«Формирование устойчивого познавательного интереса к информатике как путь личностного роста ученика»
Содержание:
Введение
1. Место познавательного интереса в познавательном процессе
2. Уровни развития познавательного интереса
3. Психологический аспект проблемы
4. Виды стимуляции познавательного интереса
4.1. Стимуляция познавательного интереса учащихся при помощи содержания учебного материала
4.2. Стимуляция познавательных интересов, связанная с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся
4.3. Зависимость познавательного интереса от отношений между участниками учебного процесса
Литература
Введение
Проблема формирования познавательного интереса к обучению представляет особую значимость для преподавания информатики. Родоначальником научного подхода к теоретическому и практическому решению проблемы интереса можно по праву считать великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670). В своей книге «Великая дидактика» он писал: «Какое бы занятие ни начинать, нужно прежде всего возбудить у учеников серьёзную любовь к нему, доказав превосходство этого предмета, его пользу, приятность и что только можно». По мнению Коменского, в природе каждого ребёнка заложены нравственные и умственные возможности, которые позволили учёному отбросить старые методы воздействия, средства запугивания, постоянного контроля и подавления личности ученика, выдвинуть положение о лёгкости, приятности и основательности обучения.
«Воспитатель не должен забывать, что ученье, лишенное всякого интереса, и взятое только силою принуждения… убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт» - писал К.Д. Ушинский. Великий русский педагог разработал оригинальную систему пробуждение любознательности и развития интереса к знаниям, связанную с воспитанием внимания.
Выдающиеся педагоги, такие как Коменский, Ушинский, Блонский, Сухомлинский – внесли большой вклад в разработку теории интереса, хотя и не все они занимались специально этой проблемой. Вопросы формирования интереса в обучении более детально исследуют педагоги: Г.И. Щукина, В.С. Ильин, Н.Г. Морозова, А.К. Маркова, Ш.А. Амонашвили, Ю. К. Бабанский, В.Б. Бодаревский, М.В. Матюхина, Е.И. Кирганцева и др.
§1. Место познавательного интереса в познавательном процессе
Прежде всего, определим само понятие – познавательный интерес. Что это такое? Г.И. Щукина писала: «Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов». Пробуждение познавательного интереса – это всего лишь начальная стадия большой работы по воспитанию глубокого устойчивого интереса к знаниям и потребности к самообразованию. Интерес в широком смысле слова – это направленность личности на изучение всего нового, овладение умениями, приобретение различных навыков. Интерес к знаниям или познавательный интерес – это направленность личности ребёнка на овладение знаний в той или иной предметной области. Учитель русского языка и литературы, физики и математики, любого другого предмета воспитывает интерес к своему предмету. Учитель информатики – стремится пробуждать и развивать у учащихся на основе специального интереса стремление к изучению смежных предметов, овладению всей совокупностью знаний. Ведь именно информация несет человеку знания об окружающем мире. А понятие информации является ключевым в предмете информатики. Расширение кругозора ребят – вот необходимое условие для изучения предмета информатики.
Определим место познавательного интереса в структуре познавательного процесса.
ПИ – познавательный интерес к информатике;
ПА (познавательная активность) – личностное отношение познающего субъекта к процессу познания;
ПС (познавательная самостоятельность) – характеристика личности ученика, связанная с инициативой в процессе учения, с поиском различных путей нового знания без участия учителя и помощи со стороны;
УПД (учебно-познавательная деятельность) – такая деятельность, результатом которой является открытие учеником новых знаний, умений и навыков;
УД (учебная деятельность) – деятельность ученика, результатом которой является закрепление новых знаний, умений и навыков;
ПД (познавательная деятельность) - деятельность, результатом которой является открытие учеником нового, неизвестного для него научного знания.
От любопытства к заинтересованности, от заинтересованности к стойкой познавательной активности, от них к пробуждению научной любознательности и всё более устойчивой направленности личности на изучение предмета – таков путь зарождения и развития интереса к знаниям, связанный с мобилизацией воли, энергии, трудолюбия.
Познавательный интерес оказывает влияние на личность школьника многозначно. Можно объединить в системе преподавания все три особенности интереса как цели, средства и результата.
- С точки зрения воспитания интереса в плане развития общей познавательной направленности, активности и любознательности, как черты личности эту проблему можно рассматривать как цель обучения или же его мотив.
- Когда мы создаём с помощью элементов занимательности, вводимым на разных этапах урока, лекции, доклада, внимание к теме, мы пользуемся интересом как средством обучения. В этом случае мы используем объективно привлекательные свойства предметов, явлений, событий, процессов (эффектный опыт, неожиданные сравнения, парадоксальные явления, впечатляющее слово).
