Развитие речи и восприятия учащихся путем создания эмоционально-эстетической атмосферы на уроках

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • Познакомить с произведением С.Есенина «Черемуха».
  • Формировать навыки выразительного чтения.
  • Учить работать с текстом.
  • Способствовать развитию речи, памяти.
  • Расширять эмоционально-чувственную сферу: учиться передавать чувства при помощи красок, мимики, жестов.
  • Воспитывать у детей чувство любви к природе, к прекрасному.

Оборудование:

  • Картины с изображением ранней весны и поздней весны.
  • Выставка рисунков учащихся «Весенний день».
  • Выставка книг./произведения о весне/.
  • Портрет С.Есенина
  • Грамзаписи /аудиокассеты/
  • Чайковский «Апрель»
  • С.Есенин «Черемуха»
  • «Баркаролла», вальс, марш
  • Краски, кисти, альбомный лист.

ХОД УРОКА:

Оформление доски: Картины, рисунки учащихся, выставка книг, веточки с распускающимися листочками.

Портрет С.Есенина.

Запись на доске: (Весна. С.Есенин «Черемуха») закрыто

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила….

I. Организационный момент.

Эмоциональная подготовка.

 

У. Послушайте музыку /«Баркарола»/. В каком времени года вы оказались?
Д. Мы оказались в гостях у весны.
У. Что вы представили? (Что видели вокруг?)
Д. Просыпается природа: распускаются листочки на деревьях, ручьи журчат….
У. Какие слышали звуки? Какие чувствовали запахи?
Д. ……..
У.

На сыром альбомном листе изобразите цветовым пятном свое настроение.

Д.

/Играет музыка, дети рисуют. Показывают работы друг другу/.

У.

На бумаге цветом вы изобразили настроение, а сейчас мимикой и жестами вы покажете те чувства, которые у вас возникают, у любого человека, когда он чем-то любуется...Покажите восхищение, радость, очарование, восторг.

II. Проверка домашнего задания.

У. В начале урока музыка пригласила нас в гости к весне.

Кто вспомнит весенние месяцы?

Д. Март, апрель, май
У. В каком произведении мы с ними встречались?
Д. Мы встречались с весенними месяцами в произведении

В.Бианки «Синичкин календарь».

У. Перескажите апрель (май) используя элементы театрализации.
Д. ……..
У. Какие рисунки и картины можно отнести к марту?

(апрелю, маю). Покажите на доске; несколькими словами докажите правильность выбора

Д. ……..
У. Весна в полном разгаре.

Прочитайте четверостишие на доске и постарайтесь сформулировать тему урока

Д. Выдвигают версии….
У. Открывает тему урока.

Объявляет цели урока

III. Подготовка к восприятию нового материала.

У. Я приглашаю вас войти в картину, на которой изображена цветущая

черемуха…

Вошли, постояли, прислушались…..

Что чувствуем? Что ощущаем?

Д. Чувствуем запах цветущей черемухи, дуновение ветерка ощущаем праздник в душе…
У. Какие звуки слышите?
Д. Шелест листвы, пение птиц, голоса людей, журчание воды…
У. Какие чувства хотел автор передать?
Д. …….
У. Поздней весной, когда «все любит и поет», как сказал А.Толстой, зацветает черемуха, через две недели после того, как распустятся листочки. Дерево стоит, как в облаке, которое спустилось на землю. Черемуха – дерево доктор. Она даже своим пьянящим запахом убивает микробов. Может быть это дерево поэтому такое светлое, чистое, легкое, словно святое! Этой красотой можно только любоваться и хранить ее, не обламывать.

Это мы смотрели на черемуху глазами художника, а сейчас посмотрим глазами поэта С.Есенина.(указать на портрет автора)

1У. Знакомство с новым материалом.

У. Прослушайте запись произведения С. Есенина «Черемуха».

Что ощущал автор, увидев цветущую черемуху?

Д. ………
У. Что можете сказать о характере автора? Что это был за человек?
Д. ………
У. Постарайтесь дома найти материал о С.Есенине.

Подтвердится ли наше предположение о нем

У. Возьмите отпечатанный текст, перечитайте стихотворение представив себя черемухой. (одним цветом выделить слова, которые вы хотите выделить голосом). Что черемуха чувствует?
Д. Черемуха счастлива тем, что украсила собой уголок природы, принесла радость людям, птицам, насекомым…
У. Может быть она такая красивая потому, что старается для других:

для людей – красота, плоды,

для насекомых – нектар,

для птиц – дом,

для других деревьев – праздник находиться рядом с ней…

Так и люди: когда думают о других, они как бы светятся той радостью, которую несут людям.

