Тема урока: "Гласные и согласные звуки. Обозначение их буквами". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели: развитие умения различать гласные и согласные звуки, соотносить звук и букву в произнесенном и написанном словах, формирование умения сравнивать слова, воспитывать любовь к птицам, видеть вокруг себя красоту окружающего мира.

Оборудование: учебник “Русский язык” 1 класс Поляковой, “Живое слово” З. И. Романовской, карточки с буквами, картинки с изображением снегиря и воробья, таблица “Помощь зимующим птицам”.

Ход урока

I. Организационная часть. Приветствие

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: ”Доброе утро!”
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро доверчивым лицам!
И каждый становиться добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

II. Настрой на урок

Давайте улыбнемся и свои добрые улыбки подарим гостям, классу и окружающей нас природе.

Девиз урока: “Учись доброму, худое на ум не придет.” Вперед, к новым открытиям!

III. На доске буквы. Назовите их.

Как распределите на группы? (Гласные и согласные; гласные, обозначающие твердость и мягкость согласных звуков; согласные звонкие и глухие.) Что знаете о буквах и звуках? Каждой букве соответствует цифра. Расшифруйте по коду слова и запишите в столбик.

IV. Работа со словами

Чем похожи? (Сущ.) Чем отличаются? Распределите на группы.

1) Одуш. — неодуш.

2) Однокоренные — неоднокор.

3) Твердые — мягкие согласные звуки.

4) Слова, начинающиеся на гласную букву — на согласную.

5) По орфограммам.

6) По ударению.

7) По количеству букв, звуков, слогов.

8) По ударению.

9) По смыслу (снегирь, снег, зима, мороз).

Можно предложить отдельной группе учеников составить небольшой рассказ с данными словами.

V. Работа по развитию речи

Подберите к словам прилагательные, глаголы. Докажите, к какому слову подходит прилагательное красногрудый (снегирь).

Какие еще прилаг. можно подобрать к картине с изображением снегиря? (Важный, довольный.) Чтение и беседа по рассказу Ю.Дмитриева “Снегирь” (с.255).

VI. Знакомство со словом из словаря

Загадка:

В серой шубке перовой
И в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится
Не орел, но все же птица.

(Воробей.)

Какие слова помогли отгадать загадку?

Воробей-маленькая птица с серо-коричневым оперением, с черными пятнышками.

Какие гласные обозначаются не так как слышатся? Почему? Как проверить? Подберите однокоренные слова. (Воробышек, воробьиха, воробьиный.)

Запись слова “воробей”. Расскажите об этом слове (сущ., неодуш., употреблено в ед. ч., 3 слога, 7б., 7зв., 4 согл., 3 гл.; твердые и мягкие согласные звуки).

По поведению этих птиц можно проверить народные приметы. Говорят, что если воробьи купаются в пыли — жди дождя.

А что еще узнавал по воробьям писатель Н.Сладков, вы узнаете, прочитав его рассказ Почему?” (с.254).

Чтение и беседа по рассказу Н. Сладкова “Почему?”

Когда так говорят: “старый воробей”, “с воробьиный нос”?

“Старый воробей” — опытный человек, которого трудно обмануть, провести.

“С воробьиный нос” — очень маленький.

Физпауза на укрепление мышц глаз.

VII. Работа с деформированным предложением

Прочитайте слова. Почему это не предложение?

Воробей, на, сел, ветку.

Что знаете о предложении? Запись предложения с комментированием.

Воробей сел на ветку.

Назовите односложное слово. Почему оно так называется?

VIII. Работа по учебнику (с.21, упр.39)

Выполняется по рядам: 1 ряд — 1 строку, 2 ряд — 2 строку, 3 ряд — 3 строку.

Назовите слова, в которых есть слоги без согласных букв. А есть ли слоги без гласных? Сделайте вывод.

Вывод: гласная образует слог.

IX. Творческая работа

1) Почему птиц называют пернатыми друзьями?

Как им живется в холодную зиму? Как мы можем помочь им? Для чего это нужно делать?

Да, голодно и холодно птицам зимой. Они больше страдают от голода, чем от холода. А помочь им может каждый, подкармливая их семенами, крупой, салом… Совсем нетрудно подкармливать птиц. Каждый сможет смастерить кормушки. А как это нужно для них! Весной и летом на наше внимание ответят добром: подарят нам прекрасные песни и уничтожат вредных насекомых, жуков, мешающих развиваться растениям.

2) Беседа по картине “Помощь зимующим птицам

С какой целью дети пришли в парк? (Любоваться, подкармливать, отдыхать.) Составьте предложение, которое вам очень бы захотелось написать.

Чтение предложений.

А мне, ребята, захотелось написать вот такое предложение, и хочется, чтоб оно всегда было в вашем сердце, и чтобы вы помнили о наших пернатых друзьях.

Зимой птицам нужна забота.

3) Чтение стихотворения Г. Ладонщикова “Птицы — наши друзья”

X. Обобщение

Какие открытия вы сделали?

Что доброго, полезного вы для себя открыли на уроке?

Словесное оценивание. Благодарность.

Тема: Буква “ь” после шипящих в названиях предметов (2 класс)

Кроссворд