Общеизвестно, что уже в Древней Греции, наряду с чтением, письмом и физическими упражнениями, обучали риторике. Риторика (от греческого «ритор» - оратор) – одна из самых древних наук на земле. Она возникла как наука об искусной, красной речи. В первом основополагающем учебнике по риторике, который принадлежит М.В.Ломоносову, говорится, что «риторика есть наука говорить и писать красно». Возрождение ее началось в середине 20 века, и во многих школах преподается как отдельный предмет. Школьный курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают коммуникативные умения. Дети учатся анализировать и оценивать общение, на уроках формируются умения говорить, слушать и слышать, писать и читать, т.е. умения общаться.
Уроки риторики надо начинать с 1 класса, т.к. дети в таком возрасте легко впитывают образцы речи, эмоциональны, любят играть. Но для того, чтобы ребята легко раскрывались эмоционально, в классе надо создавать доброжелательную обстановку. Нужно замечать каждую удачу ученика, каждый его шаг вперед (в результате работы Ваня стал говорить громче, Игорь и Дима провели доброжелательный диалог, Катя четко проработала скороговорку).
Очень важно, чтобы ни один ученик не просидел молча весь урок, и подытоживая результаты работы класса отметить речевую активность детей (В результате работы Олега мы сегодня слышали 5 раз, Ксюшу – 6 раз, причем ее фрагмент диалога был более занимательным).
Каждый урок в 1 и 3 классах начинаем с речевой гимнастики:
1. Учимся правильно дышать, т.к. от речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи.
Первые упражнения связаны с формированием правильной осанки:
а) правильное положение тела, стоя, сидя;
б) упражнения «Дровосек» (имитация рубки дров),
«Освобождение от усталости» (тело расслабить и
покачаться как на пружине).
Далее переходим на дыхательную гимнастику:
1. Прочитать на одном дыхании:
Хомка, хомка, хомячок, | Подметает хомка хатку |
Полосатенький бочок, | И выходит на зарядку. |
Хомка раненько встает | Хомка хочет сильным стать |
Щечки моет, шейку трет. | (Вдох – и на выдохе «Раз, два, три, четыре, пять!» - выдохнуть весь воздух) |
2. Представьте, что вам необходимо:
задуть свечи,
сдуть с рукава пушинку,
раздуть огонь в потухающей печи,
подуть на горячее молоко, сдувая пенку.
Далее переходим на чистоговорки, скороговорки, упражнения на выразительность, где дети должны мимикой и жестами «создать образ» персонажа, от лица которого ведется монолог.
Игра «Лесное радио».
Дети делятся на группы. Даются карточки:
- Медведь – «Не шуми зимой в лесу. Не тревожь мой сон».
- Лиса – «Не ругайте меня, если я украду курочку».
- Заяц – «Прошу оказать помощь, а именно: морковкой, капустой».
- Лось – «Принеси охапку сена, я буду очень рад».
Ребята должны, подражая лесным жителям, передать текст объявления.
Большая работа проводится на развитие внимания.
3. «Слушали и услышали»
Цель - быть внимательными и неравнодушными слушателями, что очень важно развивать с детьми начальной школы.
1. На примере Осеевой «Хорошее»
(«Захотел ли Юра услышать свою сестренку, помочь Трезорке?». Приходилось ли вам быть внимательными по отношению к другим?)
2. Разыгрывание ситуации:
«Ты вернулась из школы, мама попросила тебя вынести мусор. Что и как ты ответишь?»
На уроках даю ребенку возможность не бояться спрашивать, если не понятно значение слова:
Есть слово «проволочка»
И «проволочка» есть.
А что такое «атлас»
Его приносят в класс?
Я прочитала «атлас»,
Но есть ведь и «атлас». – Что же означают эти слова?
В предлагаемую программу по риторике входят два больших блока: общение и речевые жанры. Фрагмент урока I блока «Слушаю целый день», проводится в виде викторины (2 команды):
1. Кто больше назовет пословиц и поговорок о слушании. (Например: «Меньше говори, больше слушай», «Я ему про Фому, а он мне - про Ерему»)
2. Где ошибка, назови. Будь внимателен.
«Январским ясным утром
В начале сентября
Взашла луна, а звезды
Упали на поля»
3. Изобрази без слов (изобразить внимательного и невнимательного человека).
4. Задай вопрос! (Сформулировать правильно вопрос на непонятные слова) по сказке Ершова «Конек – Горбунок»
«Так неделей через пять
Спальник1 начал примечать,
Что Иван коней не холит2
И не чистит и не школит3…»
1- придворный член в допетровской России;
2- ухаживать, держать в чистоте, тепле, лелеять;
3- держать под присмотром, в строгости.
