Сентябрь
Диагностика детей:
I. Тест на тревожность (методика Р.Тэмпл, М.Дорки, В.Амен);
II. Oпределение умственного развития (методика Бине-Симона);
III. Диагностика психических процессов:
1. внимание
2. восприятие: а) цвета; б) формы; в) величины
3. память: а) слуховая; б) зрительная
4. мышление и речь
Методика Бине-Симона
Детям предлагаются вопросы:
- Назови свой пол
- Назови предметы изображенные на картинках (машина, утка, собака, коза, заяц, лягушка)
- Повторить ряд чисел
- Сравнить длину показанных линий (больше – меньше, длиннее – короче)
Данные заносятся в таблицу.
ДИАГНОСТИКА
I. ВНИМАНИЕ
1. Найти одинаковые предметы
Выставляется 4 формочки (стаканчик, шарик, карандаш и др.) две из которых одинакового цвета, размера, формы. Предлагается найти одинаковые, ответ обосновать.
2. Те же предметы ставятся в ряд и просят запомнить их расположение.
Ребенок отворачивается, предметы меняются. Спросить ребенка, что изменилось?
II. ВОСПРИЯТИЕ
- Цвет. Разложить кружочки по коробочкам. Предлагается разложить по коробочкам предметы одного цвета (используются основные 4 – 5 цветов).
- Формы. Предлагается ребенку разложить фигуры одинаковой геометрической формы по разным коробочкам.
- Величина. Поставить предметы по росту (матрешки)
III. ПАМЯТЬ
1. Слуховая.
а) Читается предложение: "Витя встал с
постели, умылся, сделал зарядку, оделся,
позавтракал и пошел в детский сад." Задать
вопрос о порядке действия Вити.
б) Читается ряд слов: машина, дерево, яблоко,
мальчик, лето, мама, платье. Предлагается
повторить слова по порядку.
2. Зрительная
Перед ребенком раскладывают 4 – 5 картинок. Просят запомнить, затем картинки убирают, а ребенка просят повторить, какие картинки он видел.
IV. МЫШЛЕНИЕ
Перед ребенком раскладывают картинки: на одних изображен один предмет, на других несколько. Ребенка просят разложить картинки в две стопки.
V. ОЦЕНКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Ребенку читается начало предложения и предлагается его закончить:
- На улице светит солнце…….
- Котята весело играли и ……
Октябрь
Занятие 6.
I. "Выбери одинаковые фигуры".
Цель: развитие внимания, восприятие цвета, формы.
Оборудование: М.М. Безруких "Ступеньки к школе", карточки с изображением фигур.
Ход задания: Перед каждым ребенком лист с изображением фигур. Надо найти одинаковые в каждой строке и раскрасить цв. карандашом. В первой строке – красным, во второй – синим, в третьей – зеленым.
II. Сказка "Три медведя".
Тема: Семья
Все дети знают сказку "Три медведя".
1) О ком сказка?
2) В чей дом пришла девочка?
3) Как звали большого, среднего, маленького
медведей?
Ответ: большого звали Михаил Иваныч. Кто он? Он – папа.
4) А как зовут твоего папу, маму?
5) Есть ли у тебя брат, сестра? Как их зовут? Бабушка, дедушка? Как их зовут?
III. Попросить детей нарисовать дома свою семью.
Ноябрь
Занятие 4.
I. "Поезд".
Цель: развитие внимания, зрительной памяти
Оборудование: несколько комплектов с цифрами.
Ход игры: каждому ребенку дают цифру по порядку и ставят всех по порядку в "паровозик". Запоминают как стоят и называют свой номер. Воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются, воспитатель хлопает два раза дети должны встать на свои места и назвать свою цифру.
II. "Сравнение"
Цель: повторение. Развитие восприятия величины, размера, мышления.
Оборудование: карточки с картинками (книга М.М.Безруких "Ступеньки к школе" № 10 стр. 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
а) показать картинку, назвать:
слон – большой, мышь – маленькая;
кран – высокий, лестница – низкая;
дорога – широкая, тропинка узкая.
