…замечательные, блестящие уроки есть там,
где имеется ещё что-то замечательное,
кроме уроков, где имеются и успешно
применяются самые разнообразные
формы развития учащихся вне урока.
В.А.Сухомлинский
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Мотивация является поэтому «запускным механизмом» (И.А.Зимняя) всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание.
Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе.
Мощным рычагом мотивации учения является внеклассная работа по иностранным языкам. Внеклассная работа в единстве с обязательным курсом создает условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения. Она способствует расширению сферы применения навыков и умений, приобретенных в обязательном курсе, и расширению языковой среды.
Если внеклассная работа сопровождает весь курс обучения учащихся иностранному языку в школе, то она успешно поддерживает так называемую близкую мотивацию, так как в каждой точке учебного процесса создаются условия для приобретенных знаний, навыков и умений, что, в свою очередь, обеспечивает стойкое положительное отношение к учению.
Внеклассная работа своими увлекательными формами вызывает определенный эмоциональный настрой, облегчает достижение целей обучения.
Участие детей в различных формах внеклассной работы помогает им преодолеть скованность и барьер страха при общении на иностранном языке.
Большое внимание уделяю внеклассной работе по предмету. Считаю, что путем вовлечения учащихся во внеклассную деятельность, я повышаю мотивацию к изучению иностранного языка (немецкого), так как создаю условия для появления внутренних побуждений к учению. Так пришла идея организовать кружок немецкого языка «Юные таланты».
Кружок, как форма внеклассной работы, известна давно. Она приобрела уже более или менее устоявшиеся признаки, получила отражение в печати. Кружковая работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа действительно не только углубляет знания по иностранному языку, но и способствует расширению кругозора школьников. Кружок готовит их к участию в общешкольных мероприятиях на изучаемом языке, способствует их самопознанию, самоутверждению и самовыражению.
Нам с учащимися 10-х классов удалось организовать этот кружок. Кружок объединяет учащихся разного возраста, увлекающихся различными видами деятельности: чтением, говорением, инсценированием и разучиванием песен на немецком языке, постановкой номеров художественной самодеятельности.
Не была уверена в том, что учащиеся старших классов согласятся играть роли животных в спектаклях. Но ребята с удовольствием работали над созданием спектаклей.
Нашим первым спектаклем был «Колобок» (в нашей музыкальной сказке Колобок не погибает).
Силами учащихся старших классов были подготовлены сказки «Волк и семеро козлят», «Большая пребольшая репка» (по американской сказке), «Бременские музыканты».
Музыкальное сопровождение, танцы, костюмы ребята готовили сами.
Большой популярностью у учащихся 5-6 классов пользуется драматизация с использованием кукол. Силами самих учащихся были изготовлены куклы, ширма, декорации, театральный реквизит. Поставлено три сказки: «Колобок» (где Колобок идет в гости к внучке на день рождения), «Теремок», «Буратино». Сценарии спектаклей были построены на изученных лексических единицах, грамматике и речевых структурах. Наши артисты выступали перед учащимися школы и перед взрослым населением города.
В целях повышения интереса к изучению немецкого языка стало традицией проведение силами кружковцев мероприятий:
- Рождественская сказка.
- Праздник Светлой Пасхи.
- В гостях у сказочника.
Перед праздниками проводится большая подготовительная работа: конкурсы рисунков, открыток, плакатов, стихов, поделок, разучивание песен.
Многолетний опыт работы в школе показывает, что если у учащихся интерес к изучению иностранного языка снижается, то можно вызвать их познавательный интерес, разбудить их духовно. Всем детям близок дух познания, дух общения и коллективизма, и им необходимо выразить себя в творчестве, фантазии, игре, соревновании. В этом ребятам помогает внеклассная работа, которая играет огромную роль в развитии личности учащихся, так как она требует от учащихся умственных, волевых усилий, работоспособности, памяти и внимания. Это, в свою очередь, развивает мышление, волю и многие другие качества, необходимые современному всесторонне развитому человеку. Участвуя в тех или иных мероприятиях, ученикам приходится выполнять различного рода виды деятельности, в каждом из которых доминируют определённые психические процессы. Следовательно, развиваются определённые способности.
Мы хотим предложить два сценария, которые можно использовать во внеклассной работе.
Das Theaterstück « KOLOBOK » ( для кукольного театра)
Autor:
Die Handlung spielt in einem Städtchen. Es lebten einmal die Mutter, die Oma und die Enkelin. Die Oma lebte im Dorf hinter dem großen Wald.Am Sonntag hat die Enkelin
Geburtstag. Am Morgen hat die Oma KOLOBOK gebacken.
Oma :
Nun, du bist KOLOBOK.Du bist Geschenk für meine Enkelin. Lief zu ihr !
Kolobok :(на полянке напевает песенку)
Oh, wie schön ist das Leben.Die Sonne scheint hell, die Vögel singen.
Häschen: ( выбегает зайчонок )
Wer ist das? So schmeckhaft. Ich bin hungrig. Ich esse dich!
Kolobok:
Du darfst das nicht machen! Ich bin KOLOBOK. Ich laufe zur Enkelin. Sie hat heute Geburtstag. Komm mit mir!
