Приемы сложения и вычитания двузначных и однозначных чисел

Разделы: Начальная школа


Задачи. Закрепить знания изученных приёмов сложения и вычитания в пределах 100, умение применять их для обоснования вычислительных приёмов и рационализации вычислений. Совершенствовать умения решать задачи изученных видов. Научить размышлять, доказывать, наблюдать. Воспитывать индивидуальность в каждом ученике, дружбу. Способствовать развитию логического мышления, внимания, смекалки.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Радостного труда желаю вам на уроке. Порадуйте друг друга успехами. Чтобы получился урок интересным, вы должны работать дружно, быть внимательными. Каждый урок мы тренируем память, речь, наблюдательность. И в этом помогут нам числа.

На лучах солнышка записан план урока. Прочитайте, что нас ждет на уроке.

Я желаю вам успеха.

2. Чистописание.

У. Какая цифра спрятана в орнаменте?

Д. Цифра 3.

У. Напишите в тетради строчку с цифрой 3.

У. Подчеркните лучшую.

У. Если приписать слева от нее 0.

У. Что заметили?

Д. Номер телефона скорой помощи.

У. Когда набирают этот номер?

Д. Когда с человеком случается беда.

3. Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке будем отрабатывать приемы сложения и вычитания двузначного числа и однозначного, двузначного и однозначного без перехода через разряд. Решать задачи изученных видов. Учиться наблюдать, сравнивать, дружно работать.

4. Устные упражнения.

1) Задачи на смекалку.

На березе росло 10 яблок, а на иве на 2 меньше. Сколько росло яблок на иве?

На заборе сидели 6 воробьев. Подкрался кот и одного съел. Сколько осталось воробьев?

Масса петуха стоящего на двух ногах 4 кг. Какова масса петуха, если он встанет на одну ногу?

Идут два отца и два сына. Всего три человека, может ли быть такое на самом деле?

2) Лучик предлагает выполнить интересные задания.

У. Назовите номера домов на левой стороне улицы.

Д. 24, 26, 28, 30.

У. Какую закономерность заметили?

Д. Все числа четные.

У. Кто продолжит этот ряд?

У. Назовите номера домов на правой левой стороне улицы.

Д. 23, 27, 29.

У. Номер какого дома пропущен?

Д. 25.

У. Какое из чисел состоит из круглых десятков?

Д. 30

У. Сколько десятков и единиц в числах 24, 26, 28?

Ответы детей.

У. Представьте числа 23, 25, 27, 29 в виде суммы разрядных слагаемых.

Д. 23= 20+3

3) Следующий лучик солнышка предлагает игру-тест “Крестики-нолики” (дети выполняют задание на заранее приготовленных листочках).

У. Я произношу утверждение, если согласны – ставите “+” , если нет – “О”.

1 2 3 4 5
6 7 8 9 10
  1. Сумма чисел 5 и 70 равна 57.
  2. 7 увеличить на 4, получится 12.
  3. 98 больше 97 на 1.
  4. Разность чисел 23 и 3 равна 19.
  5. Из 13 вычесть 6, получится 5.
  6. Уменьшаемое 14, вычитаемое 8, значение разности – 6.
  7. Если к 3 десяткам прибавить столько же, то получится 60.
  8. 18 больше 9 на 9.
  9. У прямоугольника противоположные стороны равны.
  10. 15 уменьшить на 6, получится 9.

У. Проверим.

Поставим точку на середине верхней стороны нашего большого прямоугольника.

Соединим ее с нижними углами.

Какая геометрическая фигура получилась?

Д. Треугольник.

У. Если в этом треугольнике +, а в остальных О, то на вопросы ответили правильно.

У. А какие еще геометрические фигуры знаете?

Ответы детей.

4) Лучик приготовил геометрические фигуры (на доске.)

Какая фигура лишняя? Докажи.

Ответы детей.

5. Физкультминутка.

6. Решение задач.

У. Отгадайте шараду.

Первое-предлог, второе летний дом, а целое порой решается с трудом.

Д. Это слово “задача”.

Прочитайте тексты на доске.

    1. На полке лежало 12 книг со сказками, а книг о природе на 8 больше.
    2. В вазе лежало 12 яблок, а груш на 2 меньше. Сколько лежало груш?

У. Есть ли среди текстов задача?

Д. Под №2 задача. Докажите.

Ответы детей.

У. Задача простая или составная?

Д. Простая. Сразу можно ответить на вопрос.

У. Каким действием будем решать?

Ответы детей.

У. Почему текст под №1 это не задача?

Д. Нет вопроса.

У. Поставьте вопрос так, чтобы задача решалась двумя действиями.

Д. Сколько всего книг на полке?

У. Прочитайте задачу под №1 вслух.

У. Простая или составная задача?

Д. Задача составная.

У. Что узнаем первым действием, вторым действием?

Ответы детей.

У. Решите ту задачу, которая кажется вам наиболее понятной.

Два ученика решают у доски.

Проверка.

7. Работа по учебнику (Моро М.И. Бантова М.А. и др. Математика 2 класс (1–4).

У. Солнышко предлагает поработать по учебнику.

Откройте страницу 78 № 21. Прочитайте задание.

К доске выходит ученик, решает выражения.

У. Объясни приемы вычислений (по частям, вычитать сначала десятки, потом единицы)

Д. Из 90 вычту 10, потом 6. 90 минус 10, получится 80. 80 минус 6 получится 74.

Это неравенство.

Кто не допустил ошибки, поставьте “+”

Закройте учебники.

8. Самостоятельная работа.

У. А теперь лучик просит, чтобы вы расшифровали слово.

Проверка самостоятельной работы.

У. Какое слово получилось?

Д. Дружба.

У. Какие приемы вычислений нужно помнить, решая эти выражения?

Д. Сложение десятков с десятками, Вычитание десятков их десятков, вычитание единиц из единиц.

У. В чем особенность выражения 60 – 4?

Д. Число 60 нужно представить в виде удобных слагаемых 50 и 10. Из 10 вычитаем 4, получится 6, 50 и 6 это 56.

У. У кого получилось слово ДРУЖБА – поставьте “+”, вы решили без ошибки.

У. Какими должны быть друзья?

Как понимаете пословицу “Друзья познаются в беде”?

Д. В трудную минуту друг придет на помощь, не бросит в беде.

9. Итог урока.

У. И вы сегодня на уроке дружно работали. Посмотрите на наш план. Все ли мы успели выполнить?

У. Чему учились на уроке?

У. Какие навыки отрабатывали?

Д. Сложение и вычитание двузначного числа и однозначного, двузначного и двузначного.

У. Спасибо за работу. Урок окончен.