б) попросить детей найти на картинках высокого животного, низкого.
Объяснить свой выбор (2-3 картинки).
I. Срисовываем точки
Цель: развитие навыков самоконтроля
Оборудование: Гатанов Н.В., стр. 41
Повторить рисунок.
IV. Релаксация:
Под спокойную музыку, с закрытыми глазами представляем тихое летнее утро, солнце светит и дотрагивается до твоего лица своими лучиками. Солнце яркое, лучи теплое.
Задание на дом: нарисовать большой и маленький предмет, высокий низкий.
Занятие 6.
I. "Чем похожи, чем отличаются?"
Цель: развитие зрительного восприятия, внимания, мышления, речи.
Оборудование: картинки тематические: предметы быта, одежды, транспорт, животные.
Ход игры: Воспитатель выкладывает картинки в ряд: платье, шарф, юбка. Найдите сходство. К чему можно отнести эти предметы? Одежда (вместе) 2-3 примера дети называют ответ сами. Машина, автобус, велосипед – транспорт. Кошка, собака, курица – дом. животные.
II. Дорисуй картинку.
Цель: развитие внимания, умения работать самостоятельно.
Оборудование: лист бумаги, карандаш.
Ход задания: каждому ребенку дают лист бумаги с незаконченным рисунком, карандаш. Просят дорисовать.
Объясни: Что ты сделал?
III. "Расскажи о погоде за окном."
Цель: развитие слухового внимания, наблюдательности, речи.
Ход игры: Предложить детям посмотреть за окно и рассказать: какое сейчас время года, что происходит в это время с листьями, дует ли ветер(2-3 предложения). Предлогают начать одному ребенку, другие продолжают, что не сказали предшественники.
Занятие 7.
I. Повторение теста тревожности Р. Теммла (I часть)
II. Предложить дома доброе животное.
III. Срисовывание точек (стр. 41 Гатанова Н.В.)
Декабрь
Занятие 5.
I. Анализируем ряды.
Цель: развитие внимания, логического мышления.
Оборудование: карточки, карандаш.
Ход:
1. Вычеркни лишнюю фигуру:
2. Вычеркни лишнюю цифру:
2, 4, 6, 7, 8
3. найди лишнее слово:
а) фиолетовый, красный, круг, желтый
б) гусь, ворона, соловей, утка
в) Москва, Петербург, Англия
г) береза, медведь, заяц, лиса
Ответ должен обосноваться.
II. Нарисуй так же.
Цель: развитие внимания, действия самостоятельности.
Оборудование: лист бумаги, карандаш
Задание: повторить рисунок
III. Проверка задания
Ребенок сам проверяет правильность своего рисунок. Если есть исправляет ошибки.
Занятие 6.
I. Какие страны ты знаешь?
1. В какой стране мы живем?
2. Какой главный город нашей страны? Какие города России вы еще знаете?
3. В каком районе мы живем?
4. На какой улице твой дом?
5. Какие страны ты знаешь? Какой там климат?
II.
- Какие виды транспорта вы знаете? Электроприборы?
- Найдите их изображение на картинках, покажите и назовите.
- Какие предметы посуды вы знаете?
- Какие виды одежды вы знаете?
III. Повтори рисунок.
Цель: умение работать самостоятельно
Январь
Занятие 3.
I. Перерисуй картинки по образцу.
Цель: развитие мелкой моторики, внимания.
Проверить. 10-15 минут.
(Гаврилова С.В. «Готов ли ваш ребенок к школе?» стр. 14)
II. «Что к чему подходит?»
Цель: развитие мышления и речи.
Оборудование: мяч.
Описание игры: дети встают вокруг воспитателя, воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч, называет слово. Ребенок ловит мяч и называет слово, которое подходит к слову сказанному воспитателем. Например: дом – крыша, зонт – дождь (лес, огород, школа, магазин и т.д.)
III. Зимующие птицы.
Цель: развитие речи
Оборудование: картинки с изображением птиц.
Задание: рассмотреть картинки, назвать птиц и описать их.
Занятие 4.