Häuschen :
Gut .( зайчонок и Колобок весело бегут по тропинке, напевая песенку )
Wölfchen : ( из- за кустов появляется волчонок)
Guten Tag! Wohin geht ihr? Und wer ist das? Wer bist du?
Kolobok :
Ich? Ich bin KOLOBOK.
Wölfchen:
Ich möchte essen. Ich bin hungrig.
Kolobok :
Iss mich nicht! Komm mit uns zur Enkelin! Sie hat heute Geburtstag.
Wölfchen:
Mit Vergnügen !
(на полянку выходит медвежонок)
Bärchen :
Wohin geht ihr so schnell?
Kolobok :
Wir gehen zur Enkelin.
Häschen :
Sie hat heute Geburtstag.
Wölfchen :
Komm mit uns!
Bärchen :
Ich bin einverstanden. Ich komme mit.
(навстречу выходит лисёнок)
Fuchs :
Entschuldigen Sie bitte! Wohin lauft ihr?
Alle zusammen antworten: Wir gehen zur Enkelin. Sie hat heute Geburtstag. Komm mit uns!
Enkelin: (сидит печальная около домика, в гости никто не пришёл. Появляются Колобок и зверюшки)
Oh, meine lieben Gäste! Ich warte auf sie.
Dir gebe ich Marmelade, du bekommst Limonade. Und das sind Mandarine und Apfelsine.
Wollen wir Tee trinken! Kommt!
Kolobok: (плачет)
Enkelin:
Warum bist du so traurig? Warum weinst du?
Alle :
Er hat Angst, das wir ihn essen werden.
Enkelin:
Weine nicht! Wir haben viele Süßigkeiten.Komm!
(звучит музыка , все поют песенку -„ Meine Schwester tanz mit mir!“
ENDE
Die größte Rübe nach dem amerikanischen Märchen
Bühnenbilder
- Im Zimmer.
- Auf dem Feld.
- Auf dem Feld.
Personen:
Mann und seineFrau | Schweinchen | Rübe | Maus |
Ihre Kinder | Hund-Shutschka | Hund-Ljuska |
1.Im Zimmer
Mann: Endlich kommt der Frühling.Wir müssen ansäen.Meine Liebe!
Frau : Wie bitte, mein Lieber?
Mann : Was säen wir in diesem Jahr an?
Frau: Mohrrüben will ich nicht ansäen.Erbsen, Bohnen-auch nicht. Oh, ich habe eine Idee. Wollen wir Rüben ansäen!
Mann: Das ist wirklich eine gute Idee.
Frau: Kinder, kommt, kommt, wir säen Rüben an. Arbeiten wir alle!
2. Auf dem Feld (все идут работать в поле: дети копают, отец им помогает; мама сажает репу)
Frau : Gut. Jetzt ruhen wir uns aus. Kommt! Das Essen ist fertig
(после работы все идут обедать)
Frau: (прошла весна, наступила осень)
Der Fr ü ling geht weg . Der Herbst kommt.Vielleicht wuchsen die Rüben?
Mann: Wollen wir sehen! Komm!
3. Auf dem Feld
Mann : Diese Rübe ist klein, diese ist zu klein.Oh! Was ist das? Solch eine große Rübe!
Man muß sie ernten. Mein Schatz, hilf mir!
Frau: Warte, warte.Ich laufe, mein Lieber.
(пытаются вытащить репу, но ничего не получается, зовут детей)
Frau : Kinder, Wasja, Dusja,kommt her!
Kinder: Wie bitte, Mutti?
Frau : Helft uns!
Kinder: Gut! (все тянут, тянут, но вытянуть не могут, прибегает свинка)
Schweinchen: Braucht ihr meine Hilfe?
Alle : Ja, ja, hilf uns.
Schweinchen : Rufen wir n а ch dem Hund.
Shutschka,Shutschka!Komm!
Shutschka : Was ist los? Kann ich helfen?
Alle : Ja, ja.
Schweinchen: Greift nach meinem Schwanz.
( репу вытащить не смогли, Свинка зовёт свою подружку Люську)
Rufen wir meine Freundin Ljuska.
Alle rufen : Ljuska! Ljuska!
Ljuska: Oi,Oi. Wer ruft mich? Ich hatte keine Zeit, um mich frisieren zu lassen.
Shutschka : Mach bitte keine Umstände! Du bist so schön, wie eine Prinzessin.
Ljuska: Danke, danke!
Frau: Ljuska, hilf uns bitte!
Ljuska: Mit Vergnügen
( выбегает Мышка , принюхивается )
Maus: Gibt es hier Käse? Ich möchte essen.
Ljuska: Hilf uns!
Maus : Seid ihr verrückt? Ich bin sehr klein.
Mann: Du hast starke Muskeln.
Maus: Nun Gut, ich helfe euch.
Alle: Hurra! Hurra! Wir haben unsere Rübe herausgezogen!
Ende
Выход всех героев сопровождается современной музыкой и танцами. Эту сказка смотрится лучше, если роли исполняют учащиеся старших классов.
Учащиеся с интересом занимаются этой деятельностью, испытывают удовлетворение от достигнутых результатов. Осознание успеха и чувство гордости стимулируют их деятельность во внеклассной работе.
Внеклассная воспитательная работа занимает особое место в поддержании высокого уровня мотивации, интереса к иностранному языку.