Цели:
- Помочь детям усвоить новое понятие "обстоятельство";
- Способствовать развитию мышления, памяти, речи, умению сравнивать, анализировать, систематизировать;
- Содействовать формированию личности ученика, поддерживать потребности и мотивы узнавать "новое", способствовать развитию коммуникативных способностей (слушать и слышать одноклассников, вступать в дискуссию, диалог, выражать и отстаивать свое мнение)
Оборудование: таблицы, учебники, карточки
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Повторение о предложении
1) - Что такое предложение?
- Какие бывают предложения по цели высказывания?
- Какие главные члены предложения вы знаете?
- Что такое распространенное предложение?
- Что такое нераспространенное предложение?
2) Из рассыпанных слов составьте предложение (по вариантам)
1в. - вернулись, дети, домой
2в. - домой, дети, из, вернулись, похода
3в. - домой, дети, вернулись, из, вечером, похода
- Прочитайте, какие предложения получились?
- Распространенные или нераспространенные? Почему?
- Найдите и подчеркните грамматическую основу предложения.
- Какие слова остались? Как они называются?
III. Объяснение новой темы.
1. - Как вы думаете, что называют и для чего нужны эти слова в предложении?
- Можно ли согласиться с таким высказыванием: "В этом предложении содержится самая полная и точная информация: куда и когда вернулись дети, где они были?"
- Сегодня мы узнаем, как называется этот второстепенный член.
2. Работа с правилом по учебнику (с.72)
3. Упражнение 2 по учебнику (коллективно)
IV. Первичное закрепление.
Работа в группах:
1. Распространите предложения обстоятельствами. Подчеркните главные и второстепенные члены предложения
2. "Что пропущено?"
а) Наша Таня ... плачет, уронила ... мячик.
б) Ласточки летают ..., а воробьи ...
в) ... снег выпадает, а ... тает.
г) Слушай учителя ..., пиши ....
3. Найдите обстоятельства, на какие вопросы они отвечают?
а) Из-за тумана капитан замедлил ход корабля.
б) Из-за дождя затруднялось движение автомобилей.
в) По рассеянности Миша оставил книги дома.
г) Мальчик быстро побежал по лестнице.
4. Составьте предложения, используя данные слова в роли обстоятельства причины.
Сгоряча, от радости, благодаря совету, из-за отсутствия времени.
V. Итог урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Найдите правильные ответы:
- Обстоятельство обозначает:
а) предмет
б) место действия
в) причину действия
г) цель действия
д) каким образом совершается действие
е) действие
VI. Домашнее задание с.74 №5