Сегодня много говорится об информатизации школьного образования, в том числе математического. В связи с чем, очень эффективным представляется проведение внеклассных мероприятий, ход которых частично или полностью опирается на применение ИКТ.
Остановимся на одном из возможных вариантов проведения таких занятий. Рассмотрим возможности программы Microsoft Power Point, предназначенной для создания всевозможных презентаций, при организации математических состязаний.
Конечно, Power Point не имеет мощного средства контроля за выполнением каких-либо заданий и гораздо более подходит для иллюстрации теоретического материала. Однако с ее помощью можно сконструировать действенный сценарий для проведения всякого рода конкурсов: КВНов, брейн-рингов, математических аукционов и т.п. Трудность лишь в том, что придется предоставить учащимся возможность самостоятельно подсчитывать количество набранных ими баллов. Но вопрос объективности выбора победителя может быть легко разрешен присуждением за верные и неверные ответы определенного числа очков, известного лишь учителю и в каждом случае нового. Тогда “честность” учащихся легко определяется, о чем их и следует предупредить до начала конкурса.
Зато создание подобного продукта вполне по силам любому учителю, даже знакомому с компьютером лишь поверхностно. А возможности, предоставляемые программой в части оформления и подачи информации, столь обширны, что работа с ней доставит удовольствие как учителю при проектировании и создании конкурса, так и школьникам при участии в нем.
При конструировании Презентации для конкурса можно пойти несколькими путями. Во-первых, это может быть обычная демонстрация заданий, иллюстраций к ним, и т.п., когда эффективность от использования компьютера не так велика. Во-вторых, Power Point дает возможность просто оценивать каждый верный ответ соответствующим числом баллов. И тогда суммарный балл придется подсчитывать самим конкурсантам, зато такой вариант программы будет довольно простым в реализации и не потребует дополнительных затрат времени. А в-третьих, можно сконструировать конкурс таким образом, чтобы имелась возможность показывать суммарный балл, однако для этого придется создать соответствующее число слайдов презентации, рассматривая каждый из возможных вариантов на отдельном слайде. Третий путь гораздо сложнее в плане технической реализации, но зато более удобен при проведении игры.
Однако, для реализации второго и третьего сценариев конкурса необходимо быть уверенным, что учащийся не сможет угадать верный ответ простым перебором, отвечая несколько раз на один и тот же вопрос.
Power Point позволяет пользователю вернуться к предыдущему слайду, чем и могут воспользоваться школьники в своем стремлении одержать победу над соперниками. Но следует помнить, что подобная возможность – лишь одна из настроек программы, устанавливаемых производителем по умолчанию. И, несомненно, ее можно изменить. Сделать это можно следующим образом:
- Следует запретить показ контекстного меню при просмотре слайдов. Для этого воспользуйтесь командой Параметры меню Сервис и на вкладке Вид уберите флажки контекстное меню при щелчке правой кнопкой и показывать кнопку контекстного меню.
- Выбрав в области задач пункт Смена слайдов – убрать флажки Смена слайдов по щелчку и Смена слайдов автоматически после…
- Также необходимо запретить переход по слайдам при помощи клавиш управления курсором (стрелки влево, вправо). Это осуществляется при помощи меню Показ слайдов. Выбрав команду Настройка презентации, в поле Показ слайдов следует установить флажок автоматический (полный экран).
Замечание. При таких настройках завершение демонстрации слайдов может осуществляться нажатием клавиши Esc или отдельной настройкой возможности перехода по щелчку для последнего слайда презентации.
Т.о., освоив некоторые секреты Microsoft Power Point, учитель получит незаменимое средство для разработки и проведения красочных, увлекательных и, несомненно, познавательных математических игр.
И еще одна положительная черта Power Point как среды для создания математических конкурсов. Она настолько увлекательна, что сами школьники с удовольствием включаются в процесс конструирования таких презентаций. А это в первую очередь подбор материала для ее осуществления. Т.е. учащийся при подготовке игры для ребят младших классов или своих сверстников повторяет пройденный материал. Причем не просто бездумно прочитывает его (что часто бывает, когда учитель задает повторить какой-либо материал), а читает осмысленно и старается во всем разобраться как можно лучше, ведь это необходимо для выстраивания логики конкурса. При подборе задач – полностью решает их и, кроме того, акцентирует свое внимание на характерных ошибках, что неизбежно происходит при подготовке вариантов ответа к заданиям конкурса. И, как следствие, учится избегать подобных ошибок сам.
