Цели:
- Обобщить прочитанное в форме диалога «учитель-ученик».
- Формировать интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, чувство новизны).
- Развивать навыки умственного труда и умения его организовывать.
- Развивать самостоятельность и творчество.
- Воспитывать разум, чувства ребёнка.
- Прививать любовь к природе, уважение к матери.
Ход урока:
Сегодня, ребята, мы с вами обобщим работу над рассказом Д. Н. Мамина – Сибиряка «Емеля – охотник».
I) Беседа по прочитанному:
- Какие два мира живут на страницах книг Мамина – Сибиряка?
- Назовите главных героев рассказа «Емеля – охотник».
- Дайте характеристику каждому из них (выборочное чтение).
- Почему так трудно живут дед с внуком?
- По отношению к внуку дед, какой?
- Как вы назвали I часть рассказа («Вот бы телёночка добыть…»)?
- Что, по-вашему, самое главное во II части рассказа?
- Почему так много солнца в этой части рассказа?
- Давайте в этом ещё раз убедимся. (Чтение наизусть отрывков о природе).
- Кого вы больше жалеете в этой части?
- С какой стороны открылся Емеля во II части рассказа? (Старый опытный охотник)
- Как назовём вторую часть («Охота началась …»)?
II) Работа с текстом до чтения.
Беседа с учащимися.
- Можно ли развязку рассказа назвать счастливой?
- Такого ли финала вы ждали?
- Какие минуты радости вы пережили, дочитывая текст?
Проверка качества чтения (работа на листочках):
О ком говорится в предложениях?
- Весело гулял по лесу со своей матерью (оленёнок).
- Упал в траву и не шевелился (Лыско).
- Осторожно перебежал несколько сажен далее и опять остановился (олень).
- Долго стоял на одном месте и всё улыбался (Емеля).
III) Работа с текстом во время чтения (после смысловых частей):
- Как состоялась встреча охотников с оленихой?
- Почему олениха – мать названа благородным животным?
- Почему так подробно описывается маленький оленёнок?
- Почему Емеля сам спугнул оленёнка?
- Расстроился ли Гришутка, дождавшись деда с охоты?
- О чём говорят сны внука и деда?
IV) Работа с текстом после чтения:
- Почему Емеля – охотник не выполнил просьбу Гришутки?
- Какой эпизод жизни ему вспомнился?
- Почему автор сопоставляет олениху и мать Гришутки?
- Что проявляют обе матери? (Cвою материнскую любовь).
- Мама!
Слов дороже нет на свете!
По какой бы ты ни шёл тропе,
Мамина любовь над нею светит,
Чтобы в трудный час помочь тебе.
Мама озаряет светом нежным
Дни, дороги и дела твои.
Оправдай же мамины надежды –
Повседневно лишь добро твори!
- Лучше и мудрее, чем народ, наверное, никто ещё не сказал о матери! Послушайте пословицы и поговорки, и сами убедитесь в этом:
- На свете всё найдешь, кроме матери.
- При солнце тепло, а при матери добро.
- Материнская молитва со дна моря достанет.
- Птица радуется весне, а младенец матери.
- Мать и бьёт, так гладит, а чужая и гладит, так бьёт.
- Без матушки родной и цветы не цветно цветут.
- Нет такого дружка, как родная матушка.
- Какую же историю мог вспомнить старый Емеля? (Творческий пересказ)
- Только ли охотничьи качества Емели привлекают в нём автора?
- Чем вас привлекает старый охотник?
- Назовите третью часть этого рассказа («Пожалел малого зверя»).
Слово учителя:
«Емеля – охотник» - первый опубликованный детский рассказ Мамина – Сибиряка (1884 г.). Он сразу же был замечен и оценён: в этом же году рассказ был отмечен премией педагогического общества. Именно с этого рассказа для Мамина – Сибиряка началось воспитание детской души маленького читателя. Его сказки, рассказы дают ненавязчивые уроки доброты, учат сочувствовать всему живому, бережно относиться к природе. А пример подают простые люди, такие как Емеля – охотник, пожалевший маленького оленёнка, которого он долго выслеживал.
Этот рассказ закончился благополучно, хотя, конечно, впереди у Емели и Гришутки больше трудностей и лишений, чем радости и счастья. Такова была позиция автора – не скрывать от детей жестокой правды жизни, говорить с ними не только о доброте, но и о несправедливости, неравенстве, тяготах жизни.
Д/З: Подготовить чтение по ролям эпизода встречи Емели и Гришутки, ответить на вопросы после текста.