Цели:
- Информационное обеспечение.
- Развитие педагогической культуры.
Ход собрания
I. Информация классного руководителя об экзаменационном периоде.
Сдача экзаменов - это ответственный период в жизни любого молодого человека, так как именно от его результатов зависит будущее.
Мне хотелось рассмотреть несколько экзаменационных периодов, типичные проблемы и возможные пути преодоления затруднений у детей. Эффективность этой работы во многом определяется консолидированными усилиями педагогов и родителей старшеклассников.
Успех
На успешность сдачи любых экзаменов влияют три фактора:
- Познавательный (интеллектуальный) – уровень знаний.
- Мотивационный – нацеленность на выполнение учебных задач и возможных трудностей.
- Эмоциональный – способность выдержать напряжённый экзаменационный марафон.
Безусловно, уровень знаний предопределяет успешность сдачи экзаменов.
Родителям необходимо позаботиться, прежде всего, о том, чтобы старшеклассник имел возможность заниматься дополнительно по тем учебным дисциплинам, по которым знания хуже.
Для этого надо поддерживать постоянную связь с учителями – предметниками, а также с классным руководителем. Именно педагог может дать квалифицированный и полезный совет, а при необходимости оказать помощь в восполнении пробела в знаниях.
Родителям также можно обратиться к репетитору “со стороны”, т.е. к специалисту из другого учебного заведения. Это распространённая практика на сегодняшний день. Если вы решили, что старшеклассник будет поступать в конкретный вуз, то необходимо узнать, есть ли там подготовительные курсы, и если они есть, надо записать ребёнка на курсы. Это позволит с учётом специфики более глубоко изучить те или иные дисциплины и, как следствие, повысить уровень подготовки.
Мотивация – это необходимое условие успеха. Родителям старшеклассников важно сформировать у ребёнка мотив к сдаче экзаменов, а это значит, показать перспективу. Парадоксальный факт, но то что может быть мощным ресурсом, как правило, по вине родителей оборачивается большим минусом.
В основе негативного, “несерьёзного” отношения учащихся к сдаче экзаменов может лежать родительская установка, которая связана с возможностью поступления в вуз за плату. Хочется предостеречь родителей от такого подхода, так как у любой медали есть и оборотная сторона.
Во-первых, у ребёнка закрепляется инфантильность, а это неспособность принимать самостоятельные решения.
Во-вторых, закрепляется пассивность, “халява” сама по себе развращает.
Такая позиция неприемлема, так как способствует формированию соответствующего эмоционального фона, подрывает веру ребенка в успех и собственные силы. И коль скоро речь зашла об эмоциональном компоненте, то следует охарактеризовать проблематику, связанную с данным компонентом.
II. Правила организации жизни ребёнка в предэкзаменационный и экзаменационный период.
Предэкзаменационный период и экзаменационный – это время, когда старшеклассники ощущают большую психоэмоциональную нагрузку. Это время тревожного ожидания, интенсивной подготовки и сдачи экзаменов.
Старшеклассники испытывают стресс. А стресс, по определению Ганса Селье, канадского учёного французского происхождения – “ это то, что ведёт к болезни и быстрому старению организма”.
Родители должны поддержать психическое и эмоциональное здоровье своего ребёнка:
- Контролировать чёткое соблюдение школьником распорядка дня( влияет на работоспособность). Сон должен составлять не менее 8 часов в сутки. Ложиться спать ребёнок должен, примерно, в одно и тоже время.
- Поддерживать режим питания. Он должен быть правильным: утром - молочные каши и бутерброд с чаем, в обед - первое и второе, на ужин - соки. Питание должно быть рациональным, т.е. в рационе должны присутствовать продукты повышенной биологической ценности - кисломолочные продукты, рыба, мясо, фрукты и овощи.
- Контролировать режим труда и отдыха. Это значит, что после уроков ребёнок должен отдохнуть в течение 30 мин-1 часа. При выполнении домашних заданий он должен выполнять их в порядке усложнения. Получить передышку ребёнок может, переключившись с умственной деятельности на деятельность, связанную с физическими нагрузками (например, помыл посуду, навёл порядок в квартире, позанимался физическими упражнениями и др.) Будет лучше, если семьёй вы поедете в лес, вы отвлечёте ребёнка от проблем, связанных со сдачей экзаменов.
И последнее, великий французский просветитель Вольтер как-то сказал:
“ Эмоции-это ветер, который надувает парус судна. Он может привести корабль в движение, а может потопить его…” Не передавайте своей тревоги детям. Ваше понимание и уверенность помогут ребёнку.
Происходит обсуждение, ведущий отвечает на вопросы по теме занятия.
Комментарий и рекомендации
.Данное занятие целесообразно организовать и провести с родителями учащихся 11-х классов в середине учебного года. Это объясняется тем, что за три-четыре месяца до сдачи экзаменов увеличивается интенсивность подготовки старшеклассников к экзаменам, усиливается нервно-психическое напряжение, связанное с томительным ожиданием экзаменов, своего рода- финишная прямая
Ведущему следует сделать упор на поддержку родителями своих детей в этот нелёгкий период. Следует также обратить внимание на совместные формы работы и отдыха родителей с детьми.
В заключение необходимо проинформировать родителей о возможности воспользоваться консультативной помощью психолога.
Литература
1. Справочник классного руководителя Н.И. Дереклёва и др.