- На более высоком уровне своего развития познавательный интерес, будучи достаточно прочным, устойчивым, занимающим доминирующее положение в кругу других мотивов, становится уже свойством личности, которое называют любознательностью, пытливостью. Здесь уже интерес выступает как результат обучения.
§2. Уровни развития познавательного интереса
По характеру проявления познавательного интереса в процессе изучения предмета выделяем уровни развития познавательного интереса. ? - низкий уровень, ?? - средний и ??? – высокий уровень. Так, у учащихся с низким уровнем развития познавательного интереса активность на уроках ситуативная, часты отвлечения, предпочтение отдаётся задачам репродуктивного характера, со стереотипными действиями. Учащиеся со средним уровнем развития познавательного интереса предпочитают также поисковый характер деятельности, но не всегда склоны к выполнению творческих заданий, их самостоятельная деятельность носит эпизодический характер, зависит от внешних стимулов. Учащиеся с высоким уровнем развития интереса отличаются самостоятельностью, активным участием на уроке, предпочтением учебной деятельности более трудного характера. По каким внешним проявлениям можно судить о возникновении и углублении познавательного интереса у учащихся?
1. Прежде всего, это многообразные проявления, характеризующие мыслительную активность учащихся:
1.1. вопросы учащихся, которые свидетельствуют об ориентировке в знаниях, об умственной активности школьника, о стремлении проникнуть в сущность объекта изучения – явления, события содержания учебного предмета;
1.2. стремление учеников по собственному почину, без указаний и требований учителя, принять участие в рассмотрении и обсуждении фронтальных вопросов, в дополнении и исправлении ответов товарищей. В этом смысле, готовность учащихся дать развёрнутый ответ на вопрос учителя следует считать признаком наличия познавательного интереса;
1.3. сосредоточенность внимания на предмете интереса;
1.4. характер процесса деятельности: и то, как принимается задания - готовностью к действиям или безразличием, и то, как выполняется поставленная задача – самостоятельно или по образцу (а то и просто списывается с доски готовое решение), и то, насколько внимателен при этом ученик или рассеян, и то, как он относится к процессу своей деятельности – увлечен или равнодушен, и то, наконец, каков результат выполнения поставленной задачи (глубина, основательность, оригинальность или узость и примитивность в подходе).
2. Эмоциональные проявления учащихся также является показателями познавательного интереса, которые можно зафиксировать в процессе наблюдения:
2.1. в речевых реакциях восклицаниях (типа «Вот здорово!»), в обмене мнениями с соседом;
2.2. в наступившей тишине, которая свидетельствует о взволнованности учащихся;
2.3. в адекватности реакций учащихся в ответ на происходящие в классе (смех в ответ на юмор и курьёзные ситуации, мимика гнева, радости, разочарования, мыслительного напряжения, соответствующие содержанию ситуации).
3. Показателями, распределяющими в процессе наблюдения картину устойчивости и силы познавательного интереса, являются и избирательная направленность круга чтения учащихся и участие по свободному выбору в различных формах и видах внеклассной работы (КВН, предметный кружок, вечера, расширяющие кругозор), и выполнение индивидуальных заданий, и характер использования свободного времени.
Нашей задачей является формирование познавательного интереса, вывод учащихся с низким уровнем на средний и, далее, высокий уровень развития познавательного интереса.
§3.Психологический аспект проблемы
Интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:
- положительными эмоциями по отношению к деятельности;
- наличием познавательной стороны этих эмоций;
- наличием непосредственно мотива, идущего от самой деятельности.
В процессе обучения важно обеспечивать возникновение положительных эмоций по отношению к учебной деятельности, её содержанию, формам и методам осуществления. Эмоциональное состояние всегда связано с переживаниями, душевными волнениями, сочувствием, радостью, гневом, удивлением. К процессам внимания, запоминания, осмысливания в таком состоянии подключаются глубокие внутренние переживания личности, которые делают эти процессы интенсивными и оттого более эффективными в смысле достигаемых целей. Создаваемые на уроках ситуации должны вызывать радость узнавания не побочных ярких подробностей, деталей, а основных идей изучаемой проблемы. Эмоции должны вводить ученика в проблему, а не уводить от неё – в этом отличие подлинных познавательных эмоций от эмоций развлекательного, побочного характера.
§4. Виды стимуляции познавательного интереса
В современной педагогике существуют различные методы стимуляции познавательных интересов учащихся в учебном процессе и разные подходы к их классификации.