У. Подбор музыкального произведения.

У. Прослушайте 2 музыкальных произведения (вальс, марш) какое из них больше подойдет к нашему стихотворению и почему?
Д. Отвечают, обосновывая свой выбор.

У1. Работа со словом.

У. Перечитайте произведение, отметьте в тексте слова и выражения, которые помогли увидеть красоту черемухи
Д. ……
У. Объясните, почему автор взял слово «душистая».

Подберите синонимы.

Д. Пахучая, ароматная…..
У. Почему автор взял именно эти слова и выражения - «ветки золотистые»
Д. Листочки еще клейкие, и смола блестит на свежих листочках.

Создается эффект золотого свечения, подчеркивается особая красота.

- «кудри завила»

Д. Кисточки похожи на кудряшки девушки, олицетворение.- «развесившись»
Д. Хочется показать красоту всем, ветки, как руки, протягивает дальше.

- «на солнышке (не на солнце) горит»

Д. Даже солнце ласково относится к такой красоте, не палит черемуху, а освещает, греет, ласкает….
У. Возьмите другого цвета ручку. Перечитайте стихотворение. Вы ручеек. (выделите слова, которые вы хотите показать голосом.)

Найдите и прочитайте слова и выражения, где ручеек показан как живой.

Д. Бежит, струится….
У. Почему автор использовал слово «вкрадчиво».
Д. Журчит тихонько, прячась. Боится спугнуть сказочную красоту.
У. Почему в тексте использовано слово песенки (а не песни) поет?
Д. ……

УII. Работа над выразительностью.

У. Возьмите простой карандаш.

В 1-ом четверостишии расставляем паузы, подчеркиваем слова, которые нужно выделить голосом. (по строчкам, вместе с учащимися)

Д. Прочитать четверостишие, показывая голосом красоту природы. (1-2 уч-ся).
У. Я хочу передать очарование, восхищение используя мимику и жесты. (читает учитель). Кто прочитает так, как он почувствовал это четверостишие, используя мимику и жесты.
У. Второе четверостишие прочитайте самостоятельно (расставить паузы и подчеркнуть слова, которые нужно выделить голосом).
Д. Самостоятельно работают.
У. Кто сможет прочитать четверостишие так, как он это чувствует, используя мимику и жесты. (1-2 уч.) (Аналогично третье и четвертое четверостишие).

УIII. Чтение под музыку.

У. Включаем музыку, которую вы выбрали. Хором читаем стихотворение, используя мимику и жесты.
Д. Читают хором, слушая друг друга.
У. Прочитаем по четверостишиям под музыку по 1 учащемуся.

IХ. Ролевое заучивание.

У. Работать будем над первым и вторым четверостишием. Вам нужно представить себя черемухой (бабочкой на черемухе, облачком, ручейком…) и прочитать так, что-бы мы поняли, что вы ощущаете, чувствуете, что видите…
Д. Читают стихотворение, используя мимику и жесты.

Х. Итог:

- С каким произведением работали ?

- Что интересного узнали?

Х1. Домашнее задание.

Выучить стихотворение.

Найти информацию о С.Есенине.

Урок 2

Тема: Л.Н.Толстой «Прыжок»

Цель:
  • Познакомить с произведением Л.Н. Толстого «Прыжок».
  • Учить работать с текстом.
  • Расширять эмоционально-чувственную сферу.
  • Создавать атмосферу теплоты и ценности человеческого общения.
Оборудование:
  • Портрет Л.Н. Толстого.
  • Выставка книг Л.Н. Толстого.
  • Детские рисунки парусников
  • «Светофорики».
  • «Свеча» - полоска бумаги 2 см х 15 см
  • Краски, кисть, альбомный лист.

Оформление доски: Портрет Л.Н. Толстого.

Рисунки парусников

Запись: Л.Н. Толстой «Прыжок»

ХОД УРОКА:

Подготовка к работе.

Организационный момент.

У. Сегодня мы отправимся в необычное путешествие. Прежде чем отправиться в путешествие, надо подготовиться: (Упражнение на дыхание)
1.Проверим свое здоровье – дышим на «свечу» ---- вдох-выдох, чтобы листок не отклонялся.

2. Проверим, как умеете подавать команды и выполнять их. ( чтение лесенки за указкой: четкость тише-громче)

3.Скороговорка: «Прыгал, прыгал, попрыгунчик, упрыгал, потерялся, всё –ё – ё. ..

