Ум - это не сосуд, который
нужно наполнить, а пламя,
которое нужно разжечь.
Плутарх
В настоящих условиях развития народного образования одной из важных является задача развития личности ребенка. Необходимым условием для этого стало психологическое сопровождение учебного процесса как залог успешности в обучении каждого ребенка. Чешский психолог Д. Толлингерова предложила следующую оригинальную классификацию (таксономию) психологической сложности задач, способы конструирования и оценки заданий разной степени сложности, позволяющие учителю управлять на каждом уроке процессом становления у детей всего многообразия форм мыслительной деятельности от простого запоминания и припоминания до решения творческих задач
Таксономия учебных задач по методике Толлингеровой Д.
Таблица оформлена на основании работы «Психология проектирования умственного развития детей», Д.Толлингерова, Д.Голоушова, Г.Канторкова, Прага, 1994.
Такая таксономия стала основой разработанной программы педагогической исследовательской деятельности «Технология проектирования как способ управления умственным развитием детей», рассчитанной на четыре года (см. приложение №1).
Для системной работы по данной технологии были определены способы ее применения и содержание деятельности. С этой целью составлен следующий план с учетом специфики отдельных этапов школьной жизни учащихся с 1-го по 4-й классы
В результате творческого переосмысления теоретического материала основной формой проектирования и отслеживания умственного развития детей был избран Урок Успеха. Его идея заключается в том, что методика и форма проведения урока позволяют создать ситуацию успеха для каждого ребенка, так как:
- дают возможность выбора выполнения заданий по степени трудности;
- придают уверенность в правильности их выполнения;
- исключают боязнь перед получением отрицательной оценки;
- соревновательный характер создает благоприятную атмосферу для творческого проявления своих возможностей;
- наглядность итогов служит поводом для каждого оценить свои успехи относительно самого себя, сравнить их с предыдущими, сделать выводы о степени продвижения в умственном развитии.
Методические рекомендации к проведению Урока Успеха
Принципы подбора учебных задач
Задачи подбираются на изучаемом (изученном)
материале.
Задачи конструируются согласно таксономии
учебных задач Д. Толлингеровой.
Задачи должны соответствовать возрасту и
подготовке учащихся.
Задачи должны вызывать интерес и желание
учащихся выполнить эту работу.
Форма проведения.
Желательно проведение занятия соревновательного характера, т.к. это позволяет снять напряжение, возникающее при выполнении данной работы, повышает интерес к выполнению заданий, вызывает желание проверить свои возможности.
Подготовка и проведение занятия
Составляется план урока, в котором указывается
Цель – учителя: выявить интеллектуальный уровень учащихся, степень владения операциями познания;
ученика: выявить уровень собственных знаний и умений; овладеть умениями ориентироваться в выборе заданий той или иной трудности в соответствии с интересами и способностями.
Оборудование: листы-задания для учащихся и карточка «Мой Успех», необходимые учебные принадлежности.
Ход работы
- Сообщение темы и цели урока.
- Умственная разминка (в занимательной форме).
- Инструкция для учащихся. Перед вами задания различной степени трудности. Они оцениваются баллами. Вам нужно попытаться решить их самостоятельно. Попробуйте набрать как можно больше баллов. Можете решать последовательно или начать с любой (сложной) задачи. Если не можешь решить задачу, переходи к другой. Желаем успеха!
- Самостоятельная работа учащихся.
- Итоги работы: обработка данных - таблица по форме.
- Выводы, рекомендации, прогноз.
Критерии и оценка результатов текущей и итоговой работы рассматриваются учителем по двум направлениям:
- ценность дидактического материала к уроку, то есть когнитивная требовательность учебных задач;
- результативность деятельности учащихся, то есть качество выполненных работ и определение степени продвижения детей в умственном развитии .
С целью исследования учителем динамики умственного развития детей данные Уроков Успеха заносятся в сводные таблицы, из которых можно сделать вывод, насколько эффективна технология проектирования и управления умственным развитием детей.
Итоги успешности:
Овладение теорией учебных задач, технологией их конструирования и методикой проведения Урока Успеха дают возможность:
- выстроить стройную систему учебных задач , направленную на успешность каждого;
- осуществить мониторинг и управление умственным развитием детей;
- снять напряжение, возникающее у детей при выполнении работы;
- повысить интерес к данному виду деятельности;
- вызвать желание проверить и увидеть конкретный результат продвижения в собственном развитии;
- пережить состояние успеха.
Практический материал к Урокам Успеха представлен в приложении №2.