Цели: развитие умения различать гласные и согласные звуки, соотносить звук и букву в произнесенном и написанном словах, формирование умения сравнивать слова, воспитывать любовь к птицам, видеть вокруг себя красоту окружающего мира.
Оборудование: учебник “Русский язык” 1 класс Поляковой, “Живое слово” З. И. Романовской, карточки с буквами, картинки с изображением снегиря и воробья, таблица “Помощь зимующим птицам”.
Ход урока
I. Организационная часть. Приветствие
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
II. Настрой на урок
Давайте улыбнемся и свои добрые улыбки подарим гостям, классу и окружающей нас природе.
Девиз урока: “Учись доброму, худое на ум не придет.” Вперед, к новым открытиям!
III. На доске буквы. Назовите их.
Как распределите на группы? (Гласные и согласные; гласные, обозначающие твердость и мягкость согласных звуков; согласные звонкие и глухие.) Что знаете о буквах и звуках? Каждой букве соответствует цифра. Расшифруйте по коду слова и запишите в столбик.
IV. Работа со словами
Чем похожи? (Сущ.) Чем отличаются? Распределите на группы.
1) Одуш. — неодуш.
2) Однокоренные — неоднокор.
3) Твердые — мягкие согласные звуки.
4) Слова, начинающиеся на гласную букву — на согласную.
5) По орфограммам.
6) По ударению.
7) По количеству букв, звуков, слогов.
8) По ударению.
9) По смыслу (снегирь, снег, зима, мороз).
Можно предложить отдельной группе учеников составить небольшой рассказ с данными словами.
V. Работа по развитию речи
Подберите к словам прилагательные, глаголы. Докажите, к какому слову подходит прилагательное красногрудый (снегирь).
Какие еще прилаг. можно подобрать к картине с изображением снегиря? (Важный, довольный.) Чтение и беседа по рассказу Ю.Дмитриева “Снегирь” (с.255).
VI. Знакомство со словом из словаря
Загадка:
В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится
Не орел, но все же птица.
(Воробей.)
Какие слова помогли отгадать загадку?
Воробей-маленькая птица с серо-коричневым оперением, с черными пятнышками.
Какие гласные обозначаются не так как слышатся? Почему? Как проверить? Подберите однокоренные слова. (Воробышек, воробьиха, воробьиный.)
Запись слова “воробей”. Расскажите об этом слове (сущ., неодуш., употреблено в ед. ч., 3 слога, 7б., 7зв., 4 согл., 3 гл.; твердые и мягкие согласные звуки).
По поведению этих птиц можно проверить народные приметы. Говорят, что если воробьи купаются в пыли — жди дождя.
А что еще узнавал по воробьям писатель Н.Сладков, вы узнаете, прочитав его рассказ “Почему?” (с.254).
Чтение и беседа по рассказу Н. Сладкова “Почему?”
Когда так говорят: “старый воробей”, “с воробьиный нос”?
“Старый воробей” — опытный человек, которого трудно обмануть, провести.
“С воробьиный нос” — очень маленький.
Физпауза на укрепление мышц глаз.
VII. Работа с деформированным предложением
Прочитайте слова. Почему это не предложение?
Воробей, на, сел, ветку.
Что знаете о предложении? Запись предложения с комментированием.
Воробей сел на ветку.
Назовите односложное слово. Почему оно так называется?
VIII. Работа по учебнику (с.21, упр.39)
Выполняется по рядам: 1 ряд — 1 строку, 2 ряд — 2 строку, 3 ряд — 3 строку.
Назовите слова, в которых есть слоги без согласных букв. А есть ли слоги без гласных? Сделайте вывод.
Вывод: гласная образует слог.
IX. Творческая работа
1) Почему птиц называют пернатыми друзьями?
Как им живется в холодную зиму? Как мы можем помочь им? Для чего это нужно делать?
Да, голодно и холодно птицам зимой. Они больше страдают от голода, чем от холода. А помочь им может каждый, подкармливая их семенами, крупой, салом… Совсем нетрудно подкармливать птиц. Каждый сможет смастерить кормушки. А как это нужно для них! Весной и летом на наше внимание ответят добром: подарят нам прекрасные песни и уничтожат вредных насекомых, жуков, мешающих развиваться растениям.
2) Беседа по картине “Помощь зимующим птицам”
С какой целью дети пришли в парк? (Любоваться, подкармливать, отдыхать.) Составьте предложение, которое вам очень бы захотелось написать.
Чтение предложений.
А мне, ребята, захотелось написать вот такое предложение, и хочется, чтоб оно всегда было в вашем сердце, и чтобы вы помнили о наших пернатых друзьях.
Зимой птицам нужна забота.
3) Чтение стихотворения Г. Ладонщикова “Птицы — наши друзья”
X. Обобщение
Какие открытия вы сделали?
Что доброго, полезного вы для себя открыли на уроке?
Словесное оценивание. Благодарность.
Тема: Буква “ь” после шипящих в названиях предметов (2 класс)