Предпрофильная подготовка (ППП) представляет
собой систему педагогической, психологической,
информационной и организационной поддержки
учащихся основной школы. К предпрофильной
подготовке относятся информирование и
ориентация учащихся 9-х классов в отношении их
возможного выбора профиля обучения в старшей
школе, направлений для продолжения обучения в
системе начального или среднего
профессионального образования.
В ходе эксперимента должны быть отработаны
различные варианты предпрофильной подготовки.
Коренное изменение учебно-воспитательного
процесса приведет к построению новой системы
образования девятиклассников.
ПЛАН МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
В УСЛОВИЯХ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
в Стригинской средней школе в 2005/2006 учебном году
Задача |
Мероприятие |
Сроки |
Ответственные |
Результат |
Ознакомить педагогов школы с Концепцией ППП и ПО | Педсовет “О концепции ППП” | август | ДШ ЗДШ |
|
Ознакомить педагогов с преимуществами инновационной (адаптивной) школы | Совещание “Повышение профессиональной компетентности педагогов в инновационной школе” |
сентябрь | ЗДШ | |
Выявить отношение педагогов к нововведениям в школе и определить степень готовности учителей к реальному участию в инновационных процессах | Диагностика (анкетирование) “Готовность педагога к работе в творческой школе, инновационном режиме” |
октябрь (начало) | ЗДШ | |
Ознакомить педагогов с программой профессиональной компетентности | Индивидуальные беседы и утверждение на ШМО “Программы профессиональной компетентности педагогов” | октябрь (конец) | ДШ ЗДШ р ШМО |
|
Обучить учителей методике разработки программ курсов по выбору (элективных курсов) | Семинар “Технология преподавания элективных курсов” | ноябрь - март | ЗДШ учителя |
|
Мотивировать учителей работать в инновационной школе | Собрание ТК Разработка системы показателей для оценки труда учителей, занятых в системе ППП |
ноябрь | ||
Инструктивно-методическое совещание для руководителей 8-9 классов “Рейтинговая карта предпрофильных предпочтений девятиклассников. Портфолио.” | декабрь | ЗДШ Кр 8-9 кл. |
||
Ролевая игра “Портфолио” | январь | |||
Выработать меры для успешного окончания основной и средней (полной) школы | Статическая мониторинговая процедура для получения “моментальной фотографии” состояния дел в 9 и 11 классах | февраль | ЗДШ Учителя-предметники |
|
Мониторинг в предпрофильных классах
(контрольные срезы, анкетирование). Мониторинг профессиональной определённости девятиклассников. |
март | ЗДШ Учителя-предметники |
||
Презентация программ курсов по выбору | апрель | учителя | ||
Организовать и провести итоговую аттестацию выпускников 9 класса | Совещание “О проведении итговой аттестации выпускников основной школы (экзамены по выбору) в соответствии с профилизацией |
март-июнь | ДШ ЗДШ |
|
|
Участие в конкурсах исследовательских работ (ученических, педагогических) | В течение года | ||
Организация работы по самообразованию педагогов “Образовательные технологии в системе ППП и ПО” | В течение года | |||
Курсы повышения квалификации | В течение года | |||
Организовать и проконтролировать работу ШМО в условиях перехода к ППП | В течение года | |||
Педсовет “Анализ деятельности школы в условиях перехода к ППП” |
июнь |
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФИЛЯ
Педагогическая поддержка – система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающий помощь учителя, учащихся и родителей в преодолении социальных, педагогических и личностных трудностей. Процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, проблем и путей самостоятельного достижения желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Этапы педагогической поддержки:
1. Диагностический
Фиксация факта, сигнала проблемности проектирования условий диагностики, установления контакта с ребёнком, проговаривания, совместная оценка степени проблемности
2. Поисковый
Организация поиска причин проблемы. Трудности, которые возникли и взгляд на ситуацию со стороны (приём “глазами ребёнка”)
3. Договорной
Проектирование действий педагога и ребёнка. Разделение функций и ответственности по решению проблемы налаживание договорных отношений. Заключение договора в любой форме
4. Деятельностный
Действует сам ребёнок: со стороны педагога
одобрение его действий, стимулирование,
обращение внимания на успешность
самостоятельных шагов, поощрение инициативы
Действует сам педагог: координация действий
специалиста в школе и вне её. Прямая
безотлагательная помощь ученику. Умение
поставить себя на место ребёнка
5. Рефлексивный
Совместное обсуждение успехов и неудач, констатация, фиксирование факта разрешимости проблемы. Осмысление ребёнком и педагогом нового опыта деятельности
ЭТИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ
- Самореализация педагога в творческой самореализации ребёнка
- Всегда принимай ребёнка таковым, каков он есть, в его постоянном изменении
- Не унижай достоинства своей личности и личности ребёнка
- Дети – носители грядущей культуры
- Воспитание: диалог культур
- Не сравнивай никого ни с кем. Сравнивать можно результаты своих действий
- Доверяя – не проверяй!
- Признавай право на ошибку и суди за неё
- Умей признавать свою ошибку
- Защищая ребёнка – учи его защищаться
- Оказывая поддержку – представь себя на месте ребёнка
- Не делай и не говори того, что не понравилось бы тебе