В процессе обучения имеет место использование трёх видов стимуляции познавательных интересов учащихся:
- 1-й вид стимуляции имеет своим источником содержание учебного материала;
- 2-й вид стимуляции осуществляется в ходе организации учебной деятельности школьника;
- 3-й вид стимуляции опирается на фактор общения и связан с отношениями, которые складываются в учебном процессе между учениками, также между ними и учителем.
Важно отметить следующее:
- во-первых, обнаружение на уроках того или иного стимула ещё не является свидетельством влияния на интерес исключительно только одного этого стимула;
- во-вторых, каждый стимул не действует изолированно, а во взаимодействии с другими стимулами;
- в-третьих, один и тот же стимул и в различных классах, и в разных возрастах имеет свою модификацию и по-разному влияют на интерес.
А теперь рассмотрим каждый из этих видов последовательно.
§4.1. Стимуляция познавательного интереса учащихся при помощи содержания учебного материала
- Новизна содержания – важный побуждающий познавательный интерес стимул, который вызывает ориентировочную реакцию учащихся. Наиболее важными состояниями человека, сопровождающими процесс его активной ориентировки является состояния неожиданности, озадаченности, удивления. Новизна и есть тот стимул внешней среды, который возбуждает эти состояния, несёт ученику по возможности положительные эмоции. Это – множество новых фактов, сведений, теорий, о существовании которых большинство учащихся ранее и не подозревало.
- Обновление уже усвоенных знаний. Чтобы возбудить интерес, писал К.Д. Ушинский, предмет должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком ученикам. Ребёнок соприкасается с множеством элементов знаний до систематического обучения, приобретает знания на уроках других дисциплин. Новое знание приобретает особый смысл для школьника тогда, когда происходит сравнение того, что он знал ранее и чем он овладел сегодня, сейчас. Следовательно, не возможно использовать новизну содержания как постоянный стимул развития познавательного интереса. В школе изучается не всё новое, а многое из того, что стало привычным, утратило свою прелесть из-за частой повторяемости. Обновление прежних знаний, новый аспект рассмотрения уже известного, возможность видеть в прежних, уже сложившихся и ставших привычными знаниях новые грани, новые повороты, новые стороны, которые озадачивают, производят впечатление странности, - это важный стимул познавательного интереса.
- Важным стимулом познавательного интереса, связанным с содержанием обучения, является исторический аспект школьных знаний (историзм), сообщение сведений из истории науки, истории научных открытий с одной стороны, познавательный интерес опирается на менее известный, иногда совсем новый материал, овладевая которым учащиеся в ещё большей мере осознаёт то, что им даёт урок. С другой стороны, исторический подход в изучении учебных предметов в какой-то мере приближает процесс учения к научному познанию. Узнать, каким было соответствующее знание у своих истоков, как оно развивалось, соприкоснуться с научными поисками, ощутить и испытать их трудности и радости – это значит приблизиться и к осознанию собственного познавательного процесса, пусть не открывающего, а усваивающего научные положения, но сопряженного всё же с поисками истины. Исторические сведения всегда менее известны ученикам и воспринимаются ими как неожиданно новое и привлекательное. Ознакомление с историей науки и её открытий способствует осознанию огромных трудностей научных поисков, поднимает престиж науки в глазах учащихся, формирует уважение к установленным научным фактам и понятиями
- Практическая необходимость в знаниях для жизни, для использования науки в целях практики. Трудно переоценить данный стимул познавательного интереса обучения информатике. Ведь практические навыки работы на компьютере имеет порой большее значение, нежели некоторые вопросы теории.
- Важным стимулом, связанным с содержанием обучения, является также показ учащимися современных научных достижений. Историю науки необходимо довести до современного этапа её развития, только тогда школьник увидит все её сложности, противоречия, мучительные поиски, гигантский труд, который стоит за внешним блеском открытий. Современные научные достижения помогают понять сложный процесс дифференциации научных знаний и единение современных наук для осуществления величайших открытий. На этом фоне и учебные знания возбудят интерес, станут необходимыми и значительными для подростков. Стимулировать переживание гордости за отечественную науку, заставлять восхищаться могуществом науки, силой ума человека без включения в содержание обучения данных о современных научных достижениях невозможно.
§4.2. Стимуляция познавательных интересов, связанная с организацией и характером протекания познавательной деятельности учащихся
Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересным. И тогда выступает ещё один, не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Вот почему воздействие различных форм организации и характера протекания учебной деятельности школьников порождает иной, своеобразный аспект формирования их познавательных интересов, отличный от аспекта стимуляции, вытекающей из содержания обучения.
