с карточками-путеводителями, учащиеся составляют отчет (коллективный рассказ) по каждой части карточки. Одновременно вместе со всем классом ведем обсуждение предложенных отчетов.

Обсуждение химических свойств кислот дополняем лабораторными и демонстрационными опытами, с объяснением и анализом каждого опыта.

Сведения, полученные на данном этапе, делают общую картину более целостной. Цель второго этапа (II уровня) — формирование у учащихся умений применять знания не только полученные на конкретном уроке при объяснении учителем, но и обращаться к дополнительной литературе; умений интегрировать свои знания.

На третьем этапе предлагаются развивающие сведения, при этом существенно углубляется материал. Предлагаемые задания должны носить исследовательский характер. На уроке “кислоты как электролиты” учащимся предлагается выполнить задание на практическое исследование:

РЕЗЮМЕ

Выполните и допишите уравнение реакции:

Здесь заметим, что исследовательская работа в группах не устраивает большинство хорошо успевающих и заинтересованных учащихся. Они предпочитают самостоятельную работу по решению той или иной проблемы, сложной задачи. Это приходиться учитывать учителю и переходить на индивидуальную работу с учащимися. Третий этап урока, как правило, дает логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения знаний.

Применение дифференцированного обучения при изучении нового материала дает учителю большие возможности для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

Если же это урок — систематизация знаний, то широко применима методика свободного выбора разноуровневых заданий. На этом уроке учащиеся формируют и отрабатывают навыки и умения по определенной теме. Предлагаются задания трех уровней (трех вариантов). Выполнять учащиеся начинают с первого уровня. Задания I уровня составляются таким образом, чтобы учащиеся могли их выполнить, используя образец, предложенный либо при выполнении данного задания, либо на предыдущем уроке.

  1. Какие из углеводородов, формулы которых приведены ниже, являются предельными: C7H14, C2H2, C8H18, C6H6, C10H22?
  2. Составьте молекулярную формулу углеводорода гомологического ряда этена, содержащего а) 15 атомов углерода; б) 20 атомов углерода.
  3. Ниже нарисованы формулы изомеров пентана:

Какие из них отличаются между собой только на бумаге? Сколько изомеров имеет пентан?

Правильность выполнения задания учащиеся проверяют по записи на доске.

Такие задания включают базовый стандарт, и поэтому при выполнении данных заданий у учащиеся получают оценку “3” или “зачет”. Но так как большинство учащихся такая оценка не устраивает, они стремятся повысить свои результаты и с этой целью переходят ко второму уровню.

Задания второго уровня, как правило, носят причинно-следственный характер, т.е. перед учащимися стоит вопрос “почему?”.

**

  1. Составьте формулу гомолога для вещества:
  2. Укажите, какие из веществ являются изомерами:
  3. Составьте структурные формулы изомеров, соответствующих формуле C6H12.

Учащиеся выполняют задания у доски по очереди.

Для выполнения таких заданий учащиеся опираются на знания, которые получили на уроке, а также пользуются дополнительными источниками. При выполнении заданий II уровня учащиеся получают оценку “4”.

Задания третьего уровня носят исследовательский характер:

  1. Ниже приведен ряд формул. Укажите, сколько соединений обозначено этими формулами:
  2. Напишите структурные формулы галогенопроизводных предельного углеводорода, имеющего состав С4Н5Сl.
  3. Решите задачу: какой объем воздуха расходуется при полном сгорании 1л. метана?

Учащимся предлагается время на обдумывание, а затем разбираем эти задания все вместе у доски.

Для выполнения таких заданий учащиеся, как правило, занимаются дополнительно.

Если это урок — урок контроля усвоения пройденного материала, то дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию. Учащимся предлагаются карточки с разноуровневыми заданиями или тесты. На данном уроке действует свобода выбора, т.е. ученик сам выбирает задания любого уровня по своим способностям, знаниям и умениям, интересам и т.д. Главное - развивается понимание, что к контролю надо готовиться самостоятельно и серьезно; надо, прежде всего, надеяться на свои силы, знания, относиться к работе ответственно.

6. Выводы

Проанализировав возможности использования технологии дифференцированного обучения на уроках химии можно сделать выводы о том, что данная технология имеет свои положительные и отрицательные аспекты.

Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса будут способствовать более широкое использование дифференцированного обучения:

  • использование разноуровневых заданий при даче домашнего задания, включение проверочных заданий различных по форме и содержанию информации в виде таблиц, графиков и диаграмм, учет знаний, которые учащиеся получают вне школы из различных источников;
  • использование заданий, проверяющих различные виды деятельности, с преобладанием заданий на применение знаний для объяснения природных явлений;
  • усиление внимания к выявлению ошибочных представлений учащихся, установлению причин их возникновения и разработке корректирующих методик;
  • расширение интеграции естественнонаучных знаний, полученных при изучении различных предметов, и разработка единых подходов к формированию основных естественнонаучных понятий, изучаемых в различных курсах;
  • изменение акцентов в учебной деятельности учащихся: более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.