В конце урока при подведении итогов ни один ребенок не обходится без внимания. Даже если ученик только начал говорить. (Дать положительную оценку, подбодрить)
На уроках первого блока у учащихся формируются важнейшие умения: разные формы приветствия в зависимости ситуации (учитель, ученик, друг); что смех и смешит и огорчает; громкость речи, в зависимости от высказывания; правила речевого общения во время телефонного разговора; жесты и мимика при общении – главное говорить так, чтобы не обидеть собеседника ни словом ни жестом.
II Блок «Речевые жанры» дает представление о тексте:
1. Составление рассказа по представлениям.
Д.Родари «Почему говорят, что подкова приносит счастье? (Восстановить последовательность предложений в тексте, чтобы получился понятный рассказ)
2. Закончи рассказ.
«Жила – была курица, и было у нее трое цыплят. Цыплята были непослушные, и курице тяжело было за ними приглядывать. Вот однажды повела мама – курица своих деток на прогулку…»
3. Собери пословицы.
У семи нянек | апрель с травой. |
Здоровое дерево | мало леса – береги |
Много леса – не губи, | дятел не долбит. |
Март с водой, | дитя без глаза. |
4. Определи смысл пословиц.
Растение – земли украшение. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет. Сентябрь холоден да сыт.
5. Придумай ответ.
Что думает мышка, когда спрячется в норку? О чем мечтает лягушка, лежа на камушке?
6. Нарисуй по рассказу.
Зачитывается любой отрывок из рассказа, сказки, стихотворения. Дети должны нарисовать картинку по заданному сюжету.
В ходе обучения знакомимся с запретами (мягкими и строгими), где учащиеся учатся анализировать запреты, объясняя их необходимость, т.к. запреты помогают соблюдать правила поведения. Составляют свои запреты. В итоге учащиеся приходят к выводу, что выражение запреты в мягкой, более деликатной форме помогает установить более благоприятный, теплый психологический климат в коллективе, семье. Например: «Пожалуйста, не сорите», «Просим соблюдать тишину», «Спасибо за то, что вы не дразните животных».
Далее идет знакомство со знаками – цель дать детям элементарные понятия о системе знаков, которые окружают человека (ребятам предлагается оформить расписание уроков через определенные знаки ).
Мы живем в такое время, когда средства массовой коммуникации играют в нашей жизни большую роль. Поэтому провожу знакомство с газетой, с ее жанрами (статья, зарисовка, фельетон, портрет, рассказ, заметка, хроника). В процессе беседы ученики анализируют хронику и заметку, чем они отличаются. Например: хроника. Что это такое? (маленькое короткое сообщение)
«С 4 по 8 марта в Нижнеудинске будет проходить выставка художника Ускова.»
Тут же дети сами находят недочеты и исправляют их.
«18 декабря в школе № 9 проводится открытый урок. На уроке присутствовали учителя других школ»
Провожу работу над сочинениями.
- Рассуждения: игра «объяснялки»
Нужно знать правила дорожного движения, потому что нельзя перебивать говорящего человека: ведь …
Золотая рыбка в сказке Пушкина не выполнила желание старушки…
- Сочинение описание (описывают любое дерево)
Что дает риторика? Дети на уроках чувствуют себя раскованней, не боятся отвечать, речь становиться ярче, образней, повышается активность. Постоянно звучит вопрос: «Почему? Докажу». Учащиеся получают риторические знания о том, как стать хорошим собеседником, как успешно выступить с сообщением на уроке, на школьном празднике перед большой аудиторией, как одержать победу в словесном споре. В повседневной жизни, на учебных занятиях или праздничных встречах с особым интересом слушают того, кто говорит чисто и правильно, легко находит нужное слово для защиты или убеждения, прекрасно рассказывает. Центральное место в этом предмете занимают коммуникатовно – речевые задачи, которые формируют у учеников умение анализировать, оценивать общение (в том числе и свое собственное), и главное – умение общаться, умение успешно пользоваться даром слова.
Литература:
- Детская риторика в рассказах и рисунках – Т.А. Ладыженская. 1 – 4 класс
- «Уроки риторики» Развитие речи – Л.Г. Антонова
- Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках – Т.А. Ладыженская
- Карточки «Путешествие в Изумрудный город с приключениями и открытиями или «Учимся понимать текст» - Г.Г. Граник, О.В. Соболева.