В приложении приводится пример такой презентации, правда в силу ограничения объема приложения она содержит всего несколько слайдов. Поэтому весь ход урока приведем ниже.
“СОСТЯЗАНИЕ ВСЕЗНАЕК”
Правила игры.
Конкурс может проводиться между командами учащихся как одного, так и нескольких восьмых классов. Отбор игроков происходит на добровольной основе до начала игры. Также заранее избирается капитан, дается задание придумать название команды. Состязание включает в себя 3 тура, в каждом из которых за верные ответы командам присуждается определенное число баллов. Команда, набравшая большее количество баллов считается победительницей.
Цели:
Познавательная: совершенствование знаний, умений и навыков школьников в области математики, повторение изученного материала.
Развивающая:
- Развитие наблюдательности и интуиции, воспитание гибкости мышления, воображения, творческой инициативы.
- Обучение рассуждению; критичности и логической строгости мышления.
- Развитие способности анализировать, сравнивать и обосновывать свои гипотезы.
- Развитие творческих способностей.
Воспитательная:
- Воспитание аккуратности, внимательности и ответственности.
- Повышение культуры общения; стройности, лаконичности, строгости и аргументированности речи школьников.
- Воспитание культуры учебного труда.
- Повышение компьютерной грамотности учащихся.
- Формирование интереса к получению математических знаний.
- Развитие внимания и эстетического вкуса.
- Формирование умения думать, критически осмыслять и оценивать ситуацию, отстаивать свои мысли и идеи.
- Расширение кругозора учащихся.
Задачи занятия:
- Совершенствовать знания, умения и навыки учащихся в области математики.
- Показать реализацию внутренних связей.
- Развивать творческое мышление школьников.
Оборудование: компьютер (с установленной программой Power Point), тетрадь, возможно, проектор и экран.
ХОД ИГРЫ
Учитель: “Мы собрались здесь, чтобы определить, какая из команд всезнаек лучше другой владеет секретами математики. Зрители также будут иногда принимать участие в игре - им будет предложено оказать соревнующимся посильную помощь. После подведения итогов игры команда-победитель получает пятерки по алгебре. Оценки также выставляются наиболее активным болельщикам.
А теперь начнем наше соревнование.”
Капитаны представляют свои команды.
После чего школьникам предлагается включить компьютеры и открыть файл с Презентацией.
1 тур.
“Эстафета”Командам предлагается несколько заданий. За каждое верно решенное задание будет присуждаться определенное количество баллов. От полученных результатов будет зависеть – какая из команд первой начнет отвечать на вопросы 2 тура.
Вопросы 1 тура.
(Здесь и далее верные варианты ответов подчеркнуты, а в скобках указывается количество баллов, присуждаемое за верный ответ)
1. Найдите натуральный корень уравнения: .
Варианты ответов: а) 0 (0 баллов); б) 3 (3 балла); в) 0 и 3 (0 баллов); г) 3 и 2 (0 баллов); д) уравнение не имеет натуральных корней (0 баллов).
2. Найдите неотрицательный корень уравнения: .
Варианты ответов: а) -2 (0 баллов); б) (0 баллов); в) (0 баллов); г) 5 (2 балла); д) уравнение не имеет неотрицательных корней (0р.).
3.Найдите сумму корней уравнения:
Варианты ответов: а) 3 (0 баллов); б) 2 (1 балл); в) -2 (0 баллов); г) -3 (0 баллов); д) уравнение не имеет корней (0 баллов).
4. Найдите сумму кубов корней уравнения:
Варианты ответов: а) -2 (0 баллов); б) 4 (0 баллов); в) 2 (0 баллов); г) 0 (5 баллов); д) уравнение не имеет корней (0 баллов).
2тур. “Что? Где? Когда?”Учитель: Сейчас командам будет предложено несколько вопросов. Первой ответ дает команда, набравшая большее количество баллов в предыдущем туре. Затем право 1 ответа переходит к следующей команде. На размышления командам дается 1 минута. В случае неверного ответа возможность высказать свою версию переходит к команде соперников. Каждый верный ответ будет приносить ответившей команде по 0,5 балла. А в это время капитанам будут предложены собственные задания.
