Цели:
образовательная: познакомить и научить работать с приложением “Калькулятор”;
развивающая: развитие логического мышления, внимания, памяти;
воспитательная: развитие познавательного интереса, умение работать самостоятельно.
Планируемые результаты:
Знать:
- технологию использования приложения Калькулятор при переводе чисел из одних систем счисления в другие;
Уметь:
- изменять вид Калькулятора;
- вводить числа с помощью клавиатуры, мыши;
- переводить числа из одних систем счисления в другие.
Тип урока: урок с применением современных информационных технологий.
Форма урока: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-демонстрационные, практические.
Комплексно-методическое обеспечение: мультимедийный проектор, экран, программное обеспечение, компьютеры, инструкции к практической работе, карточки для самостоятельной работы.
Межпредметные связи: информатика, математика, английский язык.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (подготовка рабочего места: конспекты)Потребность в счете у человека возникла еще в древние времена. Для сохранения результатов подсчетов сначала люди использовали засечки, зарубки, рисунки. Понадобился не один десяток веков, пока люди придумали числа для обозначения количества и научились с ними работать. Сейчас, используя компьютерные технологии, можно намного облегчить эту работу. И сегодня мы убедимся в этом.
Объявление темы урока
Тема: Перевод чисел из одних систем счисления в другие с помощью стандартного приложения Windows Калькулятор. Слайд 1
2. Цели:- познакомиться со стандартным приложением Калькулятор;
- овладеть технологией работы со стандартным приложением Калькулятор;
- найти межпредметные связи информатики с математикой, английским языком.
На этом уроке мы познакомимся и научимся работать с приложением Калькулятор. В течение урока я буду иллюстрировать свой рассказ слайдами. Для закрепления темы выполним практическую работу, а в конце урока проверим, как вы поняли сегодняшнюю тему небольшой самостоятельной работой. Слайд 2
3. Этап актуализации знанийПовторение ранее изученного материала. Студенты отвечают на следующие вопросы преподавателя:
- Какие виды систем счисления вы знаете?
- Приведите примеры позиционных систем счисления.
- Как определить основание позиционной системы счисления?
- Какое основание имеет десятичная, восьмеричная, шестнадцатеричная, двоичная системы счисления?
Преподаватель: А теперь послушаем стих про необыкновенную девочку и ответим на вопросы.
Звучит стих. Слайд 3, Звук 1.
НЕОБЫКНОВЕННАЯ ДЕВОЧКА
Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила.
Все это правда, а не бред.Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге.
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.Она ловила каждый звук
Своими десятью ушами,
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.И десять темно-синих глаз
Рассматривали мир привычно,
Но станет все совсем обычным,
Когда поймете мой рассказ.
/Н. Стариков/
(Переводят у доски) 10012 = 1*23 + 1*20 = 910
Преподаватель: На сегодняшний день вы знаете все алгоритмы перевода чисел из одних систем счисления в другие. Такой перевод требует много времени и достаточно полных знаний по данной теме. Но как сделать так, чтобы сэкономить это время и уменьшить трудоемкость? Сегодня попытаемся найти ответ на этот вопрос.
4. Этап изучения нового материалаСлайд 5
При переводе числа из одной системы счисления в другую используют Калькулятор.
Чтобы поменять вид Калькулятора с Простого на Инженерный, выбираем в Главном меню Вид —> Инженерный. Появились дополнительные кнопки. Обратите внимание на кнопки Bin – двоичная система счисления, доступны две кнопки: 0,1; Oct – восьмеричная СС, доступны цифры от 0 до 7; Dec – десятичная СС, доступны цифры от 0 до 9; Hex – шестнадцатеричная СС, доступны цифры от 0 до 9 и буквы от А до F.
Ввод цифр производится двумя способами:
- ЩЛ мышки на Калькуляторе;
- с помощью клавиатуры.
5. Этап закрепления знаний.
Слайд 6 (Приложение 1)
Преподаватель: Чтобы убедиться, что использование Калькулятора облегчает перевод числа из одной СС в другую и позволяет сэкономить много времени, выполним практическую работу.
Студенты знакомятся с инструкцией по проведению практической работы, проводят вычисления с помощью стандартного приложения Калькулятор и результаты работы оформляют в таблицу.
Практическая работа
Тема: “Перевод чисел из одних систем счисления в
другие с помощью стандартного приложения Windows
Калькулятор”
Цель работы:
Научиться применять приложение Калькулятор
при переводе чисел из одних СС в другие.
Задание 1. Упорядочите следующие числа по убыванию:
1100112, 122216, 1238
*
Задание 2. Докажите равенство:- 510 = 000001012
- 1011112 = 4710
- 63610 = 100111110012
Слайд 7 (Приложение 2)
Преподаватель: Для того, чтобы проверить и закрепить изученный материал, выполним самостоятельную работу.
(Преподаватель раздает карточки с заданиями для самостоятельной работы. У каждого на столе <Рисунок 1> )
Критерии оценок:
- Правильно получено ключевое слово и оформлено в тетради – оценка “5”.
- Правильно получено ключевое слово, не оформлено в тетради – оценка “4”.
- Ключевое слово получено не полностью – оценка “3”.
(Ключевые слова: Вариант 1-СИМВОЛ, Вариант 2 – дискета, Вариант 3 – сектор, Вариант 4 – система, Вариант 5 – ролик, Вариант 6 – сддиск, Вариант 7 – дисковод, Вариант 8 – робот, Вариант 9 – кластер, Вариант 10 – битбайт).
6. Домашнее заданиеСлайд 8
Перевести двоичные числа в десятичную систему счисления, заполнить квадрат и убедиться, что он магический.
7. РефлексияСлайд 9