Изучение электрической проводки комбайна Дон-1500

Разделы: Информатика, Технология


Современная сельская школа во многих своих решениях должна быть профильной или, по крайней мере, осуществлять предпрофильную подготовку. Естественным развитием этого утверждения является необходимость подготовки будущих работников сельского хозяйства, в частности трактористов и комбайнеров. Такая необходимость существует не только для коллективных хозяйств. Фермерские хозяйства, в связи с проводимой государством политикой на селе, укрупняются, приобретают современную почвообрабатывающую и уборочную технику и естественно нуждаются в подготовленных кадрах механизаторов.

При непосредственном использовании современной информационной и проекционной техники: мультимедийных проекторов, цифровых фотокамер проявляются интересные демонстрационные возможности для проведения занятий. Прежде всего это цифровые фотографии блоков и элементов технических устройств, которые непосредственно изучаются на уроке. Фотографии в большинстве постановочные – содержат дополнительные элементы для проверки или настройки, привнесенные чертежные элементы – стрелки, надписи, поясняющий текст. Такие дополнения выполняются при помощи известных графических редакторов. Фрагменты видео несут в себе информацию о способе выполнения необходимой операции: регулировке, способе замены и т.д. При этом в поле зрения за малый промежуток зрения, находится начальная и конечная стадия выполнения операции, что дает возможность более полного усвоения на уроке практических фрагментов не выполнимых непосредственно на уроке.

На примере обучающего комплекса «Изучение электрической проводки комбайна ДОН-1500», расскажем о самом комплексе и методике его применения. Комплекс это:

  • графический, демонстрационный материал;
  • раздаточный материал;
  • текстовое методическое пособие.

Созданию такого комплекса предшествовала следующая работа. Изначально были использованы алгоритмические блоки, позволяющие проследить и наметить план работы по поиску неисправностей и их устранению. Например такой короткий алгоритм.

  1. При повороте ключа пуска двигателя влево до упора слышны повторяющиеся характерные «щелчки» тягового реле стартера.
  2. Проверить надежность контакта на выводах стартера и аккумуляторных батарей.
  3. Разряжены аккумуляторные батареи.

Алгоритмы оформлены в виде таблиц, по две (три) в зависимости от связей.

Алгоритмические структуры естественным образом связаны между собой. Так как конечные неисправности могут иметь самые разные исходные данные (не работает стартер –(или)- не горят фары –(значит)- разряжены аккумуляторы).

Такая методика позволяет осуществить плавный переход от обучения «пользователя» к осознанному пониманию основных принципов работы электрических систем, а значит и любой уровень углубленного изучения. В результате практического использования алгоритмических структур были выявлены некоторые затруднения в индивидуальном использовании, возникающие в следствии разной подготовленности обучающихся. Обучение проводилось как на уровне школы (предпрофильная подготовка трактористов, комбайнеров), так и на уровне Ставропольского института переподготовки кадров агробизнеса (переподготовка механиков и электриков). Причем затруднения не в практической интерпретации неисправностей, а в схематическом толковании и работе со схемами.

Дальнейшая более углубленная разработка темы, привела к образованию комплекса:

  • демонстрационный материал, включающий цифровые фотографии отдельных узлов, видео фрагменты;
  • раздаточный материал (графические изображения схем);
  • методическое пособие.

Демонстрационный материал представляет собой цифровые фотографии отдельных узлов о которых собственно и идет речь в процессе обучения. Здесь используются постановочные фотографии на которых содержатся изображения способов ремонта и проверки, виды неисправностей. Графические изображения для наглядности дополняются различными поясняющими комментариями, стрелками и т.д. Видео фрагменты демонстрируют способы выполнения операций и их результат (как проверить уровень заправки, какое показание должно быть на приборе и т.д.). Материал собран и обработан при помощи системы программирования Delphi.

img5.jpg (36159 bytes)

Раздаточный материал – это графическое, схематическое изображение фрагмента комбайна и элементов проводки, при котором на листе изображены 2-3 провода, использованные в данной схеме.

img4.jpg (41008 bytes)

При работе со схемой, учащийся может дополнительно наносить поясняющий текст, числовые данные для более детального, индивидуального усвоения материала. Под схематическим изображением комбайна следует понимать структурное расположение основных несущих конструкций, разъемы проводки, расположение датчиков. При этом сохраняются (не в масштабе) решения проводки: повороты, подъемы, изгибы и т.д.

Методическое пособие разрабатывалось специально для слушателей курсов переподготовки и представляет собой информацию о способах поиска неисправностей и их устранению.

Методика применения данного комплекса может варьироваться:

  • для учащихся – графическая, схематическая и текстовая поддержка при изучении темы. При этом частично отпадает необходимость в таблицах и больших плакатных схемах. Выполнение практических занятий по графическим раздаточным материалам. Возможность углубленного изучения основных неисправностей и способов их устранения;
  • для слушателей курсов переподготовки – возможность повышения квалификации, получение конкретного ответа на практические вопросу по поиску неисправностей и их устранению, способы модернизации (изменения) схематического решения. При проведении занятий происходит передача накопленного опыта. В этой связи можно привести следующий пример: при необходимости сам комбайнер (или электрик), используя только проводку комбайна и блок измерения частоты (БИЧ), можно при неработающем двигателе проверить основные параметры системы контроля механизмов вращения.

План проведения лабораторной работы «Включение массы комбайна». Работа с раздаточным материалом.

Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал, включатель массы комбайна.

Ход работы.

Теоретическая часть

  1. Основные принципы работы выключателя массы комбайна. Назначение дистанционного выключателя, принцип работы и основные технические характеристики, способы установки, основные неисправности и способы их устранения.
  2. Демонстрации: место установки, способ проверки при помощи прибора, виды неисправностей.

img1.jpg (34892 bytes)

img2.jpg (54179 bytes)

img3.jpg (34214 bytes)

Практическая часть

3. Работа со схемой.

img4.jpg (41008 bytes)

Разобрать назначение основных проводов, задействованных элементов схемы.

Рассмотреть ответы на вопросы, сделать записи в тетрадях и раздаточных листах.

Назовите номера основных проводов используемых для включения массы комбайна?

Сколько существует схем подачи 24 вольт в кабину комбайна?

Чем они отличаются ?

Какое напряжение существует на кнопке включения массы относительно массы комбайна?

Покажите основные проблемные места на проводке для схемы включения массы?

Назначение реле KV 3 ?

Назначение провода Г-5 ?

В какой цепи стоит предохранитель FU1 ?

Опишите прохождение провода Ч-8 .

Естественно, невозможно представить в объеме статьи все демонстрационные рисунки, в реальности по пункту №2 их имеется 12 рисунков.

Такие разделы (лабораторные работы) разработаны по 9 разделам:

  1. Включение массы.
  2. Пуск двигателя.
  3. Вкл/Выкл привода горизонтального выгрузного шнека.
  4. Вкл/Выкл поворота выгрузного шнека.
  5. Работа копнителя.
  6. Леникс молотилки.
  7. Указатель потерь зерна.
  8. Система контроля вращения.
  9. Кондиционер.

При разработке данного учебного продукта не ставилась задача по уменьшению объема графической информации: фотографии, видео фрагменты после дополнительной обработки практически не подвергались сжатию, оно может ухудшить проекционные характеристики изображений.

Будем рады заинтересованному сотрудничеству и поделимся своими разработками.