I. Разложить картинки по группам
Цель: развитие внимания, зрительной памяти, навыков анализа и синтеза
Оборудование: карточки которые можно разделить на несколько групп: транспорт, овощи, фрукты, посуда, одежда и т.д.
II. Слушай хлопки
Цель: развитие слухового внимания, способность к управлению поведением
Ход игры: дети встают в круг и договариваются, что на один хлопок все садятся на корточки, на два прыгают, на три дуют. Происходит движение по кругу, воспитатель хлопает.
III. Дорисуй, чтобы получилась картинка
Занятие 5.
I. Разложи по размеру
Цель: развитие глазомера, зрительного восприятия, внимание
Оборудование: 1. предметы разного размера; 2. два прямоугольника, круг, часть круга
Ход занятия:
1) разложить карандаши по размеру;
2) сколько раз данный прямоугольник уместится в
нарисованном
(сначала дети говорят сколько раз, а затем, наложив на нарисованный проверяют);
3) часть круга
4) Квадрат
II. Задание «Робот»
Цель: ориентация в пространстве.
Задание: Все встали вкруг. Воспитатель произносит команды, дети выполняют.
Шаг вправо, присели, два шага вперед, один влево, руки вперед, руки в сторону, повернулись направо…
Февраль
Занятие 1.
I. Инструменты
Цель: развитие внимания, расширение словарного запаса
Оборудование: картинки с изображением инструментов
Задание: все смотрят на картинки, описывают инструменты и говорят, ими делают. Кто работает этими инструментами?
II. Заполни фигуры по образцу
Цель: развитие внимания
III. Придумай загадку
Цель: развитие речи, памяти
Оборудование: 2 – 3 предмета
Задание: один из детей описывает предмет не называя его. Все должны отгадать.
Занятие 2.
I. Разложи фигуры по цвету, по форме
Цель: развитие внимания, логического мышления
Оборудование: геом. фигуры разного цвета
Задание: разложить фигуры по форме: треугольники, круги, квадраты
По цвету: красный, желтый …
II. Дорисуй, чтобы получилась картинка
III. Услышь звук
Цель: развитие фонематического слуха
Задание: Когда услышите в слове звук «О», хлопайте один раз, когда звук «А» - два раза (корова, машина, собака и т.д.)
Занятие 3.
I. Нарисуй картинку.
Цель: развитие зрительной памяти.
Задание: Показать детям карточку с рисунками 10-20 секунд. Попросить их нарисовать запомнившиеся предметы.
Проверка. Сравнение. Почему ошибка.
II. Найди предметы.
Цель: развитие слуха, памяти.
Оборудование: карточки с картинками.
Задание: Преподаватель произносит Транспорт и дети находят картинки относящиеся к транспорту и тд.
III. Услышь звук
Цель: развитие фонематического слуха
Задание: Преподаватель произносит КОТ. Дети выделяют звуки, какие слышат. РЫБА, ЗОНТ, КАША.
Занятие 5.
I. Какие виды спорта ты знаешь?
1. Перечислить зимние виды спорта, летние.
2. Рассказать о любимом виде спорта. Если ты занимаешься, то каким видом спорта?
3. Знаешь ли ты спортсменов в этом виде спорта?
4. Какой спортивный инвентарь ты знаешь?
5. В какой стране была Олимпиада летом?
II. Составь пазл.
Цель: развитие мышления.
Задание: составить пазл из 6-8 деталей.
III. Соедини точки.
Март
Занятие 2.
I. Проверка словарного запаса.
Цель: проверка грамматического построения речи, лексического запаса.
Ход игры: Ребенку предлагается объяснить значение 10 слов.
(Тест «словарный запас» Гатанова Н.В. стр.152)
II. Пока идет беседа с одним ребенком, другие выполняют задание:
Повтори узор стр. 33 «Завтра в школу»
Занятие 5.
I. Тест на определение словарного запаса
(Гатанова Н.В. стр.158)
II. Пока идет беседа с одним ребенком, другие рисуют.
Закончи рисунок:
Апрель
В течении апреля проводится итоговое тестирование детей, проверка детей на психологическую готовность к школе – «Тест школьной зрелости».