Конспект урока ознакомления с окружающим миром по теме: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  1. Формировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с внешней средой.
  2. Передать важные сведения о гигиене органов чувств.
  3. Воспитывать у детей здоровый образ жизни.

ОБОРУДОВАНИЕ:

-Таблицы “Органы человека”, “Нервная система”, “Строение глаза”.

- Кроссворды “Организм”, “Органы”.

- Табло “Орган зрения”, “Орган слуха”, “Орган вкуса”, “Орган осязания”, “Орган обоняния”.

- Карточки для самостоятельной работы с заданиями и вопросами.

- Звонок, лёд, кипяток в стакане, лимон, кусочки конфеты.

- Плакат с пословицами о здоровье.

- Учебник “Мир вокруг нас” 3 класс 1 часть.

ПЛАН УРОКА

I. Организация класса.

II. Проверка домашнего задания.

  1. Кроссворд “Организм”.
  2. Ответы на вопросы учителя.
  3. Пословицы о здоровье.

III. Работа над новым материалом.

  1. Сообщение темы урока: кроссворд “Органы”.
  2. Подготовка к восприятию нового материала.
  3. Физминутка.
  4. Самостоятельная работа по заданиям учителя.
  5. Проверка самостоятельной работы.
  6. Сообщение учителя о мозге.

IV. Обобщение по уроку.

V. Домашнее задание.

VI. Оценка работы учащихся.

I. Организация класса.

- Сегодня каждый из вас на уроке будет и учителем, и учеником, каждый будет переживать за успехи одноклассников.

II. Проверка домашнего задания.

1. Кроссворд “Организм” Приложение2

- Какую тему начали изучать? (Мы и наше здоровье).

- Отгадайте кроссворд “Организм” (Учитель показывает на плакате органы, а дети их называют: 1-желудок, 2-сердце, 3-лёгкие, 4-глаз, 5-печень, 6-почки, 7-зубы, 8-мозг.)

2. Ответы на вопросы учителя.

- Что вы узнали об органах человека?

(Каждый орган имеет определённое строение, выполняет свою работу: с помощью лёгких человек дышит, пищевод, желудок, кишечник образуют пищеварительную систему, обеспечивают переваривание пищи, сердце и кровеносные сосуды образуют кровеносную систему, обеспечивают движение крови. Все органы здорового человека действуют согласно, слажено).

- Какая система управляет деятельностью организма?

(Управляет деятельностью всего организма нервная система).

- Из чего она состоит?

(Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов).

- Для чего нужно знать и изучать свой организм?

(Это необходимо для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье).

3. Пословицы о здоровье.

- О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Вот некоторые из них:

(Дети читают пословицы, напечатанные на доске:

- Дал бы бог здоровья, а счастье найдём;

- Здоров будешь – всё добудешь;

- Здоровье не купишь – его разум дарит;

- Не рад больной и золотой кровати;

- У кого болят кости, тот не думает в гости;

- У кого что болит, тот о том и говорит;

- Ребёнком хил, тот и взрослым хил;

- Быстрого и ловкого болезнь не догонит).

III. Работа над новым материалом

1 .Сообщение темы урока: кроссворд “Органы”. Приложение2

- Но, чтобы быть здоровым, надо хорошо знать свой организм и сейчас мы продолжим этим заниматься. Давайте отгадаем кроссворд “Органы”:

-У зверюшки – на макушке, а у нас ниже глаз (ухо).

-Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видит.

-Чем покрыто наше тело? (кожа).

-Между двух светил, в середине я один (нос).

-Всегда во рту, а не проглотишь (язык).

-Какие это органы (органы чувств).

-Правильно, “Органы чувств” - это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением. К ним относятся уши, глаза, нос, язык, кожа. С их помощью человек воспринимает окружающий мир. Давайте познакомимся с ним подробнее.

2. Подготовка к восприятию нового материала. Приложение1

- С помощью какого органа вы видите, что написано на доске? (глаза)

(1 ученик получает табло “Орган зрения”).

- С помощью какого органа вы слышите звонок? (ухо)

(1 ученик получает табло “Орган слуха”).

- Закройте глаза.

(Учитель разрезает лимон и проходит между рядами с половинками лимона)

- Назовите запах, который вас окружает? (запах лимона).

- Какой орган помог вам почувствовать этот запах? (нос).

(1 ученик получает табло “Орган обоняния”).

- Закройте глаза, откройте рот.

(Учитель кладёт в рот кусочки лимона или кусочки конфет).

- Откройте глаза и расскажите о своих вкусовых ощущениях. Какой орган вам помог?

(1 ученик получает табло “Орган вкуса”).

- Какой орган помогает определить холодное или горячее?

(1 ученик получает табло “Орган осязания”).

3. Физминутка.

- А теперь покажем, каким вы представляете себе здорового человека:

Мы бежим быстрее ветра.
Кто ответит почему?
Коля прыгнул на два метра.
Кто ответит: почему?
Маша плавает как рыба.
Кто ответит: почему?
На губах у нас улыбка.
Кто ответит: почему?
Может мостик сделать Шура,
По канату лезу я.
Потому что с физкультурой
Мы давнишние друзья.

4. Самостоятельная работа по заданиям учителя.

- Получите задания для самостоятельной работы в зависимости от табло, стоящего на парте. Приготовьтесь рассказать об этом органе своим товарищам.

(Каждый ученик получает карточку с текстом об органе и вопросам, по которым он будет отвечать).

5. Проверка самостоятельной работы.

- Что такое глаз? Какое строение он имеет?

(Ученик читает о строении глаза стихотворение, учитель показывает на таблице)

- Какие правила надо помнить, чтобы сберечь глаза?

(Ученик читает стихотворение о том, как сберечь глаза).

- Сколько у нас ушей?

На самом деле у нас их не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри головы. Наружные уши – ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а лишь улавливают звук.

-Как сохранить хороший слух?

-Что такое обоняние?

-Для чего человеку необходимо обоняние?

-Для чего нужен язык?

-Как язык узнает вкус пищи?

-О чём может рассказать кожа?

-Как беречь орган осязания?

6. Сообщение учителя о мозге.

- Вы узнали, какую роль в нашей жизни играют органы чувств и всё же учёные говорят (плакат со словами: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг”. Чтение учителем статьи “Мозг” из книги А. Дорохова “Про тебя самого”).

IV. Обобщение по уроку.

- Над какой темой мы работали?

- Как же человек воспринимает окружающий мир?.

V. Домашнее задание.

стр. 132 – 135, тетрадь на печатной основе стр. 35.

VI. Оценка работы учащихся.

Фотоприложение к уроку