Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний о двух способах проверки слов с безударной гласной в корне слова". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
  • развитие умения проверять слова с безударными гласными в корне слова;
  • развитие речи учащихся, наблюдательности;
  • воспитание аккуратности, бережного отношения к природе.

Ход урока:

I. Орг. момент

– К нам на урок пришел человечек «Грамотей». Да не простой, в маске, а под маской он спрятал загадку. Разгадаете ее, если на уроке будете внимательными, активными.

– Посмотрите, к чему нас призывает «Грамотей»:

Пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно! пчаг

(листочки с этими словами вывешиваются на доску)

II. Актуализация опорных знаний.

А урок начнем с одной истории (слово ученику):

Вызвал внезапно учитель к доске.
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Все, что слегка подучил я вчера,
Все, как назло, позабыл до утра!
Громко учитель диктует «окно»,
Мелом пишу на доске я «акно».
Слышу, как шум поднимается в классе:
– Надо писать через о, через о!
Мел я в смущении крошу на куски…
Ох, опозорился я у доски!

– Почему опозорился ученик? Какое правило он не знал?

II. Чистописание.

– Пришло время узнать первую загадку «Грамотея». (У учителя карточки с элементами букв:

Дети с места эти элементы называют, а ученик у доски, не видя их, записывает).

– Какие буквы можно собрать из этих элементов? Запишите.

– Какая лишняя? Почему?

– Какая гласная всегда сильная?

– Что вы можете сказать об оставшихся гласных?

– Почему мы так особо говорим именно о них?

Дети:

Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.

.

- Как вы уже догадались, сегодня на уроке будем работать над правописанием безударных гласных в корне слова.

- Ну, что, - в путь!

 

IV. Словарная работа.

На доске слова:

М . роз, сн . жинка, вет . р, ин . й, сн . говик, сн . жок

- Прочитайте слова.
- Что общего у них?
- На какие 2 группы можно их разделить?
- Запишите красиво и грамотно словарные слова.

(1 ученик вставляет пропущенные безударные гласные, ударение)

Проверка-сигналы.

-Прочитайте слова, которые остались. Какие это слова?
(Однокоренные)

-Почему?
- В какой части слова находится безударная гласная? Какую гласную надо вставить?
- Что для этого сделаем?
- Значит, в русском языке есть слова с непроверяемыми безударными гласными, мы их …..
- А есть слова с безударными гласными, которые можно проверить. Как?

(Правило- схема)

V. Закрепление.

Грамотей решил поиграть с вами:

У доски 2 ученика. Первый: игра в снежки «Попади в цель»:

Второй ученик : игра «Разбери сугроб»- куча-мала из слов, нужно соединить стрелками слова с буквами.

Ч . стота
Л . сник
Т . жёлый
Св . сток
В . зать
Сн . гирь

(При проверке спросить: Каким способом проверяли?)

Остальным детям в это время Грамотей расставил капканы-ловушки. Надо их увидеть и не попасться в них. Необходимо увидеть ошибки, проверить и грамотно написать в тетрадь.

Мароз трищит, зема метет,

Снигирь, как маков цвет, цвитет.

- Как понимаете выражение «маков цвет»?

Проверка.

- Молодцы, показали свои знания. Пришло время отдохнуть.

Физминутка.

( На доске карточки со словами.

Если учитель показывает слово с безударной гласной Е, - дети приседают, если с другой гласной – подпрыгивают.

В . да, ш .ги, с . ло, р . чной, х . лмы, з . мля, сл . ды, с . лить, зв . нил, сп . шит, п . ля.)

VI. Работа по картине «Зима в лесу».

- После отдыха отправимся в зимний лес. Много удивительного встретишь там.
- Рассмотрите внимательно картину и составьте несколько предложений.
- Кому, ребята, особенно тяжело зимой?
- Вспомните стихотворение «Покормите птиц зимой» Н. Яшина.

Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть – одна
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!

- Чем мы можем помочь пернатым друзьям?

- Грамотей тоже был в зимнем лесу. Он составил и записал рассказ, да вот беда! Пока шёл, разыгралась снежная буря. Она вырвала из одних рассказов слабые буквы, а в других перепутала все предложения.

-Давайте наведем порядок в тексте.

(Текст на карточках один и тот же, но задания разные:

  • для слабых: - прочитать текст, списать, вставляя пропущенные буквы, подчеркнуть их;
  • остальные должны составить из слов каждой строчки предложения, записать, найти и подчеркнуть в словах безударную гласную и закончить самим рассказ.

Взаимопроверка. Отметки на полях.

Итог.

- Грамотей снимает маску. А Я
- Вот это, да!

- Какая же это загадка? Ребус какой-то! , ,
- Попробуем вместе расшифровать. И Е
- Глаза, нос, рот – буквы. Какие?
- Что обозначает этот значок?
- Если гласные а, о, и, я, е находятся в корне слова, то их нужно проверять.
- Как? (ударение на схеме)
- Разгадали ребус?
- Выполнили указания Грамотея?
- Молодцы! Погладьте себя по голове.