Урок трудового обучения в 1-м классе по теме: "Цветущая полянка" (аппликация из бумаги), во 2-м классе тема урока: "Сувенир: Кошка" (аппликация из природного материала)

Разделы: Технология, Начальная школа


Цели:

  1. Учить делать по образцу соцветия, основной частью которых является круг.
  2. Закреплять умение вырезать круги, срезать ненужные части, склеивать. Развивать навык складывания круга, совмещая стороны, развивать глазомер, аккуратность в работе.
  3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

1) ватман, покрашенный зеленым цветом
2) шаблоны-круги диаметром 8 см, 6см, 1см
3) рисунки цветов: ромашка, василек, мак, одуванчик
4) схемы изготовления их соцветий
5) клей, ножницы, цветная бумага
6) Запись на аудиокассете: Л. Боккерини «Менуэт», Л. Делиб « На цыпочках», И.-С. Бах « Музыкальная шутка»
7) Изображение Буратино

Ход урока

1) - Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего занятия: « Цветущая полянка». И сейчас вы станете волшебниками, превратите эту зеленую полянку (лист ватмана зеленого цвета) в цветущую.

А какие полевые и луговые цветы вы знаете? /колокольчик, одуванчик, клевер, ромашка и др./

Послушайте, как об этих цветах с любовью и нежностью говорил поэт Иван Бунин.

1-ый ученик.

«Полевые цветы»

Есть на полях моей родины скромные
Сестра и братья заморских цветов.
Их взрастила весна благовонная
В зелени майских лесов и лугов.

2-ой ученик.

Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой.
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.

3-ий ученик.

Веет от них красотою стыдливою.
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.

2) А какие цветы распустятся на нашей полянке? Отгадайте загадку:

Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички./Ромашки/

(Показывается рисунок с изображением ромашки. Рядом с этим рисунком прикрепляется на доску схема изготовления ромашки / смотри приложение1, рис № 1/. Опираясь на нее, учитель объясняет и демонстрирует последовательность изготовления соцветия. Полученный образец прикрепляется под схему.)

-Из белой бумаги. Используя большой шаблон, вырезаем круг, складываем его пополам. Затем половину круга сложим еще пополам. Получилась « юбочка мамы». Ее складываем пополам. Получается «юбочка дочки», а сложив ее еще пополам, получится «юбочка Барби». Закругляем оба нижних угла заготовки так, чтобы получилось длинное «заячье ухо». Вырезаем, разворачиваем ромашку и приклеиваем серединку – маленький круг из желтой бумаги.

К нам в гости пришел Буратино./Учитель показывает изображение Буратино/ Он поможет мне объяснить правила изготовления следующего цветка. А какого, вы узнаете, послушав стихотворение Сергея Есенина.

4-ый ученик

Я не люблю цветы с кустов,
Не называю их цветами.
Хоть прикасаюсь к ним устами,
Но не найду к ним нежных слов.

Я только тот люблю цветок,
Который врос корнями в землю.
Его люблю я и приемлю,
Как северный наш василек.

Какой цветок мы будем изготавливать с Буратино? /Василек/

-Для василька вырезаем большой круг, из которого складываем «юбочки: для мамы, для дочки». Из этой «юбочки» Буратино захотел сшить себе брюки. Внизу, посередине заготовки он вырезал длинный острый (как его нос) треугольник. Так как Буратино озорничать любил, он вырезал на каждой «ножке» по флажку. Развернул заготовку и получился василек. Приклеиваем серединку - маленький круг из белой бумаги /приложение1, рис № 2./

Здесь должны распуститься и красные маки.

5-ый ученик

Мак.

Это чудо заметил бы всякий.
Степь синеет все шире, а там
Разбежались пунцовые маки
По дымящимся в зное холмам.
Разбежались в таком изобилье,
Там порхают, сухи и легки,
Точно это все – бабочек крылья,
А не маков простых лепестки.

Из большого красного круга складываем «юбочку для мамы», закругляем оба нижних угла примерно до середины заготовки, разворачиваем, приклеиваем серединку – маленький круг черного цвета / приложение1, рис № 3./

На нашей полянке появятся и маленькие « солнышки».

6-ой ученик

Одуванчик.
О. Высоцкая

Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца –
Маленький портрет.

- Для одного цветка вырезаем два желтых круга: большой и средний. Складываем «юбочки: для мамы, для дочки». Вновь Буратино пытается сшить себе брюки. Внизу, посередине заготовки он вырезал длинный острый (как его нос) треугольник. А затем на каждой «ножке» вырезал по такому же длинному острому треугольнику. Развернул заготовку. У него получилась красивая звездочка с длинными острыми лучами. Из оставшейся заготовки он вырезал поменьше звездочку и склеил их между собой (серединка к серединке). Получится одуванчик / приложение1, рис № 4/

3) -Ребята, выбирайте сами с какого цветка начнете работу. Смотрите на схемы. Они вам помогут. Как только изготовите цветок, выходите и приклеивайте его (серединкой). И наша полянка превратится в цветущую.

Дети начинают работать. Включается приятная музыка. Когда дети выполнят большую часть работы, проводится физкультминутка:

Физкультминутка « Цветы» Движения
Наши нежные цветки
Распускают лепестки.
Руки плавно поднимаются перед собой вверх,

немного разводятся в стороны.

Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Движения рук влево, вправо.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки.
Руки наверху плавно смыкаются и опускаются.
Тихо засыпают. Дети приседают.
Головой качают. Головой качают.

- Ребята, какие алые цветки мы сейчас изображаем? / Маки/

4) Полюбуйтесь, какая прекрасная цветущая полянка у нас получилась, как настоящая приложение1, рис 5/. И чтобы такая красота оставалась в природе, мы не будем срывать ни полевые, ни луговые, ни лесные цветы. Пусть они цветут и благоухают, радуют людей своими запахами и нарядами.

7-ой ученик

Если я   И не будет красоты.
Сорву цветок.   И не будет доброты.
Если ты   Если только
Сорвешь цветок.   Я и ты,
Если все:   Если мы
И я, и ты.   Сорвем цветы.
Если мы
Сорвем цветы,
И деревья, и кусты…

Мы будем оберегать красоту нашей природы и поступать так как говорил в своем стихотворении поэт Самед Вургун.

8-ой ученик.

Давайте пройдемся медленно по лугу
И здравствуй скажем каждому цветку.
Я должен над цветками наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать.
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.

5. Итог урока: 1) оценивание работы учащихся

А теперь ответьте на вопросы Буратино /Они записаны на доске/

- Чему научились? Что особенно понравилось и запомнилось?

- Как будете вести себя на лугу или поляне?