Цели:
- уточнение знаний учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;
- развитие умения проверять слова с безударными гласными в корне слова;
- развитие речи учащихся, наблюдательности;
- воспитание аккуратности, бережного отношения к природе.
Ход урока:
I. Орг. момент
– К нам на урок пришел человечек «Грамотей». Да не простой, в маске, а под маской он спрятал загадку. Разгадаете ее, если на уроке будете внимательными, активными.
– Посмотрите, к чему нас призывает «Грамотей»:
Пиши красиво, чисто, аккуратно, грамотно! пчаг
(листочки с этими словами вывешиваются на доску)
II. Актуализация опорных знаний.
А урок начнем с одной истории (слово ученику):
Вызвал внезапно учитель к доске.
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Все, что слегка подучил я вчера,
Все, как назло, позабыл до утра!
Громко учитель диктует «окно»,
Мелом пишу на доске я «акно».
Слышу, как шум поднимается в классе:
– Надо писать через о, через о!
Мел я в смущении крошу на куски…
Ох, опозорился я у доски!
– Почему опозорился ученик? Какое правило он не знал?
II. Чистописание.
– Пришло время узнать первую загадку «Грамотея». (У учителя карточки с элементами букв:
Дети с места эти элементы называют, а ученик у доски, не видя их, записывает).
– Какие буквы можно собрать из этих элементов? Запишите.
– Какая лишняя? Почему?
– Какая гласная всегда сильная?
– Что вы можете сказать об оставшихся гласных?
– Почему мы так особо говорим именно о них?
Дети:
Безударный хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
.
- Как вы уже догадались, сегодня на уроке будем работать над правописанием безударных гласных в корне слова.
- Ну, что, - в путь!
IV. Словарная работа.
На доске слова:
М . роз, сн . жинка, вет . р, ин . й, сн . говик, сн . жок
- Прочитайте слова.
- Что общего у них?
- На какие 2 группы можно их разделить?
- Запишите красиво и грамотно словарные слова.
(1 ученик вставляет пропущенные безударные гласные, ударение)
Проверка-сигналы.
-Прочитайте слова, которые остались. Какие это
слова?
(Однокоренные)
-Почему?
- В какой части слова находится безударная
гласная? Какую гласную надо вставить?
- Что для этого сделаем?
- Значит, в русском языке есть слова с
непроверяемыми безударными гласными, мы их …..
- А есть слова с безударными гласными, которые
можно проверить. Как?
(Правило- схема)
V. Закрепление.
Грамотей решил поиграть с вами:
У доски 2 ученика. Первый: игра в снежки «Попади в цель»:
Второй ученик : игра «Разбери сугроб»- куча-мала из слов, нужно соединить стрелками слова с буквами.
Ч . стота | |
Л . сник | |
Т . жёлый | |
Св . сток | |
В . зать | |
Сн . гирь |
(При проверке спросить: Каким способом проверяли?)
Остальным детям в это время Грамотей расставил капканы-ловушки. Надо их увидеть и не попасться в них. Необходимо увидеть ошибки, проверить и грамотно написать в тетрадь.
Мароз трищит, зема метет,
Снигирь, как маков цвет, цвитет.
- Как понимаете выражение «маков цвет»?
Проверка.
- Молодцы, показали свои знания. Пришло время отдохнуть.
Физминутка.
( На доске карточки со словами.
Если учитель показывает слово с безударной гласной Е, - дети приседают, если с другой гласной – подпрыгивают.
В . да, ш .ги, с . ло, р . чной, х . лмы, з . мля, сл . ды, с . лить, зв . нил, сп . шит, п . ля.)
VI. Работа по картине «Зима в лесу».
- После отдыха отправимся в зимний лес. Много
удивительного встретишь там.
- Рассмотрите внимательно картину и составьте
несколько предложений.
- Кому, ребята, особенно тяжело зимой?
- Вспомните стихотворение «Покормите птиц зимой»
Н. Яшина.
Покормите птиц зимой
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна,
Горсть – одна
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
- Чем мы можем помочь пернатым друзьям?
- Грамотей тоже был в зимнем лесу. Он составил и записал рассказ, да вот беда! Пока шёл, разыгралась снежная буря. Она вырвала из одних рассказов слабые буквы, а в других перепутала все предложения.
-Давайте наведем порядок в тексте.
(Текст на карточках один и тот же, но задания разные:
- для слабых: - прочитать текст, списать, вставляя пропущенные буквы, подчеркнуть их;
- остальные должны составить из слов каждой строчки предложения, записать, найти и подчеркнуть в словах безударную гласную и закончить самим рассказ.
Взаимопроверка. Отметки на полях.
Итог.
- Грамотей снимает маску. А Я
- Вот это, да!
- Какая же это загадка? Ребус какой-то! , ,
- Попробуем вместе расшифровать. И Е
- Глаза, нос, рот – буквы. Какие?
- Что обозначает этот значок?
- Если гласные а, о, и, я, е находятся в корне слова,
то их нужно проверять.
- Как? (ударение на схеме)
- Разгадали ребус?
- Выполнили указания Грамотея?
- Молодцы! Погладьте себя по голове.