II. Проверка домашнего задания.

У. От берегов Африки, погрузив продовольствие и воду отправляемся по сюжету рассказа «Акула». Л.Н. Толстого. Пересказ 2-ой части рассказа (отвечающие получают жетоны

О – «5» ? - «4» ^ - «3»

У. Заполним бортовые журналы. Проверим команду. Все ли имеют достаточно знаний, чтобы отправиться в путешествие

Концентрация.

Тетрадочки открыли. Я читаю вопросы, вы выбираете ответ, записываете нужную букву.

1…точно из топленой печки несло на нас горячим воздухом

а/. из пустыни Сахары
б/.из пустыни Гоби.

2. а/. Перед восходом солнца капитан вышел на палубу и крикнул: “Купаться !”
б/. Перед закатом солнца капитан вышел на палубу и крикнул: “ Купаться!”

3. а/. Отец мальчика стоял на палубе и любовался на своего сынишку.
б/. Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку.
в/. Отец мальчика, капитан корабля, стоял на палубе и любовался на своего сынишку.

Мы все услыхали:

а/. пронзительный визг;
б/. громкий крик;
в/. слабый стон .

Раздался выстрел.

а/. По волнам колыхалось белое брюхо мертвой акулы.
б/. По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы.

/а, б, б, а, б/ Код дальнейшего движения.

У кого всё правильно – поднимите зеленый фонарик «Светофорика».

У. От лица кого шло повествование?
Д. От лица рассказчика – героя.

II. Новый материал.

У. Будьте внимательны, чтобы правильным был курс, вся команда должна работать дружно и четко на всем пути следования.

Предположение

У. Прочитайте на доске
Д. Л.Н. Толстой «Прыжок»
У. Как вы думаете, о чем может быть произведение?
Д. ….
У. Плаванье на кораблях было долгим, по несколько месяцев, на корабль брали забаву – обезьянку. Что из этого вышло, мы сейчас узнаем. Слушайте, следите, а потом скажите, кто передал события:

рассказчик – герой (сам участвовал),

рассказчик – повествователь (рассказывает кто-то).

У. Учитель читает смысловыми частями.

- А что может быть дальше?

- Что чувствует герой? (обезьяна, мальчик, люди)

Физминутка ( по сюжету)

Вы мальчик на корабле.
Радостно лезет по веревке, по лестнице, идет по перекладине,
качается, отпустил веревку…..
Отец крикнул: «Прыгай!»
Мальчик прыгнул (присели)
Матросы вытащили мальчика (покажите как), привели в чувства.
Заняли свои места. Плывем дальше.

У. Какой жанр у произведения Л.Н. Толстого?
Д. Рассказ.
У. Страшное позади. Почему такое случилось?
Д. …..
У. Перечитайте последний абзац. Какие чувства вы испытали?
Д. ………

III. Составление диафильма по основным частям сюжета.

( Цвет, настроение, ощущения к каждой части)

Д 1. Люди отдыхают на палубе.
2. Обезьяна взобралась на мачту и повесила на нее шляпу.
3. Мальчик идет по перекладине и отцепляется
4. Отец прицелился, мальчик прыгает.
У. (Кто из героев где находится? Как выразить внутреннее состояние?)
Д. 5. Матросы вытаскивают мальчика.
У. Что выражают лица матросов, пассажиров?
Д. 6. Все рады, отец убегает к себе.
У. Что отражено на лицах участников плаванья?

Домашнее задание. Рисунок к любой части.

IУ. Чтение рассказа. Беседа по тексту.

У. Докажи текстом:

- Почему так вела себя обезьянка.
- Почему мальчик полез за обезьянкой? (смеялись)
- Что говорит о том, что мальчик это делал много раз? (в 1 мин)
- Почему все были спокойны, когда мальчик лез по лестнице и канату.
- Почему все замерли от страха? ( пустил веревку, разобьётся вдребезги)

У. (Мачта высотой 25-30 м (5-8 этажей) из прочных пород деревьев).

- Какие черты характера автора просматриваются, когда читаем рассказ? Каким он был человеком?

Д. Добрый, внимательный, переживал, сочувствовал
У. Чему учит Л.Н. Толстой рассказом «Прыжок»? Зачем автор нам об этом рассказал?
Д. ……..
У. Найдите сравнения, эпитеты.

Изображение цветом.

У. На сыром листе покажите цветовым пятном какое было настроение у вас, когда читали начало рассказа. Какое чувство, настроение было в конце рассказа?

У. Домашнее задание.

Рисунок к любой части составленного диафильма, нарисовать.

У1. Итог:

С каким произведением работали на уроке?
К какому жанру оно относится?
Что больше всего запомнилось?