ЦЕЛИ:
- Формировать представление об органах чувств как необходимых звеньях связи организма с внешней средой.
- Передать важные сведения о гигиене органов чувств.
- Воспитывать у детей здоровый образ жизни.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-Таблицы “Органы человека”, “Нервная система”, “Строение глаза”.
- Кроссворды “Организм”, “Органы”.
- Табло “Орган зрения”, “Орган слуха”, “Орган вкуса”, “Орган осязания”, “Орган обоняния”.
- Карточки для самостоятельной работы с заданиями и вопросами.
- Звонок, лёд, кипяток в стакане, лимон, кусочки конфеты.
- Плакат с пословицами о здоровье.
- Учебник “Мир вокруг нас” 3 класс 1 часть.
ПЛАН УРОКА
I. Организация класса.
II. Проверка домашнего задания.
- Кроссворд “Организм”.
- Ответы на вопросы учителя.
- Пословицы о здоровье.
III. Работа над новым материалом.
- Сообщение темы урока: кроссворд “Органы”.
- Подготовка к восприятию нового материала.
- Физминутка.
- Самостоятельная работа по заданиям учителя.
- Проверка самостоятельной работы.
- Сообщение учителя о мозге.
IV. Обобщение по уроку.
V. Домашнее задание.
VI. Оценка работы учащихся.
I. Организация класса.
- Сегодня каждый из вас на уроке будет и учителем, и учеником, каждый будет переживать за успехи одноклассников.
II. Проверка домашнего задания.
1. Кроссворд “Организм” Приложение2
- Какую тему начали изучать? (Мы и наше здоровье).
- Отгадайте кроссворд “Организм” (Учитель показывает на плакате органы, а дети их называют: 1-желудок, 2-сердце, 3-лёгкие, 4-глаз, 5-печень, 6-почки, 7-зубы, 8-мозг.)
2. Ответы на вопросы учителя.
- Что вы узнали об органах человека?
(Каждый орган имеет определённое строение, выполняет свою работу: с помощью лёгких человек дышит, пищевод, желудок, кишечник образуют пищеварительную систему, обеспечивают переваривание пищи, сердце и кровеносные сосуды образуют кровеносную систему, обеспечивают движение крови. Все органы здорового человека действуют согласно, слажено).
- Какая система управляет деятельностью организма?
(Управляет деятельностью всего организма нервная система).
- Из чего она состоит?
(Она состоит из головного мозга, спинного мозга и нервов).
- Для чего нужно знать и изучать свой организм?
(Это необходимо для того, чтобы сохранять и укреплять здоровье).
3. Пословицы о здоровье.
- О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Вот некоторые из них:
(Дети читают пословицы, напечатанные на доске:
- Дал бы бог здоровья, а счастье найдём;
- Здоров будешь – всё добудешь;
- Здоровье не купишь – его разум дарит;
- Не рад больной и золотой кровати;
- У кого болят кости, тот не думает в гости;
- У кого что болит, тот о том и говорит;
- Ребёнком хил, тот и взрослым хил;
- Быстрого и ловкого болезнь не догонит).
III. Работа над новым материалом
1 .Сообщение темы урока: кроссворд “Органы”. Приложение2
- Но, чтобы быть здоровым, надо хорошо знать свой организм и сейчас мы продолжим этим заниматься. Давайте отгадаем кроссворд “Органы”:
-У зверюшки – на макушке, а у нас ниже глаз (ухо).
-Брат с братом через дорогу живут, а один другого не видит.
-Чем покрыто наше тело? (кожа).
-Между двух светил, в середине я один (нос).
-Всегда во рту, а не проглотишь (язык).
-Какие это органы (органы чувств).
-Правильно, “Органы чувств” - это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением. К ним относятся уши, глаза, нос, язык, кожа. С их помощью человек воспринимает окружающий мир. Давайте познакомимся с ним подробнее.
2. Подготовка к восприятию нового материала. Приложение1
- С помощью какого органа вы видите, что написано на доске? (глаза)
(1 ученик получает табло “Орган зрения”).
- С помощью какого органа вы слышите звонок? (ухо)
(1 ученик получает табло “Орган слуха”).
- Закройте глаза.
(Учитель разрезает лимон и проходит между рядами с половинками лимона)
- Назовите запах, который вас окружает? (запах лимона).
- Какой орган помог вам почувствовать этот запах? (нос).
(1 ученик получает табло “Орган обоняния”).
- Закройте глаза, откройте рот.
(Учитель кладёт в рот кусочки лимона или кусочки конфет).
- Откройте глаза и расскажите о своих вкусовых ощущениях. Какой орган вам помог?
(1 ученик получает табло “Орган вкуса”).
- Какой орган помогает определить холодное или горячее?
(1 ученик получает табло “Орган осязания”).
3. Физминутка.
- А теперь покажем, каким вы представляете себе здорового человека:
Мы бежим быстрее ветра.
Кто ответит почему?
Коля прыгнул на два метра.
Кто ответит: почему?
Маша плавает как рыба.
Кто ответит: почему?
На губах у нас улыбка.
Кто ответит: почему?
Может мостик сделать Шура,
По канату лезу я.
Потому что с физкультурой
Мы давнишние друзья.
4. Самостоятельная работа по заданиям учителя.
- Получите задания для самостоятельной работы в зависимости от табло, стоящего на парте. Приготовьтесь рассказать об этом органе своим товарищам.
(Каждый ученик получает карточку с текстом об органе и вопросам, по которым он будет отвечать).
5. Проверка самостоятельной работы.
- Что такое глаз? Какое строение он имеет?
(Ученик читает о строении глаза стихотворение, учитель показывает на таблице)
- Какие правила надо помнить, чтобы сберечь глаза?
(Ученик читает стихотворение о том, как сберечь глаза).
- Сколько у нас ушей?
На самом деле у нас их не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри головы. Наружные уши – ушные раковины. Сами они ничего не слышат, а лишь улавливают звук.
-Как сохранить хороший слух?
-Что такое обоняние?
-Для чего человеку необходимо обоняние?
-Для чего нужен язык?
-Как язык узнает вкус пищи?
-О чём может рассказать кожа?
-Как беречь орган осязания?
6. Сообщение учителя о мозге.
- Вы узнали, какую роль в нашей жизни играют органы чувств и всё же учёные говорят (плакат со словами: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг”. Чтение учителем статьи “Мозг” из книги А. Дорохова “Про тебя самого”).
IV. Обобщение по уроку.
- Над какой темой мы работали?
- Как же человек воспринимает окружающий мир?.
V. Домашнее задание.
стр. 132 – 135, тетрадь на печатной основе стр. 35.