Вопросы 2 тура.
1. Индейцы называли его “сунья”, арабские математики “сифр”. Как мы называем его сейчас?
Ответ: ноль.
2. Именно этот учебник был первой в России энциклопедией математических знаний. По нему учился М.В. Ломоносов, называвший его “вратами учености”. Именно в нем впервые на русском языке введены понятия “частное, произведение”, “делитель”. Назовите учебник и его авторов.
Ответ: “Арифметика” Л.Ф. Магницкого.
3. Это название происходит от двух латинских слов “дважды” и “секу”, буквально “рассекающая на две части”. О чем идет речь?
Ответ: о биссектрисе.
4. На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением шара и описанного около него цилиндра. Спустя почти 200 лет по этому чертежу нашли его могилу. Кто этот математик?
Ответ: Архимед.
5. В древности такого термина не было. Его ввел в XVII веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает “спица колеса”. Что это?
Ответ: радиус.
6. Слово, которым обозначается эта фигура, в переводе с греческого означает “натянутая тетива”. Что это?
Ответ: гипотенуза.
7. Точка, от которой в Венгрии отсчитывают расстояния, отмечена особо. В этом месте в центре Будапешта стоит памятный знак. Кто или что было удостоено таких почестей?
Ответ: нуль.
8. Воины римского консула Марцелла были надолго задержаны у стен города Сиракузы мощными машинами – катапультами. Их изобрел для защиты своего города великий ученый Архимед. Назовите еще одно изобретение Архимеда, которое и поныне используется в быту.
Ответ: винт Архимеда, используется в мясорубке.
“Конкурс капитанов”
Учитель: Пока остальные игроки отвечают на вопросы, капитаны могут принести своим командам дополнительные баллы, если правильно ответят на вопросы капитанского конкурса.
1. Часы с боем “отбивают” один удар за одну секунду. Сколько времени потребуется часам, чтобы “отбить” 12 часов?
Варианты ответов: а) 12 секунд (0 баллов); б)11 секунд (0,5 балла); в) 13 секунд (0 баллов); г)13 часов (0 баллов); д) 1 час (0 баллов).
2. Продолжите числовой ряд
18 20 24 32?
Варианты ответов: а) 48 (0,5 балла); б) 40 (0 баллов); в) 34 (0 баллов); г) 24 (0 баллов); д) невозможно продолжить, т.к. между числами нет зависимости (0 баллов).
3. Не вычисляя корней уравнения , найдите , где и - корни данного уравнения.
Варианты ответов: а) (0 баллов); б) (0 баллов); в) (1 балл); г) (0 баллов); д) невозможно найти (0 баллов).
3 тур. “Практическая задача”Учитель: А сейчас у каждого из вас есть возможность увеличить количество набранных вами баллов. Командам будет предложена задача, верное решение которой увеличит счет команды сразу на 5 баллов.
Вопрос 3 тура.
Три соседа мужика
(Федор, Яков и Лука),
Чтоб всегда с водою жить,
Стали свой колодец рыть.
Но Лука вдруг говорит:
- Ведь момент один забыт:
Нужно длины всех дорог
От колодца на порог
Сделать равными, друзья!
Допускать обид нельзя.Можно ль это сделать им?
И смекни, путем каким?
Ответ: В случае если дома расположены не на одной прямой, то, построив треугольник с вершинами в точках, где расположены дома и проведя серединные перпендикуляры к его сторонам, можно смело рыть колодец в точке их пересечения.
В конце игры подводятся итоги и выставляются оценки победителям и болельщикам, заработавшим наибольшее количество баллов, помогая командам решать задачи.
При составлении конкурса использовались книги ([1]-[3]).
Литература
- Занимательная математика. 5-11 классы. (Как сделать уроки математики нескучными)/ Авт. сост. Т. Д. Гаврилова. – Волгоград: Учитель, 2004. – 96с.
- Предметные недели в школе. Математика./ Сост. Л.В. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2003. – 134с.
- Час занимательной математики./ Под ред. И.Я. Фальке. – М.: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сервисшкола, 2003. – 176с.