- Многообразие форм самостоятельных работ учащихся позволяет выгодно ставить ученика в позицию человека, который оперирует знаниями, прилагает максимум умственных и волевых сил к решению познавательных задач. Успешно протекающая самостоятельная деятельность вызывает у учащихся положительные переживания, усиливающие активность протекания мыслительных процессов и помогающие осознать необходимость преодоления больших и малых трудностей.
- Проблемное обучение, а не преподавание готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда вызывает неослабевающий интерес учеников. Такое учение заставляет искать истину и всем коллективом находить её. В проблемном обучении на общее обсуждение ставится вопрос – проблема, содержащий в себе иногда элемент противоречий, иногда - неожиданности. Проблемная ситуация созданная на уроке, рождает у учащихся вопросы. А в появлении вопросов выражен тот внутренний импульс (потребность в познании данного явления), который так ценен для укрепления познавательного интереса. Для проблемного обучения характерно столкновение различных точек зрения, в которых нужно разобраться, чтобы затем занять собственную позицию. Проблемное обучение в силу этого стимулирует активный поиск доказательств, аргументов для отстаивания своей точки зрения. Это стимул для преодоления трудностей, для интенсивной мыслительной деятельности, для напряжения ума, для исследовательской активности.
- Для развития познавательного интереса важно усложнение познавательных задач. Материал учения располагается так, что ученик постепенно, но неуклонно и непременно преодолевает всё более и более сложные его ступени. Такой процесс обучения требует овладения всё более сложными умениями логически мыслить, разрешать противоречия, находить доказательства и т.д. Скучно решать задачу знакомую, известную, которая может быть решена при помощи уже ставших трафаретными способов. Но трудно и бесполезно решать задачу, к которой ты не подготовлен. Интересно решать задачу, которая требует как использования приобретенных ранее знаний и умений, так и новых, более сложных способов решения. Увлекательно решать задачу, где есть элемент сложности, преодоление которого приносит удовлетворение, приносит положительные эмоции.
- Стимулирующее влияние на познавательный интерес оказывают творческие работы учащихся, которые активизируют эмоционально-волевые и интеллектуальные психологические процессы, способствуют формированию творческих возможностей школьника. Творческие работы включают в себя не только поиск своеобразных и лучших решений познавательной задачи, но, как правило, бывают выражены в реально видимых результатах, которые можно сравнивать с творческими результатами других. Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процесс её выполнения, и её результат – всё требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок и кроссвордов, сообщения и доклады учащихся, рисунки и т.д. Любую творческую задачу, какой бы привлекательной внешне она ни казалась ученикам, нельзя вводить в обучение до той поры, пока у них нет необходимых умений для её выполнения. Требуется и подготовка восприятия самого задания, и элемент научения тому, как его выполнить. Только при этом условиях творческое задание может явиться стимулом формирования подлинного познавательного интереса.
- Оказывает влияние на познавательный интерес выполнение практических работ учащимися. Большую часть занятий по предмету составляют практические задания. Школьники выполняют их с охотой, при этом оттачиваются умения и применяемые знания становятся средством приобретения новых.
§4.3. Зависимость познавательного интереса от отношений между участниками учебного процесса
Третий вид стимуляции познавательного интереса в обучении определяется сопровождающими учебный процесс отношениями.
- Отношения между учителем учащимися всегда проявляются на уроке в эмоциональном тонусе деятельности учащихся, который либо способствует появлению и укреплению познавательного интереса, либо гасит его. Этот эмоциональный тонус зависит от многих факторов.
- Эмоциональность самого учителя играет большую роль в создании эмоционального тонуса познавательной деятельности учащихся.
- Педагогический оптимизм также оказывает сильное влияние на познавательный интерес школьника. Вера в ученика, в его познавательные силы и возможности – мощный побудитель интереса к учению.
- Взаимная поддержка в процессе обучения учителя и учащихся, это вполне объяснимо самой природой обучения, требующей непрерывного общения учителя с учениками, активного ответного отклика учащихся на все начинания учителя.
- Соревнование – так же можно рассматривать как стимул познавательного интереса, связанный с отношениями между учениками.
- Среди стимулов познавательного интереса, связанных с отношениями между учителем и учащимися, нужно выделить роль поощрений, которые достаточно широко используются в разных классах и в больной степени зависят от личности учителя и характера его отношений с учениками. Аргументированные положительные оценки и одобрительные суждения учителя и товарищей несут положительные эмоции, которые утраивают энергию учащихся.