Цели урока.
- Закрепить умения и навыки в действиях с положительными и отрицательными числами.
- Развивать логическое мышление.
- С помощью интересных форм работы повысить активность учащихся на уроке, добиться сознательного усвоения материала.
Форма урока: традиционная.
Оборудование: жетоны, карточки каждому учащемуся, кроссворд на парту каждому ученику, тест на парту каждому ученику, таблица со словарными словами, таблица с ответами для теста.
На доске вывешивается таблица:
М | Р | Б | А | У | П | Г | А | Т | А |
-8 | 40 | -30 | 8 | 1 | 4 | -3 | 0 | -6 | 2 |
1. Организационный момент
Дорогие ребята! В течение ряда уроков мы изучали положительные и отрицательные числа и сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в удивительный мир положительных и отрицательных чисел. Обычно в путешествие берут компас, но в нашем путешествии нам помогут наши друзья: ручка, линейка, тетрадь, карандаш.
Решая разные задачи, вы можете проверить свои знания. За правильный ответ можно заработать жетон, тот, кто наберет наибольшее количество жетонов, получит титул “Лучший математик”.
В течение урока мы будем выполнять задания. При верно выполненном задании будете ставить себе 5 баллов, если вы допустите одну ошибку – 4 балла, две ошибки – 3 балла, три ошибки – 2 балла, если больше ошибок – 0 баллов.
2. Математическая разминка
На доске плакат, на котором зашифровано слово. Ваша задача разгадать слово, зашифрованное в примерах. Решите пример, найдите на таблице ответ и замените его буквой, получится имя индийского математика.
1. -10+(-20) | 2. -20 + 60 | 3. 27 + (-19) | 4. 0 – 8 |
5. -18 + 18 | 6. -8 – (- 5) | 7. -3 + 10 - 6 | 8. 1- (-1) +2 |
9. 7 + (- 6) -7 | 10. -5 -6 -4 +5 +12 |
Кто за одну минуту назовет имя индийского математика, тот получит жетон.
Таблица на доске. Ответ: слово “Брамагупта”
3. Историческая справка
Индийский математик Брамагупта живший в VII веке, пользовался отрицательными числами. Положительные числа представлял как “имущество”, отрицательные как “долг” .
Правила сложения положительных и отрицательных чисел он выражал так:
Это так трактовал индийский математик, а мы с вами пользуемся современными правилами сложения чисел: отрицательных и с разными знаками, вычитание чисел.
Сейчас мы их проверим.
4. Работа с карточкой
Один ученик работает за створкой. Задание написано заранее, затем створку открывают и проверяют.
В карточке записан номер задания , а рядом варианты ответов. Учитель читает задания, а ученики должны правильный ответ подчеркнуть.
1. Сумма двух отрицательных чисел есть число (отрицательное, положительное).
2. Сумма двух противоположных чисел равна (их сумме, нулю).
3. При сложении двух чисел с разными знаками, знак суммы совпадает со знаком того слагаемого, модуль которого (больше, меньше).
4. Чтобы из одного числа вычесть другое число, нужно (к уменьшаемому прибавить; от уменьшаемого отнять) число противоположное вычитаемому.
5. Чтобы найти расстояние между двумя точками координатной оси, надо найти модуль (разности, суммы) координат соответствующих точек.
Оцениваем себя сами, выставляя баллы.
5. Загадка
А теперь загадка, за загадку награда жетон.
Подумайте, иллюстрацией какого правила и конкретно какого примера могли бы послужить следующие рисунки.
6. Работа с учеником
№ 1051. Один ученик за створкой, остальные самостоятельно в тетради, затем открываем створку и проверяем. Верно 4 задания – 5 баллов, 1 ошибка – 4 балла,
2 ошибки – 3 баллов, 3 ошибки – 2 балла.
7. Кодовая самостоятельная работа
Написана на доске. Один за створкой решает, затем проверяют.
с | У | К | О | Р |
1) Х + 3 = -14 | - 17 | 17 | 11 | - 11 |
2) Х + 3,12 = - 5,43 | 8,55 | - 2,31 | 2,31 | - 8,55 |
3) 2 – У = - 5 9 9 |
3 |
1 |
7 |
-1 |
4) – Х = - 3,5 | - 3,5 | 3,5 | 0,35 | - 0,35 |
На доске записана таблица, надо решить уравнения, отыскать ответ и взять соответствующую букву, должно в итоге получиться слово (урок).
Проверим.
Нет ошибок – 5 б,
1 ошибка – 4 б,
2 ошибки – 3 б,
3 ошибки – 2 б,
остальные – 0 б,
8. Физкультминутка
Мы можем весело шагать
По лесенке волшебной
На двух ногах
И на одной скакать
Руками весело махать
Смотреть по сторонам, кругом
С друзьями пробежать бегом
И отдохнуть потом.
9. Словарный диктант
Читает учитель, затем вывешивается таблица со словами.
Проверка по таблице:
нет ошибок – 5 б,
1 ошибка – 4 б,
2 ошибки – 3 б,
3 ошибки – 2 б.
Модуль числа, отрицательное число, координатная прямая, начало отсчета, противоположные числа, абсцисса, ордината, положительное число.
10. Тест
После того как, тест выполнили, вывешивается таблица ответов на доске, ученики меняются тестами с соседом по парте, проверяют и ставят баллы.
В–1 1) Найдите сумму - 27 и - 11 |
В–2 2) Найдите сумму - 12 и - 33 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | c | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
c | c | c | c | c | c | c | c | c | c | c |
Нет ошибок – 5 б,
1 ошибка – 4 б,
2 ошибка – 3 б,
3 ошибки – 2 б.
11. Кроссворд
Задание на доске.
Поработай головой, а кроссворд у нас такой.
1. Расстояние от начала отсчета до точки.
2. Знак, используемый для сравнения чисел.
3. Абсцисса и ордината.
4. Один из компонентов при сложении.
5. Один из компонентов действия вычитания.
6. Старинное название школьного курса.
Ответы. 1. Модуль 2. Меньше 3. Координаты 4. Слагаемое 5. Разность 6. Арифметика
Если в горизонтальные строчки правильно записать ответы на вопросы, то в столбце образуется имя создателя координатной прямой (в 1637 г.): Французский математик Рене Декарт.
Нет ошибок – 5 б, 1 ошибка – 4 б, 2 ошибки – 3 б, 3 ошибки – 2 б.
12. Итог
Итог подведем в виде конкурса. Задача учеников разгадать пословицу, которая в ней зашифрована. Рядом ключ к разгадке.
В таблице записаны примеры. Надо устно решить, найти ответ и заменить буквой.
Прочитали пословицу “Кончил дело, гуляй смело”.
Кто первый прочитает, тот получает жетон.
1) -(-19) 2) |-5| 3) |х| = 3 4) - 10 + (- 90) 5) - 100 + 500 6) 10 + (- 10) 7) - 200 + 0 8) 19 - 10 9) 7 - 7 10) - 5 - (- 10) 11) - 5 - 0 12) - 2 - 9 13) - 2 - (-2) 3 3 14) - 5 - 7 6 6 15) 400 - 100 16) - 1 - (- 1) + 2 17) 0 - (- 7) + 6 18) - 5 + 10 + 4 19) 30 -30 -6 - 4 + 10 20) 1 - х = - 4 |
Кто набрал
от 25 до 30 б. - оценка “5”,
от 20 до 24 б. - оценка “4”,
меньше 20 б. - оценка “3”.
Кто набрал наибольшее количество жетонов, получает титул “Лучший математик”. Д / З. № 1094, № 1101.